Цель: дав определение термину «религия», охарактеризовав мировые религии, ответить на вопрос, какую роль в жизни общества она играет, создать учебное пособие.
Тип урока: интегрированный урок обществознание + география + информатика в 11 классе.
Задачи:
- Характеристика религий:
- мировых (буддизм, христианство, ислам);
- национальных (конфуцианство, даосизм, индуизм, иудаизм). - Религии в России.
- Религии в Иркутской области.
- Создать учебное пособие «Религии мира».
Оборудование: карта мира, карта Российской Федерации, компьютерный класс, электронные учебники:
- Россия на рубеже 3 тысячелетия;
- энциклопедия Кирилла и Мефодия.
План работы над созданием слайдов:
- география религии;
- время возникновения;
- численность приверженцев данной религии;
- основатель религии и источник вероучения;
- центральные идеи.
Подготовительный этап: на предыдущемуроке учащиеся разбиваются на группы по 3 – 4 человека и каждая группа получает задание: найти литературу по теме: Религии мира, изучить её и создать слайды (каждой группе по одному вопросу), которые будут представлены на уроке.
Ход урока
Вступительное слово учителя: одной из древнейших форм культуры является религия. На уроках истории вы узнали, что религиозные представления людей зародились в глубокой древности. Как и религиозные обряды, они отличались большим разнообразием. Важной вехой в истории человечества стало появление мировых религий: буддизма, христианства, мусульманства. На определённой стадии развития религии возникает церковь. Церковь объединяет верующих одного вероисповедания.
Значительна роль религии и в наши дни. Что такое религия? Религия - это мировоззрение, определяемое верой в существование высшей силы – Бога. В чём особенности религиозной веры? Это вера в существование Бога, как творца всего сущего, управителя
всеми делами и поступками. Она включает в себя нормы морали, нравственности, которые объявлены происходящими от божественного откровения. Нарушение этих норм является грехом, оно осуждается и наказывается. Кроме того, религия предполагает веру в спасительную силу для души человека тех ритуальных действий, которые совершаются верующими людьми в соответствии с указаниями священных книг.
В современном мире существует многообразие верований, сект, церковных организаций. Это и различные формы политеизма, традиции которых идут от первобытных религий ( веры в духов, поклонение растениям, животным). С ними соседствуют формы монотеизма. Здесь и национальные религии: иудаизм (Израиль), индуизм (Индия), конфуцианство. Даосизм (Китай) и мировые религии, сформировавшиеся в эпоху возникновения империй и нашедшие себе приверженцев среди народов, говорящих на разных языках: буддизм, христианство, ислам.
Выступления учащихся с характеристикой религий с одновременной демонстрацией слайдов, выполненных самостоятельно по предложенному плану (приложение 1):
- христианство;
- буддизм;
- ислам;
- иудаизм;
- индуизм;
- конфуцианство;
- даосизм;
- религии в России;
- религии в Иркутской области.
По ходу выступления учащихся один ученик работает с картами мира и Российской Федерации, отмечая специальными цветными значками места распространения той или иной религии.
Трое учащихся, получившие опережающее задание, заканчивают составление конспектов в виде таблиц и схем «Мировые религии» (приложение 2, 3), «Национальные религии» (приложение 4), представляют их и раздают каждому учащемуся для оформления в тетрадь.
Учитель благодарит учащихся за работу и подводит итог: «Мы с вами увидели, как велика роль религии, но отношение к ней в настоящее время неоднозначно».
«Религии принадлежит будущее и её роль в жизни общества возрастёт». Говорят одни. | «Религия не имеет будущего. Постепенно она будет вытеснена научным мышлением, светской этикой – этикой без Бога». Говорят другие. |
А как думаете Вы? Высказываются все желающие.
Вывод: мы сегодня разобрали тему «Религия», расширили и углубили наши знания по данному вопросу, создали учебное пособие, высказали своё отношение к религии в современное время.