Цели:
- дать понятия радиуса окружности
- совершенствовать умение решать обратные задачи
- развивать навыки самостоятельной работы и самоконтроля
Оборудование: учебник, плакаты, карточки.
Ход урока
1. Оргмомент
Сегодня нам предстоит выполнить несколько сложных, но интересных и важных заданий. Пусть урок принесет радость общения, получится познавательным и увлекательным.
2. Актуализация знаний
1) Я предлагаю вам следующее задание: найдите закономерность и продолжите этот ряд чисел
31, 10, 41, 20, (51, 30, 61, 40:)
2) Посмотрите на геометрические фигуры на плакатах. Нужно определить, что это за фигуры и доказать это. (работа по рядам в парах)
а) прямоугольные треугольники - 1 ряд
б) тупоугольные треугольники - 2 ряд
в) остроугольные треугольники - 3 ряд
3) Обратите внимание на карточки на доске. Подумайте и решите, какая карточка лишняя.
Свой выбор нужно доказать.
1
30 : 5 5 x 6 6 x 5 30 : 6
2
7 x 3 21 : 3 3 x 7 21 : 7
3
4 x 9 36 : 9 36 : 4 9 x 4
4
72 : 9 4 x 5 9 x 8 72 : 8
(лишняя карточка № 4)
Запишите произведение 4 · 5 и все равенства связанные с ним.
Работа в парах, проверка.
- 4 x 5 = 20
- 5 x 4 = 20
- 20 : 4 =5
- 20 : 5 = 4
3. Изучение нового материала
Нам предстоит интересная работа. (на доске начерчена окружность, в ней проведено 2 радиуса - ОМ, ОС)
Посмотрите на чертеж, что вы заметили? Верно, в окружности что-то начерчено. Это радиусы окружности. Давайте подумаем и дадим определение радиуса окружности. Итак, что же такое радиус? Высказывайте свои мысли, доводы, рассуждения.
(В ходе обсуждения дети выходят к доске, доказывают свои варианты определения радиуса, используя чертеж).
К чему же мы пришли? Радиус - отрезок, который соединяет центр окружности с точкой окружности. (совместный вывод детей и учителя)
Работа с учебником.
Откройте учебник на странице 74 и внимательно прочитайте задание № 140.
(выполнение задания № 140)
4. Физминутка (гимнастика для глаз)
5. Решение задачи № 141
Краткая запись составляется детьми самостоятельно, проверка краткой записи и решение задачи у доски.
Составление задач обратных данной, решение одной из них.
6. Закрепление ранее изученного материала
Давайте решим, над чем будем работать дальше: решим еще одну задачу или выполним геометрическое задание?
(в зависимости от выбора детей и резерва времени выполняется одно из заданий или оба задания)
а) Задача
Лиса утащила в деревне 35 кур, 18 гусей и уток. Сколько всего птиц утащила лиса?
(запись на доске и индивидуальных карточках).
Давайте разберемся, как же решать задачу. (рассуждения детей, их вывод о том, что в задаче недостает данных) Какой же выход? (дополнить задачу). Каждый из вас дополняет задачу своими данными и решение у каждого тоже будет свое, уникальное.
б) Геометрическое задание
На карточках начерчены углы №1 и № 2 . Измерьте эти углы и запишите найденные величины.
А теперь постройте угол КАМ- 45o. Какой это угол? (острый) Почему вы так решили?
Постройте угол РОВ - прямой. Какова его величина?
7. Домашнее задание
Дома вам предстоит выполнить интересное и творческое задание на странице 77 № 146.
Я уверена, что вы успешно с ним справитесь.
8. Итог урока
Ребята, выполнили мы задачу урока? Узнали ли мы, что такое радиус окружности? Давайте еще раз вернемся к этому (дети повторяют определение радиуса). Что было трудно? Что понравилось на уроке?