Цель:
- воспитывать вежливое и уважительное отношение к людям; повторить вежливые слова, используемые в разных жизненных ситуациях;
- развивать умения анализировать свои поступки, обобщать, делать выводы;
- научить оценивать корректность речевого поведения, вести этикетный диалог, используя этикетные формы вежливости, тон вежливой речи, вежливых жестов, мимики при общении.
Оборудование:
- игрушечный телефон,
- мяч,
- зеркальце,
- запись песни "Если с другом вышел в путь:",
- плакаты с 2 шагами учебной деятельности:
Демонстрационный материал:
- изображение Дюймовочки;
- три цветка, вырезанных из бумаги, на лепестках которых написаны вежливые слова.
Ход урока
I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
Включить запись песни "Если с другом вышел в путь:"
- Ребята, как вы думаете, почему прозвучала именно эта песня? ( Потому что эта песня о дружбе и о том, что любую работу лучше и веселее выполнять с друзьями,:)
- А вы хотите трудиться? (Хотим).
- А почему нам надо трудиться? (Чтобы узнавать новое, быть умными:)
- Как мы узнаем новое? ( Открываем новые знания).
- Какие шаги мы выполняем? ( Сначала разбираемся, чего мы еще не знаем, а затем сами находим способ).
- Чтобы работа была успешной, с чего надо начинать? ( Надо начинать с повторения).
- Готовы к поверке своих знаний? ( Готовы)
- Тогда в путь.
II. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
Три человека рассказывают о своих семьях: как зовут членов семьи, чем они занимаются (работают, учатся, : ), как семья проводит свободное время, какие традиции есть в семье..
- Объясните, что такое " культура общения"? Нужна ли она в семье? Почему? ( Ответы детей.)
- А нужна ли культура общения в школе? Почему?
- Какие правила нужно соблюдать в школе? (Ответы детей.)
Затем дети показывают нарисованные дома условные знаки к правилам поведения в школе, объясняют их.
- Ребята, послушайте стихотворение и скажите, о ком оно? (Читает заранее подготовленная ученица).
Крошечная девочка, я сошла с цветка
Жизнь казалась дивною в алых лепестках.
Много испытаний трудных я прошла,
Ласточку весеннюю от беды спасла.
День настал, и ласточка с холодных берегов
Унесла меня в край эльфов и цветов? (Это Дюймовочка)
- Да, сегодня гостья нашего урока - Дюймовочка.
На доске появляется изображение Дюймовочки и трех цветов вокруг нее.
- Действительно, Дюймовочка спасла ласточку от верной гибели холодной зимой. Какими качествами должна обладать крошечная девочка, совершившая такой поступок? (Добротой, мужеством, терпением, :)
- В конце урока мы попробуем сказать, в какие моменты вам были необходимы эти качества. Посмотрите, Дюймовочка, как всегда, в окружении цветов. Что вы видите на цветах? ( Записаны "Вежливые слова")
- Как еще называют эти слова? (Волшебные слова).
- Какое волшебство они совершают? (Ответы детей).
Эти слова делают нашу речь приятнее, более теплой, доброжелательной.
Сформулируйте тему нашего урока?
- Тема нашего урока: "Правила вежливости. Волшебные слова". - Но не все лепестки заполнены. Какие "вежливые слова вы еще знаете? (Ответы детей).
Физкультминутка.
Дети передают друг другу игрушку, называя при этом вежливое слово.
- Приготовьте свое зеркальце.
- Посмотритесь в него и скажите себе вежливое слово.
- Какое выражение лица было у вас при этом.
III. Выявление места и причины затруднения.
- Вежливые слова нужно не только знать, но и использовать в своей речи, чтобы не прослыть невежливым человеком и быть понятым своим собеседником. Иначе может произойти вот что. Послушайте телефонный разговор героев нашего учебника: попугая Ильи, пса Рыжика и Сережи. Получился ли разговор вежливым и понятным?
Три ученика читают диалог по ролям (стр.55).
- Уточним, чего же мы не знаем, в чем затруднение? (1 шаг - "Чего я не знаю?")
- Как надо правильно разговаривать по телефону. Что надо помнить, когда набираете телефонный номер своих друзей?
- Что нужно сделать, как решим проблему?
- Составить примерную схему разговора. (Какие этапы разговора обязательно должны быть.)
- Что нам поможет в решении проблемы?
- Собственный опыт. А также учебник. (стр.54-55). (2 шаг - "Сам найду способ").
- Как пелось в нашей сегодняшней песенке, во многих случаях, лишь сообща можно сделать какое-либо дело.
Делается коллективный вывод, что разговаривать по телефону нужно вежливым тоном, использовать слова приветствия, благодарности, извинения, прощания. Не следует говорить слишком долго. Составляется примерная схема разговора:
1."Алло".
2.Приветствие.
3.Объяснение цели своего звонка.
4.Благодарность.
5.Прощание.
- После того, как мы наметили схему разговора, что будем делать дальше? (Применить ее в дальнейшей работе).
IV. Проблемное объяснение нового знания.
- Я предлагаю вам работу в группах.
- Какое качество Дюймовочки пригодится нам при работе в группах? (Терпение по отношению друг к другу, внимание).
- Как будем работать в группе? (Уважать мнение друг друга, работать дружно).
Работа в группах.
