Учащиеся: 3 класс художественного отделения МОДОД "Детская школа искусств №2.
Предмет: Скульптура.
Тема: Ямальские мотивы.
Тип занятия: Комбинированный.
Цель занятия: Закрепить у учащихся знания о peльефе в творческой композиции.
Задачи:
- Учебная: изучение образного языка искусства, способность выразить свое отношение к заданной теме, выполнить эскиз в тоне по заданной теме, учитывая пластичность и уравновешенность больших и малых форм.
- Развивающая: развивать аналитическое мышление, эмоциональную отзывчивость на прекрасное, расширять объем знаний и представлений об искусстве.
- Воспитательная: Воспитать общественно-активную, творческую личность, умение уважать друг друга, работать самостоятельно, умение слушать, аккуратно выполнять задание.
Задание: Выполнить эскиз рельефной композиции. (Линейное и тоновое решение).
Материалы: Бумага, карандаш, гуашь, кисти.
Наглядность: Презентация урока.
ТСО: Компьютер.
План занятия.
- Организационный момент.
- Повторение изученного материала.
- Практическая работа учащихся.
- Анализ работы учащихся.
- Подведение итогов работы на занятии.
- Домашнее задание.
Структура и краткое содержание занятия
Организационный момент.
Приветствие. Контроль посещаемости. Организация учащихся для работы на занятии. Организация рабочего места. Контроль соблюдения личной и общественной гигиены. Создание на уроке спокойной рабочей атмосферы.
Повторение пройденного материала.
На предыдущих занятиях мы уже с вами знакомились с рельефной композицией. Давайте вспомним, какие существуют виды рельефа, его формы.
(три вида рельефной формы с выступающим и углубляющим изображением- горельеф, барельеф. контррельеф).
Что такое горельеф? (горельеф - изображение, которое имеет сильно выступающее полуобъемное изображение, используемое для лепных украшений потолков).
(Показ слайда горельеф)
Что такое барельеф?- (барельеф - изображение, слегка выступающее над поверхностью основы. Его используют при чеканке медалей, монет).
(Показ слайда барельеф)
Что такое контррельеф? (Контррельеф - изображение углубленной поверхности основы путем продавливания или процарапывания.).
(Показ слайда контррельеф)
Объяснение нового материала. Все вы знаете, что живем мы на земле, где снег зимой блестит как хрусталь, а летом заросли ягеля и мха похожи на россыпи ярчайшей яшмы. Небо - чистейшая лазурь, а озера первозданно прозрачны. Это Ямал. О полуострове Ямал можно говорить много и долго о его недрах, о людях которые здесь живут. Сегодня Ямалу исполнилось 78 лет.
(Показ слайдов "На стойбище Вэлло")
Соблюдая основные законы композиции, вы должны выполнить эскиз будущего горельефа по теме Ямальские мотивы.
Проблема: для этого задания нам нужно выяснить, как живут народы Ямала, а именно понять особенности их национальной культуры, быта и обычаев.
Давайте обратимся к историческим истокам народа ненецкой земли на примере одного из ненецкого стойбища - Вэлло.
(Показ слайдов стойбища Вэлло)
Практическая работа.
Сегодня наша задача - выполнить эскиз, показав глубину тоном рельефной композиции, при этом учитывая пропорциональные отношения, оригинальность замысла, содержательность сюжета. (передать настроение путем пластики и уравновешенности больших и малых форм)
(Показ слайда "Поэтапное выполнение эскиза рельефной композиции" )
Во время практической работы имеет место музыкальный ряд (П.И. Чайковский "Времена года").
При самостоятельной работе применяется принцип дифференцированного подхода к учащимся с различным уровнем способностей.
Учитываются психологические особенности учащихся.
Используется демонстрация образцов разных видов рельефной композиции.
Полученные новые знания обобщаются.
На уроке создается ситуация успеха.
Проводится анализ результатов композиционных разработок.
Анализ и обобщение результатов деятельности.
Подведение итогов проводится в форме коллективного обсуждения результатов труда. По окончании занятия проводится промежуточный просмотр работ с анализом результатов (положительных и отрицательных) моментов выполненной работы.
Преемственность.
На следующем занятии будет продолжена работа в материале по выполненному эскизу.
Домашнее задание.
Для обогащения знаний о культуре народов Севера прочитать произведение М. Приходько "Хомани".
Используемая литература.
- Е. Каменева Волшебная глина. М.: Малыш, 1983.
- В.Б. Косминская основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей. М.: Просвещение, 1987.
- В.С. Горичева Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина. Я.: академия развития, 1998.