Цель:
- дать понятия "подземные воды", "водопроницаемый слой", "водоупорный слой", "водоносный слой", "грунтовые воды", "родники", "межпластовые воды", "минеральные воды";
- способствовать развитию познавательного интереса к предмету, оценивать влияние деятельности человека на загрязнение подземных вод; использовать жизненный опыт для решения проблемы;
- воспитывать бережное отношение к природным ресурсам страны.
Форма проведения: комбинированный урок с элементами исследования.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование:
- физическая карта России,
- физическая карта полушарий,
- 2 воронки,
- 2 стакана,
- песок,
- глина,
- картина "Образование подземных вод",
- проектор со слайдами.
1. Организация класса.
Проверка готовности к уроку.
2. Постановка задачи: Сегодня на уроке мы повторим пройденный материал, изученные географические объекты и рассмотрим новую тему.
3. Проверка домашнего задания.
Индивидуально: на контурных картах по обозначению географических объектов выполняют работу 4 ученика; письменно по плану описывают моря 2 ученика.
Фронтально:
- Чем отличаются течения от движения воды при волнении?
(течение - горизонтальное движение воды, волны - вертикальное).
- Какова главная причина течений на поверхности океанов? (постоянные ветры).
- Какие бывают течения по свойствам воды? (тёплые и холодные).
- Назовите и покажите самое мощное холодное течение. (течение Западных ветров).
- Покажите на физической карте следующие течения: Гольфстрим, Перуанское, Лабрадорское.
4. Изучение новой темы.
Чтобы узнать название темы нашего урока, вам нужно в ходе географической разминки давать правильные ответы. Обратите внимание на то, насколько хорошо вы знаете изученные географические объекты.
Проходит "Географическая разминка". Названия объектов написаны на доске, в каждом слове выделена определяющая буква. В ходе называния учащимися географических объектов, учитель открывает слова
- Залив на востоке Аравийского полуострова. (Персидский)
- Полуостров в Индийском океане. (Индостан)
- Остров у побережья Африки. (Мадагаскар)
- Самые высокие и молодые горы. (Кавказ)
- Самый большой остров на Земле. (Гренландия)
- Самые высокие горы на Земле. (Гималаи)
- Море, солёность которого составляет 42 промилле. (Красное)
- Горы в Южной Америке. (Анды)
- Самый широкий пролив, разделяющий Южную Америку и Антарктиду. (Дрейка)
- Самый большой полуостров. (Аравийский)
- Мощное тёплое течение, образующееся у берегов Африки. (Гольфстрим)
- Холодное течение у берегов Северной Америки, имеет одноименное название с полуостровом. (Лабрадорское)
- Самый большой полуостров в России. (Таймыр)
- Обратите внимание на выделенные буквы, назовите тему урока. (Подземные воды)
- Запишите название темы в тетрадь.
- Какое слово в новой теме является определяющим ? (Подземные)
- А сейчас попробуем для нашего урока нарисовать солнышко с необычными лучами, а с задачами на наш урок.
Учитель вывешивает круг, в центре которого написано определяющее слово урока "Подземные".
У нашего солнышка будет четыре луча: "Знаю", "Хочу знать", "Узнал", "Сообщу что-то интересное". (Учитель рисует лучи и подписывает их).
Расскажите о том, что вы уже знаете о подземных водах. (Запись в тетрадь: "Подземные воды- воды, находящиеся в земной коре")
Как же вода попадает под землю? (Нужны два условия: атмосферные осадки и породы, пропускающие воду).
Сейчас мы проведём опыт, который позволит сделать вывод о том, какие породы достаточно хорошо пропускают воду.
Показ опыта: ставим два стакана с двумя воронками. В одну воронку насыпаем песок, а в другую - глину. Учащиеся наблюдают и делают вывод, что сквозь песок вода прошла быстрее, чем через глину.
Запись в тетрадь:
Легко пропускают: песок, гравий, известняк - водопроницаемые.
Не пропускают: глина, гранит без трещин - водонепроницаемые (водоупорные).
Рассмотрим образование подземных вод.
Самостоятельное рассмотрение рисунка по образованию подземных вод.
_________осадки________________________
_._..__.__песок_._____________________
________водоносный слой________________* источник
________глина___________________________________
- Расскажите как по вашему мнению образуются подземные воды ?
- Как вы думаете, что происходит с подземной (грунтовой водой), если она залегает между двумя водоупорными слоями?
- Посмотрите в учебнике, как называются эти воды. (межпластовые)
Образование минеральных вод.
- Предположите, как могут измениться свойства подземных вод, когда они протекают по грунту? (В них растворяются вещества).
- Если при протекании по грунту в воде растворено много минеральных веществ, они называются минеральными. От того, каких минеральных веществ растворено больше, вода приобретает определённый вкус, запах. Минеральную воду используют в лечебных целях.
- Кто знает, где у нас в России есть большие запасы минеральной воды?
Показ слайдов с изображением городов и запись в тетрадь:
Минеральные воды: Кисловодск, Железноводск, Ессентуки, Пятигорск.
- Кто знает, в каких городах Волгоградской области есть минеральные воды? (Волгоград- Горная поляна; Михайловка - Себряковская; Дубовка ).
Охрана подземных вод.
- Подземные воды - богатство страны и их нужно охранять.
- Как вы считаете, количество подземных вод бесконечно или их количество может уменьшаться?
- В какое время года происходит пополнение подземных вод? (весной)
- Подземная вода не защищена от загрязнения, просачивания сточных вод, попадания нефти.
Чтение стихотворения учащимся.
"Ты береги нас!"
Смотрю на глобус - шар земной,
И вдруг вздохнул он как живой!
И шепчут мне материки:
"Ты береги нас, береги!"
Грустит глубокая река,
Свои теряя берега,
И слышу голос я реки:
"Ты береги нас, береги!"
Остановил ручей свой бег:
"Будь человеком, человек!
В тебя мы верим, не солги,
Ты береги нас, береги!"
Смотрю на глобус - шар земной,
Такой прекрасный и родной,
И шепчут губы: "Не солгу,
Я сберегу вас, сберегу!"
5. Итог.
- Возвращаемся к нашему солнышку и ответим на ряд вопросов "Что узнал?"
- Что называют подземными водами?
- Что является источником пополнения подземных вод?
- Какие условия необходимы, чтобы вода просачивалась?
- Какую роль выполняют подземные воды? (регулируют уровень воды в реках, играют большую роль в водоснабжении населения).
6. Домашнее задание.
- Луч солнышка спрашивает: "Кто из вас сможет сообщить интересное о подземных водах?". (Желающие готовят сообщения).
- Знать новые понятия.