Конспект урока по математике в 3-м классе по теме "Радиус окружности. Решение обратных задач" (система развивающего обучения Л.В. Занкова)

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • дать понятия радиуса окружности
  • совершенствовать умение решать обратные задачи
  • развивать навыки самостоятельной работы и самоконтроля

Оборудование: учебник, плакаты, карточки.

Ход урока

1. Оргмомент

Сегодня нам предстоит выполнить несколько сложных, но интересных и важных заданий. Пусть урок принесет радость общения, получится познавательным и увлекательным.

2. Актуализация знаний

1) Я предлагаю вам следующее задание: найдите закономерность и продолжите этот ряд чисел

31, 10, 41, 20, (51, 30, 61, 40:)

2) Посмотрите на геометрические фигуры на плакатах. Нужно определить, что это за фигуры и доказать это. (работа по рядам в парах)

а) прямоугольные треугольники - 1 ряд

б) тупоугольные треугольники - 2 ряд

в) остроугольные треугольники - 3 ряд

3) Обратите внимание на карточки на доске. Подумайте и решите, какая карточка лишняя.

Свой выбор нужно доказать.

1

30 : 5 5 x 6
6 x 5 30 : 6

2

7 x 3 21 : 3
3 x 7 21 : 7

3

4 x 9 36 : 9
36 : 4 9 x 4

4

72 : 9 4 x 5
9 x 8 72 : 8

(лишняя карточка № 4)

Запишите произведение 4 · 5 и все равенства связанные с ним.

Работа в парах, проверка.

  • 4 x 5 = 20
  • 5 x 4 = 20
  • 20 : 4 =5
  • 20 : 5 = 4

3. Изучение нового материала

Нам предстоит интересная работа. (на доске начерчена окружность, в ней проведено 2 радиуса - ОМ, ОС)

Посмотрите на чертеж, что вы заметили? Верно, в окружности что-то начерчено. Это радиусы окружности. Давайте подумаем и дадим определение радиуса окружности. Итак, что же такое радиус? Высказывайте свои мысли, доводы, рассуждения.

(В ходе обсуждения дети выходят к доске, доказывают свои варианты определения радиуса, используя чертеж).

К чему же мы пришли? Радиус - отрезок, который соединяет центр окружности с точкой окружности. (совместный вывод детей и учителя)

Работа с учебником.

Откройте учебник на странице 74 и внимательно прочитайте задание № 140.

(выполнение задания № 140)

4. Физминутка (гимнастика для глаз)

5. Решение задачи № 141

Краткая запись составляется детьми самостоятельно, проверка краткой записи и решение задачи у доски.

Составление задач обратных данной, решение одной из них.

6. Закрепление ранее изученного материала

Давайте решим, над чем будем работать дальше: решим еще одну задачу или выполним геометрическое задание?

(в зависимости от выбора детей и резерва времени выполняется одно из заданий или оба задания)

а) Задача

Лиса утащила в деревне 35 кур, 18 гусей и уток. Сколько всего птиц утащила лиса?

(запись на доске и индивидуальных карточках).

Давайте разберемся, как же решать задачу. (рассуждения детей, их вывод о том, что в задаче недостает данных) Какой же выход? (дополнить задачу). Каждый из вас дополняет задачу своими данными и решение у каждого тоже будет свое, уникальное.

б) Геометрическое задание

На карточках начерчены углы №1 и № 2 . Измерьте эти углы и запишите найденные величины.

А теперь постройте угол КАМ- 45o. Какой это угол? (острый) Почему вы так решили?

Постройте угол РОВ - прямой. Какова его величина?

7. Домашнее задание

Дома вам предстоит выполнить интересное и творческое задание на странице 77 № 146.

Я уверена, что вы успешно с ним справитесь.

8. Итог урока

Ребята, выполнили мы задачу урока? Узнали ли мы, что такое радиус окружности? Давайте еще раз вернемся к этому (дети повторяют определение радиуса). Что было трудно? Что понравилось на уроке?