Урок–исследование "Моя Хакасия" через музыкальную деятельность

Разделы: Музыка


Авторский диск композитора и музыканта Хакасии Т. Шалгиновой.

Слушание музыкальных композиций ставиться педагогом произвольно.

Введение.

Предполагаемый урок представляет собой интересный пример изучения сказаний с применением технологии (элементы опытно- экспериментальной работы) на уроке интегрированного типа. Это позволяет решать с большой точностью поставленные задачи, стимулирует активность детей на уроке. Синтез различных видов искусств как нельзя более соответствует синкретическому характеру восприятия мира младших школьников. Кроме того, на уроке решается и актуальная на сегодняшний момент задача- показ взаимосвязи времен прошлого и настоящего.

Сочинения композиторов Хакасии все больше привлекают внимание музыкантов-профессионалов и любителей музыки. Они звучат на концертах, конкурсах, в репертуарах учебных заведений, на радио и телевидении, в грамзаписях.

Цель:

  • Через художественные и музыкальные образы произведений, слушание музыки, исполнение на инструменте педагогом, зачитывание отрывков, легенд, сказаний.
  • Влияние музыки композитора Хакасии Т. Шалгиновой на чувства, эмоции, побуждения воображения, призыв к творчеству; осуществить комплексный подход к уроку через межпредметные связи (музыку, чтение, изобразительное искусство).

Задачи:

  • Формировать внимательное отношение к музыкальным художественным произведениям, понимать образные выражения, представлять картину звучащую в авторском исполнении: умение высказать свое отношение к прослушанному.
  • Использовать выборочное чтение, с использованием соответствующего тона, темпа, громкости речи и логического ударения.

Тип урока: Углубление знаний, обобщение.

Методы: Беседа, исполнение, исследование и показ.

Оборудование: Музыкальный инструмент- фортепиано; сборник произведений Т. Ф. Шалгиновой; музыкальный центр, авторский композитора- исполнителя, мультимедийная установка, экран, декорации, графические избранные произведения ( графика) художника Кызласова В. Н.; книга : "Колчан сердечных стрел" (переводы и переложения А.Перловского). Посвящена памяти творчества В.В.Радлова, Н.Ф. Катанова, Н.П. Дыренковой, В.И. Вербицкого, И.А. Худякова, С.С. Суразакова - основоположников фольклористики сибирских тюрков.

Ход урока

Показ фрагментов документального Фильма "Хакассия" с музыкальным сопровождением

Учитель: Сегодня я хочу предоставить вам творчество композитора Т.Ф. Шалгиновой. Рассказ о творческом пути (звучат фрагменты из музыкального альбома Т.Ф, Шалгиновой 1. Хакасский орнамент, 2. Воспомининие о прошлом, 3. Тайна каменного изваяния). На фоне музыки читаются отрывки "Хуртуяс Тас - мать Матерей" В.Татарова, по мотивам легенды записанной от Е.М, Кильчичакова. В этой пьесе музыкальным образом встает представление о великом наследии народа. Звуками рисуется художественные образы природы (горы, степи, дуновение ветра). Это красавица Хакасия. (Учитель знакомит с шорской легендой "Дочь хозяина горы". Зачитывается отрывок (Давно, давно еще давнее, "Сказания")). В отрывке хорошо показано сказочное действие.

Дети: Называют и рассказывают, что происходит необычного.

Учитель: А теперь послушаем еще одно произведение из сборника композитора " Колыбельная богиня Умай". Зачитывается отрывок легенды "АБАХАЙ-ПАХТА".

Учитель: Какой смысл до вас несет эта легенда? Как это отобразилось в музыке? Обратить внимание на название пьесы "Колыбельная". В каком она исполняется лирическом звучание. Проигрываю сама некоторые моменты с показом на инструменте. Подводя итог этой легенды, говорю детям, что эта гора находится у нас, по направлению из Саяногорска в Майна. Показываю связь из далекого прошлого легенды и названием в сборнике пьес Т. Шалгиновой. Вопрос: Как вы думаете, если легенды и причем интересные по своему изложению и музыке, которые вы слышали сегодня, могут быть интересны и другим народам нашей страны?

Путь к творчеству Т. Шалгиновой. К ее музыке и названиям пьес сборника проходит через родную природу, обряды, обычаи.

Слушаем далее: " Священная береза".

Вопрос детям: Созвучна ли музыка этого композитора, услышанным легендам? Почему береза священна?

Дети: Должны обосновать свое мнение. Береза - дерево поклонения.

Вопрос детям: Какие средства музыкальной выразительности помогли нам лучше увидеть и почувствовать природу Хакасии, загадочность и необычность?

Дети: Анализируют и рассказывают о движении звуков, аккордовым изложении, необычном оформлении названии пьесы.

Учитель: Слушаем другие композиции сборника. Название "Сон Шамана". Прошу найти детей общее и различия. Рассказать, как это звучит в исполнении. Дети должны обратить внимание на темп исполнения, быстроту, активность. Соответствует ли музыкальному названию пьес? Дать соответствующую характеристику музыкального образа услышанного.

Учитель: Напоминаю детям, что это старинный музыкальный инструмент исполнителей, сказателей (чатхан), который звучал и в прошлом, и сейчас используется современными исполнителями.

Подводим итог урока, какие названия пьес и легенды запомнились детям. Предлагаю детям закрепить музыкальный материал просмотром избранных произведений. В.Н. Кызласова (графика), разобрать смысловое значение нарисованного с услышанными пьесами и прочитанными легендами, сказаниями на уроке.

Про остальные пьесы сборника можно рассказать на других занятиях. Детям дается задание домой изобразить в рисунке музыкальный образ, который больше всего запомнился на уроке.

Для закрепления материала смотрим документальный фильм "Хакасия", с комментариями учителя. Делаем в классе выставку рисунков по детскому альбому фортепианных пьес Т.Ф. Шалгиновой. Пьесы из сборника на слушание выбираются по усмотрению педагога. Это зависит от доступности нового материала, учитывая возраст детей. Данный открытый урок является первым шагом привлечения детей к научно-исследовательской деятельности, в изучении нравов, быта, культуры и наследия Хакасии

Список использованной литературы.

  1. Родная Хакасия (авт. Султреков С.Н.) Абакан 1976 г.
  2. Мифы, легенды хакасов Абакан 1995 г.
  3. Моя Хакасия (уч. начальных классов)
  4. Степная богиня Хуртуях.(Я.И. Сунчугашев)
  5. Колчан сердечных стрел (по мотивам легенд записанных от Е.М. Кильчичакова)
  6. Музыка - их жизнь (Т.С Гигуашвили) Абакан 1997 г.
  7. Хакасия - путеводитель
  8. Палитра Хакасии (Виталий Кызласов) Абакан 2006 г.
  9. Документальный фильм " Хакасия" Абакан 2004 г.
  10. Сборник фортепианных пьес (Т.Ф. Шалгиновой) под названием "Солнечный чатхан" Абакан 2001 г.