Интегрированный урок окружающего мира и русского языка (УМК "Школа-2100") по теме "Горы. Большая буква в географических названиях"

Разделы: Начальная школа


Цель

  • Узнать причины возникновения гор
  • Научиться находить на картах
  • Закрепить умение писать заглавную букву в географических названиях

Оборудование

Компьютер, медиапроектор, экран, презентация, карточки с географическими названиями, обобщающими понятиями, стрелки для изображения схемы образования гор, индивидуальные листы для работы и атласы у каждого учащегося, карта полушарий.

Ход урока

Презентация.

1. Организационный момент <Слайд 2>

2. Повторим то, что уже знаем. (Актуализация знаний.)

- Прочитайте слова, подберите карточки с обобщающим понятием

  • Волга
  • Байкал
  • Восточно-Европейская
  • Ока
  • Селигер
  • Западно-Сибирская
  • Кавказ
  • Тибет

(карточки: река, озеро, равнина)

-Волга и Ока - это реки. Река - это постоянный природный поток воды на поверхности суши. Место рождения реки - это исток, место впадения в другой водоем - устье. На карте реки обозначают голубым цветом.

- Байкал и Селигер - это озера. Озеро - природный водоем со стоячей водой. Бывают проточные (если вытекает река) и бессточные (не вытекает река). На карте изображаются голубым цветом.

- Восточно-Европейская и Западно-Сибирская - это равнины. Ровные или холмистые участки суши с небольшими перепадами высот. На карте изображаются зеленым или желтым цветом.

3. Тема и цель урока

- Не определили лишь два названия: Кавказ и Тибет. Какого цвета не хватает? (Коричневого)

Какова тема сегодняшнего урока? (Горы.) <Слайд 3>

Обратите внимание, что общего в написании всех этих слов? (Они пишутся с большой буквы). Почему? (это географические названия). Таким образом, это еще урок русского языка, тема которого "Большая буква в географических названиях".

Цель <слайд 4>

Узнать причины возникновения гор

Научиться находить на картах

Закрепить умение писать заглавную букву в географических названиях

- Заполните лист самооценки на начало урока <Слайд 5>

4. Работа над новым материалом.

Внимание на слайд.

Чтобы понять как появляются горы необходимо обратиться к строению Земли <Слайд 6>. Снаружи она покрыта твердой каменной оболочкой - Земной корой. Под тяжестью каменных толщ температура и давление под корой очень высоки. В таких условиях плавятся даже камни. Эти расплавленные черные породы поднимаются вверх по трещинам в земной коре и давят на нее изнутри <слайд 7>. В результате действия подземной силы горные породы сминаются, образуя складки. Так образуются горы. <Слайды 8 - 11>

Другая сила, напротив, стремится сгладить поверхность Земли. Это выветривание. <Слайд 12.> Вода и ветер под действием силы тяжести сносят песчинки в первую очередь с крутых склонов - и вершина горы постепенно становится все более плоской. Разрушительная сила воды, ветра и других природных сил называется выветриванием. В результате выветривания молодые горы с острыми вершинами со временем стареют, разрушаются. <Слайды 13, 14>

- Изобразим схему образования гор на доске.

5. Закрепление пройденного. Работа по карте

- Как зависит высота гор и их изображение на карте?(чем более темный цвет, тем выше горы)

Таким образом, как на карте найти высокие горы? (Они изображены коричневым цветом)

Индивидуальная работа.

Вставить пропущенные слова в предложения. Это названия гор, которые найдете с помощью карты на указанных материках или в частях света.

- Как запишете эти названия? (С большой буквы)

Границей между Европой и Азией являются :. горы. (Уральские )

Самые высокие горы планеты находятся в Азии - это : . (Гималаи)

Через всю Северную Америку протянулись : . (Кордильеры)

На западном побережье Южной Америки находятся : . (Анды)

Ближайшие к нам горы - это : . (Кавказ)

- Проверим. Внимание на <слайд 15>.

- Сообщение об Эльбрусе. (Подготовленное заранее учеником) <слайд 16>

Все найденные вами горные системы обозначены на карте каким цветом? (Темно-коричневым).

-Сделайте предположение, какие силы оказали на них большее влияние ? (Подземные)

- А значит это высокие горы, покрытые ледниками и снегами, которые в свою очередь дают начало рекам.

Работа в парах.

- Соедините названия рек с названиями гор, в которых расположены их истоки. <Слайд 17>

Альпы Амазонка
Кордильеры Дунай
Гималаи Миссури
Анды Ганг

Проверка. Внимание на <слайд 18>.

Составьте и запишите предложение с любой парой слов.

- Прочитайте полученные предложения. Какие слова вы написали с большой буквы? (Н-р. Исток реки Амазонки находится в Андах.)

<Слайды 19, 20, 21, 22>.

- Несмотря на то, что горы кажутся такими сильными и неприступными, они нуждаются в охране. Почему? (Это дом для многих видов растений и животных).

6. Итог урока.

- Вспомним, какие цели ставили перед собой в начале урока? <Слайд 23>

Заполните последнюю колонку листка самооценки. <Слайд 24>

- А теперь поделитесь с нами своими достижениями на уроке. <Слайд 25>

7. Домашнее задание.

Стр. 21, №4.

Подготовить сообщение о горах.

Используемая литература.

  1. Чубова Т.В. "Эльбрус" Фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся "Портфолио" 2007/2008 уч. год.
  2. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Иванова Н.В., Раутиан А.С. Наша планета Земля. Баласс 2006.
  3. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Наша планета Земля. Методические рекомендации для учителя. Москва Баласс 2006.