Урок окружающего мира во 2-м классе (А.А. Плешаков. "Мир вокруг нас") по теме "Правила вежливости"

Разделы: Начальная школа


Цель:

  • воспитывать вежливое и уважительное отношение к людям; повторить вежливые слова, используемые в разных жизненных ситуациях;
  • развивать умения анализировать свои поступки, обобщать, делать выводы;
  • научить оценивать корректность речевого поведения, вести этикетный диалог, используя этикетные формы вежливости, тон вежливой речи, вежливых жестов, мимики при общении.

Оборудование:

  • игрушечный телефон,
  • мяч,
  • зеркальце,
  • запись песни "Если с другом вышел в путь:",
  • плакаты с 2 шагами учебной деятельности:

Демонстрационный материал:

  • изображение Дюймовочки;
  • три цветка, вырезанных из бумаги, на лепестках которых написаны вежливые слова.

Ход урока

I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Включить запись песни "Если с другом вышел в путь:"

- Ребята, как вы думаете, почему прозвучала именно эта песня? ( Потому что эта песня о дружбе и о том, что любую работу лучше и веселее выполнять с друзьями,:)

- А вы хотите трудиться? (Хотим).

- А почему нам надо трудиться? (Чтобы узнавать новое, быть умными:)

- Как мы узнаем новое? ( Открываем новые знания).

- Какие шаги мы выполняем? ( Сначала разбираемся, чего мы еще не знаем, а затем сами находим способ).

- Чтобы работа была успешной, с чего надо начинать? ( Надо начинать с повторения).

- Готовы к поверке своих знаний? ( Готовы)

- Тогда в путь.

II. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

Три человека рассказывают о своих семьях: как зовут членов семьи, чем они занимаются (работают, учатся, : ), как семья проводит свободное время, какие традиции есть в семье..

- Объясните, что такое " культура общения"? Нужна ли она в семье? Почему? ( Ответы детей.)

- А нужна ли культура общения в школе? Почему?

- Какие правила нужно соблюдать в школе? (Ответы детей.)

Затем дети показывают нарисованные дома условные знаки к правилам поведения в школе, объясняют их.

- Ребята, послушайте стихотворение и скажите, о ком оно? (Читает заранее подготовленная ученица).

Крошечная девочка, я сошла с цветка
Жизнь казалась дивною в алых лепестках.
Много испытаний трудных я прошла,
Ласточку весеннюю от беды спасла.
День настал, и ласточка с холодных берегов
Унесла меня в край эльфов и цветов? (Это Дюймовочка)

- Да, сегодня гостья нашего урока - Дюймовочка.

На доске появляется изображение Дюймовочки и трех цветов вокруг нее.

- Действительно, Дюймовочка спасла ласточку от верной гибели холодной зимой. Какими качествами должна обладать крошечная девочка, совершившая такой поступок? (Добротой, мужеством, терпением, :)

- В конце урока мы попробуем сказать, в какие моменты вам были необходимы эти качества. Посмотрите, Дюймовочка, как всегда, в окружении цветов. Что вы видите на цветах? ( Записаны "Вежливые слова")

- Как еще называют эти слова? (Волшебные слова).

- Какое волшебство они совершают? (Ответы детей).

Эти слова делают нашу речь приятнее, более теплой, доброжелательной.

Сформулируйте тему нашего урока?

- Тема нашего урока: "Правила вежливости. Волшебные слова". - Но не все лепестки заполнены. Какие "вежливые слова вы еще знаете? (Ответы детей).

Физкультминутка.

Дети передают друг другу игрушку, называя при этом вежливое слово.

- Приготовьте свое зеркальце.

- Посмотритесь в него и скажите себе вежливое слово.

- Какое выражение лица было у вас при этом.

III. Выявление места и причины затруднения.

- Вежливые слова нужно не только знать, но и использовать в своей речи, чтобы не прослыть невежливым человеком и быть понятым своим собеседником. Иначе может произойти вот что. Послушайте телефонный разговор героев нашего учебника: попугая Ильи, пса Рыжика и Сережи. Получился ли разговор вежливым и понятным?

Три ученика читают диалог по ролям (стр.55).

- Уточним, чего же мы не знаем, в чем затруднение? (1 шаг - "Чего я не знаю?")

 2.gif (2988 bytes)

- Как надо правильно разговаривать по телефону. Что надо помнить, когда набираете телефонный номер своих друзей?

- Что нужно сделать, как решим проблему?

- Составить примерную схему разговора. (Какие этапы разговора обязательно должны быть.)

- Что нам поможет в решении проблемы?

- Собственный опыт. А также учебник. (стр.54-55). (2 шаг - "Сам найду способ").

 3.gif (2921 bytes)

- Как пелось в нашей сегодняшней песенке, во многих случаях, лишь сообща можно сделать какое-либо дело.

Делается коллективный вывод, что разговаривать по телефону нужно вежливым тоном, использовать слова приветствия, благодарности, извинения, прощания. Не следует говорить слишком долго. Составляется примерная схема разговора:

1."Алло".

2.Приветствие.

3.Объяснение цели своего звонка.

4.Благодарность.

5.Прощание.

- После того, как мы наметили схему разговора, что будем делать дальше? (Применить ее в дальнейшей работе).

IV. Проблемное объяснение нового знания.

- Я предлагаю вам работу в группах.

- Какое качество Дюймовочки пригодится нам при работе в группах? (Терпение по отношению друг к другу, внимание).

