Программа: «Изобразительное искусство» (коллектив авторов, научный руководитель В.С.Кузин) Учебник для общеобразовательных учебных заведений: В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина «Изобразительное искусство» (изд. «Дрофа» Москва 1997г; 2003г. с изменениями или 2004 год изд.).
Тема урока: «Интерьер крестьянской избы». (рассчитана на 2 часа работы: 1урок - карандашный набросок, 2 урок – работа в цвете)…
Место темы в системе уроков: это предпоследний урок в разделе «Русский быт в прошлые века»
Тип урока: комбинированный (смешанный) урок (по Кузину).
Вид занятия: рисование по представлению, по памяти, с натуры (предметов, присутствующих в интерьере избы).
Интеграция предметов гуманитарного цикла (межпредметные связи): изобр. искусство, история Отечества, литература
Исходный уровень состояния знаний, умений и навыков учащихся, необходимый для усвоения данной темы:
Учащиеся знают:
- Первоначальные сведения о художественно-выразительных средствах (композиция, рисунок, цвет, колорит, светотень и т.д.)
- Простейшие композиционные приемы и художественные средства, необходимые в сюжетном рисунке;
- Простейшие закономерности перспективы; светотени, элементы цветоведения
- Исторические сведения из прошлого нашего народа, в т.ч. особенности труда и быта крестьян, их одежды, жилища, предметов быта, рукоделий, орнаментов и символов.
Учащиеся умеют:
- Проводить простейший анализ содержания художественных произведений разных жанров
- Отмечать выразительные средства изображения, их воздействие на чувства зрителя;
- Рисовать с натуры, по памяти, по представлению отдельные предметы и группы из 2-3 предметов
- Доступными графическими и живописными средствами передавать в изображении строение и перспективные изменения
- Уметь сравнивать свой рисунок с изображаемыми предметами, с образцом и исправлять замеченные ошибки
- Использовать цвет как средство выразительности, теплый и холодный колорит
- Соблюдать последовательность графического и живописного изображения
Цель: выполнить законченную композицию в жанре интерьера с передачей характерных, исторически достоверных особенностей крестьянского быта
Задачи урока (образовательные, развивающие, воспитательные):
Образовательные:
- Закрепить способы изображения интерьера
- Познакомить с его особенностями в крестьянском жилище
- Учить работать над изображением интерьера, в зависимости от точки зрения (используя схемы)
- Учить изображать в интерьере предметы труда и быта крестьян (учитывая строение и перспективные изменения предметов).
Развивающие:
- Активизировать познавательный интерес к искусству и истории;
- развивать память, внимание учащихся;
- развивать кругозор детей;
- развивать мышление, умение анализировать, обобщать.
- Развивать графические умения, связанные с передачей перспективы, размера и пропорций
- Развивать воображение и фантазию
Воспитательные:
- Воспитывать у учащихся интерес к историческому прошлому Родины
- Воспитывать эстетический и художественный вкус в процессе восприятия учебного материала
- Воспитывать бережное отношение к традициям народа и народному творчеству.
К концу урока дети должны
- знать: особенности работы в жанре интерьера с изображением исторических особенностей крестьянского быта;
- уметь: выполнять законченную композицию, используя полученные знания.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная.
Методы: репродуктивный, информационно-рецептивный (объяснительно-иллюстративный), частично-поисковый.
Оборудование, необходимое для уроков:
Для учителя: Магнитофон и звукозаписи с народным фольклором. Плакаты со схемами изображения интерьера и предметами крестьянского быта. Репродукции и образцы работ. Предметы труда и быта крестьян.
Для учащихся: Альбом или лист А4, карандаш граф., ластик, краски, кисти, ведерко с водой, палитра, карточки с заданиями.
Структура, которую предполагает урок данного типа:
- Орг.момент.
- Основная часть:
- Постановка цели.
- Проверка дом. задания.
- Подготовка к активной умственной деятельности. (актуализация полученных ранее знаний)
- Изучение нового материала.
- Первичное освоение новых знаний: инд.работа по карточке
- Физ.минутка.
- Закрепление новых знаний в процессе самостоятельной работы
- Обобщение и систематизация. Контроль и самопроверка.
- домашнее задание и инструктаж по его выполнению
- Подведение итогов.
