Цели:
- Познакомить учащихся со строением зубов, с признаками зубных заболеваний
- Учить детей основным правилам ухода за зубами
- Развивать познавательную активность, творческие способности учащихся в ходе пропаганды здорового образа жизни.
- Воспитывать у учащихся умение общаться, дружить, умение быть искренним, воспитывать доброжелательное отношение к докторам.
ХОД УРОКА
– Наш гость будет очень рад, если вы расшифруете:
(Приложение, 1 слайд)
Учитель: А какая у нас сегодня тема?
Ответ на этот вопрос спрятан в загадке:
– Чем из того, что тебе принадлежит, ты можешь
поделиться с другими людьми, не отдавая этого? (Улыбкой)
(Приложение, 2 слайд)
Учащиеся поют куплет песни: «От улыбки станет всем светлей…»
Учитель: Посмотрите, люди улыбаются, давайте и мы улыбнемся, друг другу и посмотрим, что больше всего привлекает ваше внимание в этот момент? Отгадку найдете в кроссворде.
(Приложение, 3 слайд)
- Как называются органы зрения? (Глаза)
- Как называются органы слуха? (Уши)
- Как назвать одним словом: ангина, бронхит, грипп? (Болезнь)
- Часть руки, с помощью которой мы можем писать, кушать, расчесываться и делать многое другое (Пальцы)
Ключевое слово – ЗУБЫ
(Приложение, 4 слайд)
Учитель: Правильно, у человека зубы вырастают два раза. Первые – временные, их еще называют молочными. У детей их – 20. Вторые – постоянные. Временные зубы меняются у детей, начиная с 5-6 лет, на постоянные. Эти зубы будут служить всю жизнь.
Учитель: Кто знает, сколько у
взрослого человека должно быть зубов? (От 28 до
32)
– В разных странах существуют разные обычаи,
связанные с выпадением зубов. У испанцев: надо
забросить зуб на крышу дома и рассказать смешной
стишок, приглашая мышонка взять старый зуб и
принести новый. Когда японский ребенок теряет
зуб, он бросает его в воздух и кричит: «Превратись
зуб в «они». Они – это японское чудовище, у
которого очень крепкие зубы.
– А что вы делаете, когда у вас выпадает зуб?
Практическая работа
– Возьмите зеркало и рассмотрите свои зубы.
Найдите молочный и постоянный зуб. Чем
отличаются молочные от постоянных зубов? (По
цвету, размеру)
– А их сходство спрятано внутри. Давайте
рассмотрим строение зуба и назовем его части. (Коронка,
шейка, корень)
(Приложение, 5 слайд)
– Как вы думаете, для чего нужны эти знания? О сохранении какой части мы должны заботиться в первую очередь?
Учитель: Но что случилось?
Ученик читает стихотворение:
Веселились дети лихо,
Развлекались, как могли,
Только кате не до смеха.
Наша Катя не играет,
Нга качели не бежит.
Слезы горькие глотает.
Рот закрыла и молчит.
Ей сочувствуют подруги,
Утешают от души.
Не грусти, забудь о зубе.
Только как же тут забыться?
Боль мешает ей играть,
Молоточком злым стучится,
Как помочь ее унять?
(Приложение, 6 слайд)
Учитель: Ребята, к нам кто-то пришел. Но кто это? Что за гость?
Ученик: Меня зовут Резец, а фамилия моя Постоянный. Я зуб не радостный. Мне живется плохо. Живу я во рту одной девочки. Девочка о нас не заботится. Ей никто не рассказывал о том, как нужно заботиться о нас. Я очень хочу, чтобы вы рассказали о том, что нужно делать, чтобы все зубы оставались целыми и невредимыми. Помогите мне. И берегите свои зубы.
Учитель: Как вы думаете, ребята, почему
болел зуб у Кати? (Зуб поврежден, в нем дырочка)
– И почему наш гость Резец такой нерадостный?
Ученик: Да, ребята, зубы покрыты эмалью. Она твердая, защищает зубы от повреждений. Но если неправильно питаться, то появляются дырочки (кариес). Дырка в зубе – всегда больно! А еще больные зубы вредят другим органам: сердцу, почкам.
Учитель: В нашем Резце появились такие дырочки, появился кариес, в них появилась зубная боль. Давайте поможем ему, залепим дырочки!