- Как будем работать в группе? (Уважать мнение друг друга, работать дружно).

Работа в группах.

Класс делится на группы по рядам. Каждая группа придумывает и разыгрывает разговор между попугаем Ильей, псом Рыжиком и Сережей, используя правила телефонного разговора.

V. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

После подготовки от каждой группы к доске выходят по три человека, заслушиваются выступления (во время выступления дети пользуются игрушечными телефонами). Остальные дети и учитель проводят краткий анализ выступлений, выбирают ту группу, которая наиболее удачно справилась с поставленной задачей.

Затем дети составляют диалоги в парах. Несколько пар выходят к доске и с помощью моделей телефонов разыгрывают диалоги различных ситуаций.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Работа в тетрадях. Страница 24, задание 3. (Тане нужно позвонить своей подруге Маше. Как лучше всего попросить ее к телефону? Отметить знаком +).

Страница23,задание№1. - В каких случаях мы используем слова:

а) Здравствуйте, привет, добрый день (приветствие).

б) Извините, простите, я виноват (извинение).

в) Спасибо, благодарю (благодарность).

г) Будьте добры, пожалуйста (просьба).

- У кого есть ошибки? В чем они? Кто выполнил задание без ошибок?

VII. Включение в систему знаний, повторение.

1) - Но кроме вежливых слов существуют и вежливые поступки. Вы знаете их множество. Давайте перечислим. (Ответы детей).

Какие из них вы могли бы сейчас на уроке проинсценировать?

Сформируйте группы по желанию для инсценирования. Показать можно вежливых и невежливых людей. При желании используйте рисунки на стр. 54.

Остальные ребята постараются проанализировать ваши сценки.

2) Работа по учебнику.

- Всегда приятно общаться с вежливыми людьми: они используют в своей речи волшебные слова, совершают вежливые поступки. Но почему-то некоторые считают такое поведение "странным". Давайте прочитаем рассказ попугая Ильи " Странный папа".

Дети вслух по абзацам читают рассказ (стр.56-57).

- Как вы объясните "странное" поведение папы? (Папа вежливый, культурный человек.)

- Что можно сказать о попугае Илье? (Он не знает правил культурного поведения, поэтому поведение папы считает странным.)

- Чему бы мальчики могли поучиться у папы Сережи и Нади? (Если мужчина в дверях встречает женщину, сначала он должен пропустить ее, а потом пройти сам. Из транспорта мужчина должен выйти первым, а потом подать руку даме и помочь спуститься по ступенькам. Мужчина должен помочь женщине нести тяжелые вещи, или сумки.

- Рассмотрите рисунки на стр. 57. Что вы можете сказать о поведении мальчиков? (Ответы детей).

3) Проверим, как вы запомнили вежливые слова. Я буду читать стихотворения, а вы должны их заканчивать.

Растает даже ледяная глыба
От слова теплого: (спасибо).

Зазеленеет старый пень,
Когда услышит : (добрый день).

Когда нас побранят за шалости,
Мы говорим: прости, : (пожалуйста).

Если больше есть не в силах,
Скажем маме мы :(спасибо).

- Где нам пригодится новое знание?

- Где мы можем его использовать? (Ответы детей).

VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

- Чему мы учились на уроке?

 

(Учились соблюдать правила при разговоре по телефону, чтобы он получился вежливым. Повторяли "вежливые слова", учились их использовать в различных ситуациях, которые разыгрывали, :).

- Достигли ли мы цели урока? Докажите.

- Что нам помогало справиться с задачей? (Личный опыт, знания).

 

- Какие трудности еще остаются?

- Оцените свой вклад в общую работу.

- О каких качествах человека мы говорили сегодня? (О доброте, терпении, :)

- В какие моменты урока вы можете проявлять и проявляли терпение, доброту,: по отношению друг к другу? ( Когда кто-то отвечает, надо терпеливо выслушивать, : )

- Что нам помогало в работе? (Взаимовыручка, доброта, терпение,:)

Домашнее задание: Выполнить задание №2 в тетради. (Выбрать "вежливое" слово в заданной ситуации); знать все изученные правила поведения, постараться всегда использовать их в общении с другими людьми.

- Я хочу вам предложить закончить урок песенкой, с которой мы его начинали. Дружно подпевайте!

Включить запись песни.

Список литературы.

1. О. В. Казаков. Поурочные разработки по курсу " Мир вокруг нас" (М.: Просвещение. 2002-2003 - с.207-209 )

2.О. Г. Муковникова. Мир вокруг нас. Поурочные планы. (Волгоград. - с. 118).

3. Е.М. Тихомирова. Поурочные разработки по предмету "Окружающий мир" (М.: Просвещение, Москва 2007, - с.287)

4. Куракина Н.М. под ред. Л, Г, Петерсон. Сценарии уроков к учебнику " математика", 2 класс. (Москва, УМЦ " Школа 2000:", 2005).

5.А.А. Плешаков. Окружающий мир вокруг нас. Учебник для 2 класса начальной школы. (Москва " Просвещение" 2007 - с. 54-57.)

А.А. Плешаков. Рабочая тетрадь к учебнику для 2 класса "Мир вокруг нас". (Москва " Просвещение" 2008 -с. 23- 24,№ 1- 3.)

6. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Мазурина С.Е., Зайцева И.В. Что значит "уметь учиться". - М.: АПК и ППРО, УМЦ "Школа 2000:", 2006.- с80.