Класс делится на группы по рядам. Каждая группа придумывает и разыгрывает разговор между попугаем Ильей, псом Рыжиком и Сережей, используя правила телефонного разговора.
V. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
После подготовки от каждой группы к доске выходят по три человека, заслушиваются выступления (во время выступления дети пользуются игрушечными телефонами). Остальные дети и учитель проводят краткий анализ выступлений, выбирают ту группу, которая наиболее удачно справилась с поставленной задачей.
Затем дети составляют диалоги в парах. Несколько пар выходят к доске и с помощью моделей телефонов разыгрывают диалоги различных ситуаций.
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Работа в тетрадях. Страница 24, задание 3. (Тане нужно позвонить своей подруге Маше. Как лучше всего попросить ее к телефону? Отметить знаком +).
Страница23,задание№1. - В каких случаях мы используем слова:
а) Здравствуйте, привет, добрый день (приветствие).
б) Извините, простите, я виноват (извинение).
в) Спасибо, благодарю (благодарность).
г) Будьте добры, пожалуйста (просьба).
- У кого есть ошибки? В чем они? Кто выполнил задание без ошибок?
VII. Включение в систему знаний, повторение.
1) - Но кроме вежливых слов существуют и вежливые поступки. Вы знаете их множество. Давайте перечислим. (Ответы детей).
Какие из них вы могли бы сейчас на уроке проинсценировать?
Сформируйте группы по желанию для инсценирования. Показать можно вежливых и невежливых людей. При желании используйте рисунки на стр. 54.
Остальные ребята постараются проанализировать ваши сценки.
2) Работа по учебнику.
- Всегда приятно общаться с вежливыми людьми: они используют в своей речи волшебные слова, совершают вежливые поступки. Но почему-то некоторые считают такое поведение "странным". Давайте прочитаем рассказ попугая Ильи " Странный папа".
Дети вслух по абзацам читают рассказ (стр.56-57).
- Как вы объясните "странное" поведение папы? (Папа вежливый, культурный человек.)
- Что можно сказать о попугае Илье? (Он не знает правил культурного поведения, поэтому поведение папы считает странным.)
- Чему бы мальчики могли поучиться у папы Сережи и Нади? (Если мужчина в дверях встречает женщину, сначала он должен пропустить ее, а потом пройти сам. Из транспорта мужчина должен выйти первым, а потом подать руку даме и помочь спуститься по ступенькам. Мужчина должен помочь женщине нести тяжелые вещи, или сумки.
- Рассмотрите рисунки на стр. 57. Что вы можете сказать о поведении мальчиков? (Ответы детей).
3) Проверим, как вы запомнили вежливые слова. Я буду читать стихотворения, а вы должны их заканчивать.
Растает даже ледяная глыба
От слова теплого: (спасибо).
Зазеленеет старый пень,
Когда услышит : (добрый день).
Когда нас побранят за шалости,
Мы говорим: прости, : (пожалуйста).
Если больше есть не в силах,
Скажем маме мы :(спасибо).
- Где нам пригодится новое знание?
- Где мы можем его использовать? (Ответы детей).
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
- Чему мы учились на уроке?
(Учились соблюдать правила при разговоре по телефону, чтобы он получился вежливым. Повторяли "вежливые слова", учились их использовать в различных ситуациях, которые разыгрывали, :).
- Достигли ли мы цели урока? Докажите.
- Что нам помогало справиться с задачей? (Личный опыт, знания).
- Какие трудности еще остаются?
- Оцените свой вклад в общую работу.
- О каких качествах человека мы говорили сегодня? (О доброте, терпении, :)
- В какие моменты урока вы можете проявлять и проявляли терпение, доброту,: по отношению друг к другу? ( Когда кто-то отвечает, надо терпеливо выслушивать, : )
- Что нам помогало в работе? (Взаимовыручка, доброта, терпение,:)
Домашнее задание: Выполнить задание №2 в тетради. (Выбрать "вежливое" слово в заданной ситуации); знать все изученные правила поведения, постараться всегда использовать их в общении с другими людьми.
- Я хочу вам предложить закончить урок песенкой, с которой мы его начинали. Дружно подпевайте!
Включить запись песни.
Список литературы.
1. О. В. Казаков. Поурочные разработки по курсу " Мир вокруг нас" (М.: Просвещение. 2002-2003 - с.207-209 )
2.О. Г. Муковникова. Мир вокруг нас. Поурочные планы. (Волгоград. - с. 118).
3. Е.М. Тихомирова. Поурочные разработки по предмету "Окружающий мир" (М.: Просвещение, Москва 2007, - с.287)
4. Куракина Н.М. под ред. Л, Г, Петерсон. Сценарии уроков к учебнику " математика", 2 класс. (Москва, УМЦ " Школа 2000:", 2005).
5.А.А. Плешаков. Окружающий мир вокруг нас. Учебник для 2 класса начальной школы. (Москва " Просвещение" 2007 - с. 54-57.)
А.А. Плешаков. Рабочая тетрадь к учебнику для 2 класса "Мир вокруг нас". (Москва " Просвещение" 2008 -с. 23- 24,№ 1- 3.)
6. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Мазурина С.Е., Зайцева И.В. Что значит "уметь учиться". - М.: АПК и ППРО, УМЦ "Школа 2000:", 2006.- с80.