Турнир знатоков русского языка по теме "Закрепление изученного материала"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Цели:

  • Закрепить учебный материал, изученный в третьем классе.
  • Развивать интеллектуальные способности детей.
  • Воспитывать любовь к русскому языку.

Ход мероприятия

Организационный момент. Приветствие.

Ведущий:

Добрый день и добрый час.
Я приветствую всех вас.
Посвятим урок мы играм,
Назовем его турниром.
Станет каждый знатоком,
Если ладит с языком.

Представление команд: название, девиз.

Ведущий:

Для представления команд
Приглашаю всех ребят.

(входят команды, представляются)

*Турнир наш начинается - тур первый объявляется*

Ведущий:

В небе солнышко взошло,
Очень яркое оно.
Нам лучи его видны
В них слова заключены

(Выставляется рисунок, на нем изображено солнце с лучиками. В центре слог ло, на лучиках - ко, мо, кол, шадь, бок, ко, ши, ко. Составляются слова: лошадь, молоко, колокол, колобок, шило)

Дополнительное задание:

- Определите части речи, их морфологические признаки.

* второй тур*

Ведущий:

Пословицы не даром молвятся,
Без них прожить нельзя.
Они великие помощницы
И в жизни верные друзья.
Порой они нас наставляют,
Советы мудрые дают,
Порой чему-то поучают
И от беды нас берегут.

Далее дается задание командам дополнить или закончить по смыслу пословицы. На листочке в виде свитка написаны пословицы.

Ведущий:

Старый : лучше новых двух.
Лучше : в руках, чем : в небе.
Правда в огне не :,в воде не :.
Труд :, а лень :.
Тише :, дальше :.
Без труда :.
Кто не :, тот не :.
Друг : в :.

Дополнительное задание: выписать из пословиц глаголы.

*третий тур*

Ведущий:

Хочу проверить вас, друзья - задаю я вам слова.
Грамотно их вы должны прочитать,
Ударения верно в них проставлять.

Задание: проставить в словах ударение. Слова: километр, алфавит, щавель, документ, портфель, добыча, столяр, свекла.

Дополнительное задание: просклонять слова по падежам. 1 команда слово - щавель, 2 команда - портфель.

*четвертый тур*

Ведущий:

Строительный материал для слов - это : и :.

Есть :.- это главная часть.

А : изменяемы.

Задание: проставьте пропущенные слова и объявите название темы, которую мы изучали на уроках в третьем классе.

Дополнительное задание: разберите слова по составу. Задаются слова: книжечка, белочка, подоконник, пересекла, заснеженный, застройщик, поднебесный, перелетела.

*пятый тур*

Задание: подчеркните лишнюю пару слов.

  • Робкий - смелый
  • Широкий - узкий
  • Громкий - сильный
  • Темный - светлый
  • Глубокий - мелкий

Ведущий:

Была работа проведена - лишняя пара исключена.

Объясните вы мне, знатоки, что за слова вам были даны.

(это имена прилагательные, антонимы - слова, противоположные по смыслу)

*шестой тур*

Ведущий:

Есть буквы заглавные и строчные.

Вам надо знать, когда писать какие.

Задание: когда слова орел, любовь, шарик нужно писать с большой буквы. Приведите примеры.

*седьмой тур*

Ведущий:

- Ой, стучится кто- то. Вы слышите?

- Да-да, пройдите!

(входит почтальон Печкин)

- Добрый день и добрый час!
Рад приветствовать ваш класс.
Доставляю спецзаказ -
От детишек вам наказ.
Прочитайте письмецо,
Очень спешное оно.

Вручает письмо ведущему и уходит. Ведущий открывает его, читает и ужасается:

- Как можно! Бедные дети!

Остались они без школы и вот такой результат!

(передает письмо детям)

Задание: исправить ошибки, допущенные в тексте.

Письмо имеет следующее содержание:

Дарагие рибята! Здрафствуйте!

Пишут вам дети ис диревни простоквашино. У нас зокрыта школа. Мы скучяем бес дела. Это просто ужастно! Как хатели бы мы получять знания и стать грамотными лютьми. Мы вам ноказываем непрапускать уроки, харашо учица,много трудица. Всево вам харошева!

Ваши друзйа.

Ведущий:

Гласные и согласные
Бывают такие опасные!
Звук очень ясно слышится,
А буква другая пишется.
Помните, друзья, об этом - соблюдайте правила русского языка.

Какие орфограммы вы знаете? Перечислите их. (Команды поочередно называют орфограммы. Побеждает та команда, которая последней назовет орфограмму)

Заключительная игра.

Ведущий:

А вот прощальная игра:
Турнир к концу подходит.
И нам с тобой пришел черед
Сыграть в игру " Наоборот".
Скажу я слово высоко, слова
А ты ответишь :(низко).
Скажу я слово далеко,
А ты ответишь :(близко).
Скажу я слово потолок.
А ты ответишь :(пол)
Скажу я слово потерял,
И скажешь ты :(нашел)
Скажу тебе я слово трус,
Ответишь ты : (храбрец).
Теперь начало я скажу,
Ну, отвечай :(конец)
Завершение турнира.

Ведущий:

- Вот так и наш турнир закончился, как эта веселая игра в слова. Я хочу пожелать вам, чтобы вы продолжали изучать богатейший русский язык. Стремитесь к новым знаниям, познавайте тайны и секреты, которые таит в себе эта наука, чтоб вас по праву называли истинными знатоками русского языка.

(Жюри подводит результаты турнира и объявляет итоги, участникам игры присваивается звание "Знаток русского языка")