Цели:
- ввести определение и свойства основных видов четырехугольников;
- закрепить материал при выполнении практических заданий;
- воспитывать внимательность;
- развивать логическое мышление, умение различать геометрические фигуры, определять их свойства;
- развивать умение работать с компьютером.
Тип урока: урок введения нового материала.
Оборудование: учебник «Геометрия 7-9» Атанасян Л.С., мультимедийный проектор.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Изучение нового материала.
Сегодня мы с вами познакомимся с некоторыми видами четырехугольников и их свойствами. В этом нам поможет математическая сказка «Как Параллелограмм родственников искал». Смотрите на экран, попытайтесь ответить на все вопросы.
Запускается презентация (см. Приложение).
В первом задании необходимо угадать имена представленных фигур (слайд 2).
Ребята отвечают на вопросы по очереди.
А теперь начинается наша сказка!
Однажды, в один из долгих зимних вечеров Параллелограмму стало очень грустно: «Как же плохо, когда рядом нет близких. Не с кем разделить радость и горе, скоротать зимний вечерок. Попробую-ка я найти родственников. А вдруг получится?» Параллелограмм разместил в газете такое объявление: «Меня зовут Параллелограмм. Я хочу найти родственников: всех тех, кто на меня похож. Мои особые приметы: у меня четыре стороны и четыре угла, противоположные стороны параллельны и равны, противолежащие углы равны, диагонали точкой пересечения делятся пополам. Если у нас с вами есть общие черты – приходите 31 декабря в мой дом. Я буду очень ждать!»
31 декабря. Вечер. Дом Параллелограмма.
– Здравствуйте! Это я – Прямоугольник. Я похож на тебя, Параллелограмм! У меня тоже 4 стороны и 4 угла, противолежащие стороны параллельны и равны, диагонали точкой пересечения делятся пополам. Но у меня все углы прямые, а диагонали равны. А вот родственники мы с тобой, или нет, решать тебе.
– Привет! А я – Квадрат! У меня 4 стороны и 4 угла, противоположные стороны параллельны, диагонали пересекаются и точкой пересечения делятся пополам. Но у меня все углы прямые, а диагонали равны, взаимно перпендикулярны и делят мои углы пополам.
Следующим гостем Параллелограмма стал Ромб:
– Здравствуйте! Меня зовут Ромб. У меня тоже есть 4 стороны и 4 угла. Мои противоположные стороны параллельны, противолежащие углы равны, диагонали пересекаются и точкой пересечения делятся пополам. Но у меня все стороны равны, а диагонали взаимно перпендикулярны и делят мои углы пополам.
– Очень рада вас видеть! Я – Трапеция. И у меня есть 4 стороны и 4 угла. Две моих стороны параллельны, а две другие не параллельны.
Позже всех пришли Треугольник и Окружность:
– А мы пришли, чтобы найти друзей и вместе встретить Новый год! А на тебя, Параллелограмм, мы совсем не похожи!
В доме Параллелограмма собралось много гостей, но давайте же разберемся кто же из них приходится ему родственником (слайд 12).
Вы помогли Параллелограмму найти своих родственников! Теперь рассмотрим эти родственные связи на следующей схеме (слайд 16).
III. Закрепление материала.
Мы познакомились с некоторыми видами четырехугольников и их свойствами. Теперь повторим их (слайды 17-22).
Учащиеся отвечают на вопросы по очереди и записывают определения и свойства четырехугольников в тетради.
IV. Подведение итогов.
- С какими четырехугольниками мы сегодня познакомились?
- Перечислите основные свойства каждого из них.
Список литературы
- Геометрия: Учеб. для 7-9 кл. сред.шк./ Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. –3-е изд. – М.:Просвещение, 1992. – 335 с.
- Погорелов А.В. Геометрия: Учеб. для 7-11 кл. сред. шк. – 4-е изд. – М.:Просвещение,1993. – 383 с.