Цели:
- Закрепить учебный материал, изученный в третьем классе.
- Развивать интеллектуальные способности детей.
- Воспитывать любовь к русскому языку.
Ход мероприятия
Организационный момент. Приветствие.
Ведущий:
Добрый день и добрый час.
Я приветствую всех вас.
Посвятим урок мы играм,
Назовем его турниром.
Станет каждый знатоком,
Если ладит с языком.
Представление команд: название, девиз.
Ведущий:
Для представления команд
Приглашаю всех ребят.
(входят команды, представляются)
*Турнир наш начинается - тур первый объявляется*
Ведущий:
В небе солнышко взошло,
Очень яркое оно.
Нам лучи его видны
В них слова заключены
(Выставляется рисунок, на нем изображено солнце с лучиками. В центре слог ло, на лучиках - ко, мо, кол, шадь, бок, ко, ши, ко. Составляются слова: лошадь, молоко, колокол, колобок, шило)
Дополнительное задание:
- Определите части речи, их морфологические признаки.
* второй тур*
Ведущий:
Пословицы не даром молвятся,
Без них прожить нельзя.
Они великие помощницы
И в жизни верные друзья.
Порой они нас наставляют,
Советы мудрые дают,
Порой чему-то поучают
И от беды нас берегут.
Далее дается задание командам дополнить или закончить по смыслу пословицы. На листочке в виде свитка написаны пословицы.
Ведущий:
Старый : лучше новых двух.
Лучше : в руках, чем : в небе.
Правда в огне не :,в воде не :.
Труд :, а лень :.
Тише :, дальше :.
Без труда :.
Кто не :, тот не :.
Друг : в :.
Дополнительное задание: выписать из пословиц глаголы.
*третий тур*
Ведущий:
Хочу проверить вас, друзья - задаю я вам слова.
Грамотно их вы должны прочитать,
Ударения верно в них проставлять.
Задание: проставить в словах ударение. Слова: километр, алфавит, щавель, документ, портфель, добыча, столяр, свекла.
Дополнительное задание: просклонять слова по падежам. 1 команда слово - щавель, 2 команда - портфель.
*четвертый тур*
Ведущий:
Строительный материал для слов - это : и :.
Есть :.- это главная часть.
А : изменяемы.
Задание: проставьте пропущенные слова и объявите название темы, которую мы изучали на уроках в третьем классе.
Дополнительное задание: разберите слова по составу. Задаются слова: книжечка, белочка, подоконник, пересекла, заснеженный, застройщик, поднебесный, перелетела.
*пятый тур*
Задание: подчеркните лишнюю пару слов.
- Робкий - смелый
- Широкий - узкий
- Громкий - сильный
- Темный - светлый
- Глубокий - мелкий
Ведущий:
Была работа проведена - лишняя пара исключена.
Объясните вы мне, знатоки, что за слова вам были даны.
(это имена прилагательные, антонимы - слова, противоположные по смыслу)
*шестой тур*
Ведущий:
Есть буквы заглавные и строчные.
Вам надо знать, когда писать какие.
Задание: когда слова орел, любовь, шарик нужно писать с большой буквы. Приведите примеры.
*седьмой тур*
Ведущий:
- Ой, стучится кто- то. Вы слышите?
- Да-да, пройдите!
(входит почтальон Печкин)
- Добрый день и добрый час!
Рад приветствовать ваш класс.
Доставляю спецзаказ -
От детишек вам наказ.
Прочитайте письмецо,
Очень спешное оно.
Вручает письмо ведущему и уходит. Ведущий открывает его, читает и ужасается:
- Как можно! Бедные дети!
Остались они без школы и вот такой результат!
(передает письмо детям)
Задание: исправить ошибки, допущенные в тексте.
Письмо имеет следующее содержание:
Дарагие рибята! Здрафствуйте!
Пишут вам дети ис диревни простоквашино. У нас зокрыта школа. Мы скучяем бес дела. Это просто ужастно! Как хатели бы мы получять знания и стать грамотными лютьми. Мы вам ноказываем непрапускать уроки, харашо учица,много трудица. Всево вам харошева!
Ваши друзйа.
Ведущий:
Гласные и согласные
Бывают такие опасные!
Звук очень ясно слышится,
А буква другая пишется.
Помните, друзья, об этом - соблюдайте правила русского языка.
Какие орфограммы вы знаете? Перечислите их. (Команды поочередно называют орфограммы. Побеждает та команда, которая последней назовет орфограмму)
Заключительная игра.
Ведущий:
А вот прощальная игра:
Турнир к концу подходит.
И нам с тобой пришел черед
Сыграть в игру " Наоборот".
Скажу я слово высоко, слова
А ты ответишь :(низко).
Скажу я слово далеко,
А ты ответишь :(близко).
Скажу я слово потолок.
А ты ответишь :(пол)
Скажу я слово потерял,
И скажешь ты :(нашел)
Скажу тебе я слово трус,
Ответишь ты : (храбрец).
Теперь начало я скажу,
Ну, отвечай :(конец)
Завершение турнира.
Ведущий:
- Вот так и наш турнир закончился, как эта веселая игра в слова. Я хочу пожелать вам, чтобы вы продолжали изучать богатейший русский язык. Стремитесь к новым знаниям, познавайте тайны и секреты, которые таит в себе эта наука, чтоб вас по праву называли истинными знатоками русского языка.
(Жюри подводит результаты турнира и объявляет итоги, участникам игры присваивается звание "Знаток русского языка")