Проект урока
Этап урока |
Содержание |
Обоснование. |
|
учитель |
ученики |
||
I.Организационный момент 1-2 мин |
Взаимное приветствие. |
Занимают свои места. |
Задается эмоционально положительный настрой на урок, психологическая мотивация на предстоящую работу, включение класса в деловой ритм. |
II.Основной этап 1. Постановка цели (1 мин.) |
- Нам интересно узнавать, как жили люди раньше, к чему стремились и что делали, чтобы мир вокруг был добрее и красивее. Чем отличался в давние времена быт людей простых и знатных? Какие у них были дома и что внутри? Как они работали, ели, проводили время? Сегодня мы заглянем в дом крестьянина и попытаемся увидеть и нарисовать увиденное |
Слушают учителя, отвечают на вопросы |
Формируется целенаправленный характер учебной деятельности. Формулируется цель работы. |
2. Проверка домашнего задания (4 мин.) |
- Вам предлагалось дома нарисовать самим или подобрать иллюстрации с изображением отдельных предметов крестьянского быта. Давайте сейчас назовем, чем же пользовались крестьяне в труде и в быту: - как вы думаете, что из перечисленных предметов могло находиться в доме? |
Поднимают и показывают выполненную на листе работу, поочередно называют, что изображено, и как и для чего использовалось: светец, прялка, веретено, ткацкий стан, туес, чугуны, горшки, кринки, ковши, ухват, кочерга, метелка, кадушка, ушат, рукомойник, сундук, решето, лапти и др. |
Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания у всего класса за короткий промежуток времени, выявление пробелов и их коррекция |
3. Актуализация знаний, полученных ранее и подготовка к активной умственной деятельности |
Взгляните на доску: (опорный ряд на доске – см. приложение) и давайте вспомним и повторим материал прошлых уроков: Итак, начнем по порядку: С одежды: Далее проводится беседа-диалог (повторение см. приложение) |
Рассматривают опорный ряд на доске Отвечают на вопросы учителя. |
Обратная связь В процессе познавательной деятельности учащихся, идет подготовка их к усвоению нового материала, к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний. |
4. Введение новых знаний (изучение нового материала). |
Вдоль стен крестьянской избы стояли лавки, такие широкие, что на них свободно можно было спать. В боярском доме были такие же лавки, но они покрывались бархатными и шелковыми тканями — полавочниками. В переднем, "красном", обращенном на восток углу избы и боярского дома находились иконы — "святые". Помните, как в "Сказке о мертвой царевне": "Под святыми стол дубовый..." Столы в крестьянском доме, как правило, ставились под иконами. Жилые покои освещались в старину восковыми свечами (а в домах победнее — лучиной) и, как водилось, в известный всем час (в 5 часов вечера зимой) во всех домах гасили огни и ложились спать, а в 4-5 часов утра уже кипела работа. Люди в старину — и простые, и знатные — любили украшать свои дома и многое умели делать своими руками. Мебель у всех была деревянная, только разная по форме и узорам: совсем простая и очень нарядная. |
Слушают. Работают по указанию учителя с опорным зрительным рядом на доске. Отвечают на вопросы учителя. |
Учащимся дается конкретное представление об основной идее изучаемого вопроса, правилах, принципах, законах (интерьере, способах его изображения с различных точек зрения, знакомят с особенностями интерьера в крестьянском жилище, размещая в нем предметы труда и быта крестьян). |
У крестьян столы были простые, покрывались холщевой скатертью, а у бояр — украшались резьбой и скатертями узорными ручной вышивки |
индивидуальные сообщения учащихся: |
||
Мы с вами на нашем уроке попробуем изобразить внутреннее помещение крестьянской избы со всем, что было в доме. Как называется подобный жанр изобразительного искусства? Интерьер художник не может изобразить все плоскости сразу: ведь к одной из них он обязательно окажется спиной. |
интерьер |
В памяти учащихся закрепляются знания и умения, необходимые позднее для самостоятельной работы над композицией. Выбираются конкретные средства достижения цели. |
|
В зависимости от точки зрения, используются семь основных схем интерьера. Вот они: (см. схемы (приложение)) 1.Стена — пол. 2.Две стены — пол. 3.Две стены — потолок. 4.Стена — потолок. 5.Три стены — потолок. 6.Три стены — пол. 7.Три стены — пол — потолок. |
Рассматривают схемы изображения интерьера. Выбирают схему для своей работы |
||
5. Первичная проверка освоения новых знаний (работа по карточке) |
Перед вами карточка с изображением интерьера, но комната на ней – пустая! См. приложение. |
Дети работают по карточке, «расставляя» предметы (можно наклеить). Передают карточку соседу по парте. Проверяют правильность выполнения по образцу. Оценивание |
В процессе усвоения учащимися новых знаний педагог добивается воспроизведения изучаемого материала. Устанавливается правильность и осознанность усвоения нового материала. В памяти учащихся закрепляются знания и умения, необходимые для самост-ной работы. Похвала повышает интерес к дальнейшей работе. |
Физкультминутка. |
Мы устали и размяться, нам пора пришла! |
Дети выполняют движения вместе с учителем или проводит дежурный ученик. Садятся за парты. |
Эмоциональная и физическая разгрузка, т.к. школьникам трудно долгое время находиться за партой. Снимается мышечное напряжение, поднимается эмоциональный тонус, восстанавливаются силы. |
6. Закрепление новых знаний (в процессе |
А теперь мы с вами, выбрав понравившуюся вам схему, попробуем выполнить каждый свою композицию и изобразить ваше представление об интерьере крестьянского дома…
|
Работают самостоятельно, рисуют |
Происходит закрепление изученного материала на основе его творческого применения на практике. В процессе самостоятельной работы повышается уровень осмысления изученного материала, глубина его понимания. Вырабатываются соответствующие навыки и умения: выполняется законченная композиция в жанре интерьера с передачей характерных, исторически достоверных особенностей крестьянского быта |
7. Обобщение |
О чем мы сегодня узнали? Кто оказался более внимательным? (Проверка набросков). Что можно сказать об этапах работы над интерьером? |
Отвечают, анализируют, отмечают наиболее удачные находки в работах |
Выяснение учителем прочности и уровня осознанности знаний учащихся, умение воспроизводить основные идеи нового материала, выделять и конкретизировать признаки ведущих понятий. формируется целостная система знаний по теме. Мотивирование дом.задания. |
8. Д/З и инструктаж по его выполнению |
- я предлагаю дома желающим выполнить задание по выбору: один из двух вариантов см. карточку с д/з |
Слушают, запоминают и записывают задание в дневники |
Сообщение учащимся о домашнем задании, разъяснение методики его выполнения Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей. |
III. Подведение итогов. |
Подводим итог занятия, сравниваем, кто что успел за отведенное время, оцениваем с детьми:
Наиболее удачные работы, соответствующие этим требованиям отмечаем вместе с ребятами |
Сравнивают, высказывают свое мнение по поводу работ, оценивают. |
Рефлексия собственных действий. Подводится итог урока: что нового узнали учащиеся, как работал класс. Оценка учебной деятельности, дается анализ и оценка успешности достижения цели, Обратная связь. Похвала повышает интерес к дальнейшей работе. Намечается перспектива |