Цели урока:
- Формировать стремление к познанию нового, совершенствовать все виды речевой деятельности детей (умение слушать, высказывать свое мнение, читать связные тексты с выделением главной мысли в них).
- Развивать фонематический слух, память, внимание (познавательные процессы).
- Формировать навыки чтения слов с Ь - показателем мягкости согласных звуков; добиться осознания детьми того, что мягкий знак не обозначает звука.
I. Организационный момент.
Громко прозвенел звонок -
Начинается урок.
|Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
II. Повторение пройденного. Актуализация знаний.
- На какие две группы делятся все буквы? (гласные и согласные).
- Что вы знаете о согласных звуках?
- Почему одни из них произносятся твердо, а другие мягко?
- Когда буквы Я, Е обозначают два звука?
- Как вы думаете, почему об одних людях говорят, что у них мягкий характер, а про других, что у них твердый характер?
- Какой характер у вас?
- Про что еще можно сказать "мягкий" или "твердый", придумайте предложение.
III. Постановка темы и цели урока.
Над тобою, надо мною
Пролетел мешок с водою,
Наскочил на дальний лес -
Прохудился и исчез (дождевая туча)
- (На доске нарисована туча, капли в виде Ь). Вот она, дождевая тучка, нахмурилась, расплакалась дождем.
- Оторвалась капелька от тучки и полетела вниз. Закапал дождь на землю, умыл молодую весеннюю травку, пробудившиеся от зимнего сна деревья. Одна капелька прилетела к нам в класс и села ко мне на ладошку. Какая она маленькая, нежная. Я ее не выпущу и оставлю в классе, пусть она послушает, как мы умеем читать, рассказывать (модель капли прикрепляю на доску).
- Ребята, капелька у меня одна, а вас много. Что же нам делать? Как быть? Возьмите листочки и нарисуйте капельку дождя, которую наша гостья подарила каждому (у каждого на парте листок, цветные карандаши, дети рисуют каплю).
- На какую букву похожи капельки воды? (на Ь знак). Сегодня на уроке мы будем говорить о Ь знаке - показателе мягкости согласных звуков.
IV. Работа с новым материалом.
1. Звуковой анализ слов.
- Назовите изображенные предметы (гусь, лоси, голуби, снегири, конь, медведи). Посмотрите, запомните порядок (игра "День-ночь"). Что изменилось? (провести 2-3 раза). На какие две группы разделим предметы? (птицы; звери). В каждой группе назовите лишний предмет (гусь, конь). Почему? (ед.число). Выберите, к какой схеме относится слово гусь. Слово соотносится со схемой.
- Сколько в слове слогов? Как узнали? (сколько в слове гласных, столько и слогов).
- Из чего слово состоит? (из слияния твердого согласного с гласным и мягкого согласного за слиянием).
- Составьте слово из букв разрезной азбуки (печатают в печатниках).
- Как составить это слово, чтобы было ясно, что последний звук надо произносить мягко? (поставить знак, букву, которая указывает на мягкость согласного звука).
- Вот для этого и служит буква-помощница, которая сама разговаривать не умеет, не читается никак, но помогает всем согласным буквам, которые в ней нуждаются. Вместе с ней согласные читаются мягко.
2. Знакомство с новой буквой.
Буква Р перевернулась -
Мягким знаком обернулась.
(В.Степанов)
Нарисуем мягкий знак
Нежно, капелькой, вот так.
Букву капелька смягчит,
Слово мягко зазвучит.
(А.Шибаев).
- Найдите, где спряталась буква (на доске рисунки) (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)
3. Чтение с доски.
4. Чтение текстов с мягким знаком (с.138 "Русской азбуки").
- Где паслись гуси? Что сделал Петя? Что ему сказали? Что значит "за себя постоять"?
- Озаглавьте рассказ ("Не дразни гусей!").
Повторное чтение и разбор прочитанного (Задания: прочитать слова с мягким знаком; определить, мягкость каких звуков обозначена с его помощью; прочитать слова, в которых мягкость согласного обозначена по- иному).
Дети составляют рассказ о том, как надо заботиться о птицах.
5. Игра "Слово или не слово?".
Дети читают написанное на доске и объясняют слово или не слово они прочитали.
СОЛЬ | РУЛ | СЕМЬ | ГУС | НЫТЬ | ТЕН |
СТУЛЬ | ПЫЛЬ | ДЫМ | ЛИСТ | ШИТЬ | ЛЕН |
С объяснением "не слова" превращаются в слова.
6. Чтение на с.136
- Как вы понимаете слово "ударили"?
- Какое еще может быть значение этого слова? (ударили морозы)
7. Развитие внимания, интереса к родному языку.
Мягкий знак, мягкий знак -
Без него нельзя никак.
Без него не написать
Тридцать, двадцать, десять, пять.
Вместо ШЕСТЬ получим ШЕСТ,
Вместо ЕСТЬ получим ЕСТ.
Станут ПЕНКАМИ ПЕНЬКИ,
УГОЛКАМИ - УГОЛЬКИ,
БАНЬКА в БАНКУ превратится.
Вот что может получиться,
Если будем забывать
Мягкий знак в словах писать.
8. Выводы по уроку.
Я волшебник. Захочу -
Появлюсь и превращу
Мел, которым пишут в школе,
В мель, опасную на море.
Кто волшебник - отгадай,
Выше руку поднимай!
V. Итоги урока (рефлексия).
- Что нового узнали о согласных звуках? (согласная звучит мягко, если на письме после нее стоит мягкий знак).
- Какую роль в слове играет мягкий знак?
Возьмите свою капельку и прикрепите ее к той картинке, которая выражает ваше настроение (с каким настроением вы уходите с урока) (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)
Литература.
- Жиренко О.Е., Барылкина Л.П., Обухова Л.А. "Интегрированные уроки 1 класс". - М.: "Вако", 2006.