План–конспект занятия по скульптуре по теме "Ямальские мотивы"

Разделы: МХК и ИЗО


Учащиеся: 3 класс художественного отделения МОДОД "Детская школа искусств №2.

Предмет: Скульптура.

Тема: Ямальские мотивы.

Тип занятия: Комбинированный.

Цель занятия: Закрепить у учащихся знания о peльефе в творческой композиции.

Задачи:

  • Учебная: изучение образного языка искусства, способность выразить свое отношение к заданной теме, выполнить эскиз в тоне по заданной теме, учитывая пластичность и уравновешенность больших и малых форм.
  • Развивающая: развивать аналитическое мышление, эмоциональную отзывчивость на прекрасное, расширять объем знаний и представлений об искусстве.
  • Воспитательная: Воспитать общественно-активную, творческую личность, умение уважать друг друга, работать самостоятельно, умение слушать, аккуратно выполнять задание.

Задание: Выполнить эскиз рельефной композиции. (Линейное и тоновое решение).

Материалы: Бумага, карандаш, гуашь, кисти.

Наглядность: Презентация урока.

ТСО: Компьютер.

План занятия.

  1. Организационный момент.
  2. Повторение изученного материала.
  3. Практическая работа учащихся.
  4. Анализ работы учащихся.
  5. Подведение итогов работы на занятии.
  6. Домашнее задание.

Структура и краткое содержание занятия

Организационный момент.

Приветствие. Контроль посещаемости. Организация учащихся для работы на занятии. Организация рабочего места. Контроль соблюдения личной и общественной гигиены. Создание на уроке спокойной рабочей атмосферы.

Повторение пройденного материала.

На предыдущих занятиях мы уже с вами знакомились с рельефной композицией. Давайте вспомним, какие существуют виды рельефа, его формы.

(три вида рельефной формы с выступающим и углубляющим изображением- горельеф, барельеф. контррельеф).

Что такое горельеф? (горельеф - изображение, которое имеет сильно выступающее полуобъемное изображение, используемое для лепных украшений потолков).

Презентация.

(Показ слайда горельеф)

Что такое барельеф?- (барельеф - изображение, слегка выступающее над поверхностью основы. Его используют при чеканке медалей, монет).

(Показ слайда барельеф)

Что такое контррельеф? (Контррельеф - изображение углубленной поверхности основы путем продавливания или процарапывания.).

(Показ слайда контррельеф)

Объяснение нового материала. Все вы знаете, что живем мы на земле, где снег зимой блестит как хрусталь, а летом заросли ягеля и мха похожи на россыпи ярчайшей яшмы. Небо - чистейшая лазурь, а озера первозданно прозрачны. Это Ямал. О полуострове Ямал можно говорить много и долго о его недрах, о людях которые здесь живут. Сегодня Ямалу исполнилось 78 лет.

(Показ слайдов "На стойбище Вэлло")

Соблюдая основные законы композиции, вы должны выполнить эскиз будущего горельефа по теме Ямальские мотивы.

Проблема: для этого задания нам нужно выяснить, как живут народы Ямала, а именно понять особенности их национальной культуры, быта и обычаев.

Давайте обратимся к историческим истокам народа ненецкой земли на примере одного из ненецкого стойбища - Вэлло.

(Показ слайдов стойбища Вэлло)

Практическая работа.

Сегодня наша задача - выполнить эскиз, показав глубину тоном рельефной композиции, при этом учитывая пропорциональные отношения, оригинальность замысла, содержательность сюжета. (передать настроение путем пластики и уравновешенности больших и малых форм)

(Показ слайда "Поэтапное выполнение эскиза рельефной композиции" )

Во время практической работы имеет место музыкальный ряд (П.И. Чайковский "Времена года").

При самостоятельной работе применяется принцип дифференцированного подхода к учащимся с различным уровнем способностей.

Учитываются психологические особенности учащихся.

Используется демонстрация образцов разных видов рельефной композиции.

Полученные новые знания обобщаются.

На уроке создается ситуация успеха.

Проводится анализ результатов композиционных разработок.

Анализ и обобщение результатов деятельности.

Подведение итогов проводится в форме коллективного обсуждения результатов труда. По окончании занятия проводится промежуточный просмотр работ с анализом результатов (положительных и отрицательных) моментов выполненной работы.

Преемственность.

На следующем занятии будет продолжена работа в материале по выполненному эскизу.

Домашнее задание.

Для обогащения знаний о культуре народов Севера прочитать произведение М. Приходько "Хомани".

Используемая литература.

  1. Е. Каменева Волшебная глина. М.: Малыш, 1983.
  2. В.Б. Косминская основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей. М.: Просвещение, 1987.
  3. В.С. Горичева Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина. Я.: академия развития, 1998.