"Добрые чувства необходимо воспитывать с детства."
В. А. Сухомлинский
В детском саду, уже не первый год, я веду кружок "МУКОСОЛЬКИ" по лепке из солёного теста. На занятия беру детей, имеющих проблемы в психоречевом развитии. Занятия 1 раз в неделю по подгруппам 7-8 человек
Давно известно, что АРТТЕРАПИЯ - прекрасное средство для развития личности ребенка. То, что создает человек своими собственными руками - это ценное приобретение личности, выражение своей индивидуальности, удивительная возможность творить мир, открывать новые горизонты.
Тестопластика оказывает психотерапевтический эффект на развитие высших психических функций головного мозга.
Исследованиями ученых института физиологии детей и подростков АПН (М.М. Кольцова, Е.И. Исенина, Л.В. Антакова-Фомина) была подтверждена связь интеллектуального развития и пальцевой моторики. Уровень развития речи детей также находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. Систематическая тренировка пальцевой моторики является стимулирующей для общего развития ребенка, особенно для развития речи. Поэтому на занятиях с детьми мы используем кинезиологические упражнения на синхронизацию работы полушарий головного мозга, различные пальчиковые игры, массаж кистей рук с проговариванием стихов. Работа с мягким и пластичным материалом успокаивает, снимает напряжение и тревогу, позволяет вести себя естественно и непринужденно. Ведь никто не будет тебя оценивать.
Лепить из теста - одно удовольствие!
Соль, мука, вода - вот и всё, что нужно для умелых рук. Вы можете лепить картины, игрушки, сюжетные композиции, открытки, т.е. все, что подскажет вам ваша фантазия. Занятия провожу в два этапа. На первом занятии мы лепим поделки, игрушки, фигурки животных и людей. Второе занятие посвящено раскрашиванию работ и сочинению рассказов или сказочных историй. Игрушки мы лепим небольшие, как киндер-сюрприз.
Потом делаем выставку работ в группе и дети забирают их домой.
Предлагаю вашему вниманию одно из наших занятий.
Занятие "Поляна сказок".
Тема: Лепка сказочных персонажей из русской народной сказки "Колобок": заяц, волк, медведь, лиса, колобок.
Цель:
- Закрепление технических навыков и приемов лепки из теста.
- Лепить из частей, деление куска на части, выдерживать соотношение пропорций по величине: голова меньше туловища, мелкие детали прикреплять, плотно соединяя их.
- Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур.
- Учить создавать общую сюжетную композицию.
- Развивать творческое воображение, связную речь при составлении сказки, интонационную выразительность речи.
- Воспитывать у детей интерес к творчеству, желание дарить радость другим, коллективизм.
Оборудование:
- разрисованная "поляна сказок",
- выполненная из картона,
- декорации леса,
- деревья из картона,
- домик.
Материалы и инструменты:
- тесто для лепки,
- стеки,
- краски,
- стаканчики с водой,
- кисти,
- подставки,
- салфетки,
- схемы с изображением последовательности лепки зверей,
- аудиокассета с записью "звуки природы",
- музыкальная заставка "В гостях у сказки".
Ход занятия
Организационный момент
Дети входят, встают возле "поляны сказок". Звучит музыка "В гостях у сказки".
Сообщение темы занятия
Воспитатель: Давным-давно, в сказочном лесу жили-были разные звери. Они умели разговаривать и с ними приключались разные волшебные истории. Но, однажды, в лесу появились лесорубы. Они стали вырубать лес, бедные звери разбежались кто куда, им стало негде жить, а сказочная поляна опустела. Мы с вами сегодня будем добрыми волшебниками! Мы слепим и раскрасим лесных зверей, поселим их на полянку и придумаем новую сказку с хорошим концом.
Разминка: Упражнения для развития мелкой моторики.
- Стоя, хлопки руками по коленям два раза, затем скрестить руки, вновь два хлопка по коленям. 4-5 раз.
- Кулак-ладонь. Правая рука сжата в кулак, левая ладонь разжата. Поочередно меняем движения рук.
- Массаж кистей рук шестигранными карандашами: растирание ладоней и пальцев, поворачивание карандаша между пальцев.
- "Медведь лезет на сосну". Перебирать карандаш пальцами правой руки снизу вверх.
Основная часть
Рассматривание слепленных на предыдущем занятии фигурок животных: медведя, зайца и лисы. Чем они похожи и чем отличаются? Закрепление последовательности лепки. Перед детьми схемы с изображением последовательности работы. Опрос детей. Что мы делаем сначала? На сколько частей делим тесто? Какого размера должно быть туловище, а какого голова? Как нужно прикреплять мелкие детали? Зачем нужно смачивать пальчики водой?
Дети самостоятельно выбирают, что они хотят слепить и лепят по замыслу. Звучит музыка "Звуки природы". Воспитатель помогает детям, если есть необходимость. Напоминает, что работать с тестом нужно быстро, не крошить на мелкие части, ставить фигурку устойчиво на подставку. Сплющивать ушки, оттягивать носик, лапки прикреплять с боков туловища, слегка смачивая водой детали. Готовые фигуры ставят на подставку, и оставляют до следующего занятия. Моют руки, вытирают салфетками. Убирают оборудование на поднос.
Вторая часть
Воспитатель с детьми садятся вокруг сказочной поляны. Рядом на столике находятся игрушки из теста, которые были слеплены на предыдущих занятиях: зайчики, лисички, медвежата, снеговики, деды Морозы, снегурочки, птички и др. Дети выбирают себе персонажей.
"Ребята, вы хотите, чтобы на поляне снова появились звери?
Давайте придумаем свою сказку:
Сказочно-игровая ситуация
Наступила зима. Все звери с нетерпением ожидали встречи Нового года. Они надеялись, что снова смогут собраться на любимой полянке и Дед Мороз исполнит их заветные желания. Каждый мечтал о чем-то своем. А вот о чем? Осталось совсем мало времени, а на полянке так никто и не появился. Вдруг звери услышали какие-то звуки:. (Звучит музыка с пением птиц). Дети самостоятельно придумывают продолжение сказки. Выслушиваются разные версии.
Завершение занятия
Воспитатель от имени всех персонажей благодарит детей за помощь и участие. Подчеркивается роль каждого участника. Ведь благодаря усилиям каждого из вас, ребята, звери снова смогли вернуться в свой любимый дом. Это вы помогли им встретиться. Вы настоящие волшебники!
А это шуточное стихотворение:
Замесили тесто, а оно ни с места,
Замесили на дрожжах, не удержишь на вожжах.
Взяли соль, воды, муки, налепили колобки.
А из этих колобков лепим сказочных зверьков
Девочки и мальчики развивают пальчики.
Взяли кисть и краски, получилась сказка!
Пусть лепка из теста и Вам принесет радость открытий. Ведь мы сами творцы своей жизни, режиссеры и исполнители. Удачи всем!