Работа с пластилином. После выполнения каждого последующего задания, дети помогают герою и «лечат» у Резце его дырки.
– Итак, поможем!
Физминутка
Учитель: Чтобы зубы были здоровыми, надо … (если вы со мной согласны, то вы приседайте – зубы крепко сидят), а если не согласны с моей фразой, то прыгайте (зубы шатаются)
Фразы:
– Чтобы зубы были крепкими и здоровыми, надо:
- грызть ручки и карандаши (прыгают)
- правильно питаться (сидят)
- часто есть сладкое (прыгают)
- грызть орехи (прыгают)
- чистить зубы (сидят)
- есть очень холодную и очень горячую пищу (прыгают)
- ходить вовремя к врачу (сидят)
«Лечат» 1 дырочку у резца.
(Приложение, 7 слайд)
В это время постепенно появляется слайд.
(Приложение, 8 слайд)
Учитель: Сейчас мы с Резцом вас проверим!
– Если вы оставите только те продукты питания,
которые позволяют поддерживать здоровье зубов,
то вылечим еще одну дырочку у Резца.
Работа в парах и с презентацией. (Творог, торт,
молоко, сироп, овсяная каша. Сахар, овощи, шоколад,
фрукты)
«Лечат» вторую дырочку у резца.
Ученик читает стихотворение:
Утром, вечером и днем
О зубах не забывай.
Чтобы были они белые,
Ты их лучше очищай.
Подружиться нужно с щеткой
И зубною пастой всем
И тогда у вас не будет
с зубным доктором проблем!
Учитель: О каком докторе здесь
говорится? Кто знает, как называется доктор,
который лечит зубы? (Стоматолог)
– А у нас в поселке лечит зубы врач-стоматолог …
(Приложение, 9 слайд)
Замышевский А.К.
Пожелания
Как поел, почисти зубки.
Делай так два раза в сутки
Предпочти конфетам – фрукты,
Очень важные продукты,
Чтобы зуб не беспокоил,
Помни правило такое:
К стоматологу идем
В год два раза на прием.
И тогда улыбки свет
Сохранишь на много лет!
(Приложение, 10 слайд)
Стихи:
1 ученик:
Зубы чистим пастой мятной,
Ароматной и приятной!
Щеткой действуем умело.
Мы чистим зубы дважды в день!
И делать это нам не лень!
2 ученик:
Надо чистить каждый зуб,
Верхний зуб и нижний зуб!
Изнутри, снаружи три,
три минуты три, и язык потри,
и ротик ополосни.
Учитель: Какие правила вы запомнили? Проверьте по слайду. (Чистить зубы два раза в день – утром и вечером; три минуты, чистить сверху, снизу, снаружи, внутри, язык почистить, ополаскивать рот, менять щетку каждые три месяца.)
В знак благодарности Резец дарит всем ребятам Памятки.
ПАМЯТКА
- Чисти зубы два раза в день – утром и вечером.
- Чисти зубы все подряд, в течение 3 минут.
- Чисти сверху, снизу, и снаружи, и внутри.
- Ешьте фрукты, овощи. Не злоупотребляйте сахаром и сладостями.
- Меняйте зубную щетку каждые 3 месяца. Это лучший подарок для вашей улыбки.
- Дважды в год посещайте стоматолога, и тогда у вас будет ослепительная улыбка.
Учитель: Вы так хорошо потрудились. Я
вам дарю улыбки (на 3 группы – 3 улыбки: на доске).
Но чего в ней не хватает? (Зубов)
– Давайте прикрепим к ней целые, здоровые,
крепкие зубы!
Творческое задание по группам (на листочках)
– Закончить фразу: «Я клянусь тебе всегда подружиться навсегда с …»
После выступлений каждая группа прикрепляет свои зубки к улыбке.
(Приложение, 11 слайд)
Учитель: Я вам желаю, чтобы у вас всегда были только вот такие красивые, добрые, радостные улыбки.
Ученики поют песню.
Если только рассмеяться
То настанут чудеса –
От улыбок прояснятся
И глаза, и небеса.
Ну-ка, взрослые и дети,
Улыбнитесь поскорей,
Чтобы стало на планете
И светлее, и теплей.
Улыбка, улыбка, улыбка до ушей.
Такая улыбка, хоть завязочки пришей