Звуки [с],[с'].Согласная строчная с.

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • познакомить с новыми согласными звуками [с], [с] и строчной буквой с;
  • учить слышать новые звуки в речи, выделять их в словах;
  • совершенствовать технику плавного слогового чтения;
  • развивать фонематический слух, память, мышление, речь, воображение;
  • воспитывать любовь к чтению.

Оборудование: слоговая таблица, схемы-человечков, сигнальные карточки, образец печатной буквы, картинки торта, сороки

Ход урока

1. Организационный момент:

– Улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки. Спасибо! Улыбки ваши располагают к приятному общению.

2. Повторение пройденного материала.

– Сегодня у нас День рождение новых звуков и новой буквы. Но вначале проведём разминку.

(Работа по таблице с сигнальными карточками: 1 карточка: с одной стороны – синий кружок, с другой – зелёный, что соответствует твёрдости и мягкости звука;2 карточка: с одной стороны – жёлтый звонок, с другой – чёрный цилиндр, что соответствует звонкости и глухости звука.)

 

А

О

Ы

И

Г

ГА

ГО

ГЫ

ГИ

П

ПА

ПО

ПЫ

ПИ

Р

РА

РО

РЫ

РИ

Т

ТА

ТО

ТЫ

ТИ

Н

НА

НО

НЫ

НИ

– прочитайте все слоги с гласными а, ы, и.

– Как звучит согласный звук в этих слогах– твердо или мягко? (Дети показывают соответствующую сторону карточки)

– прочитайте слоги с буквой Т, Р.

– какой согласный звук – звонкий или глухой? (Дети показывают соответствующую сторону карточки)

3. Выделение звука [с]

Игра “Доскажи словечко”.

Целый день он спать не прочь,
Но едва наступит ночь,
Запоет его смычок.
Музыканта звать …(сверчок).

То погаснет, то зажжется
Ночью в роще огонек.
Угадай, как он зовется?
Золотистый …(светлячок).

Ходит длинный, пасть с клыками,
Ноги кажутся столбами,
Как гора, огромный он .
Ты узнал, кто это?...(слон).

(На доске появляются картинки сверчка, светлячка, слона)

– Что общего в словах сверчок, светлячок, слон? (Это живые существа. Слова начинаются на звук [с])

– Как произносится? (не поётся, воздух встречает во рту преграду, значит согласный)

– Определяем звонкий звук или глухой, твёрдый или мягкий.

(Учитель одевает схему-человечка: шапочку цилиндр, 1-ый башмачок синего цвета).

– В нашем классе есть девочка, с которой дружит новый звук.

– Давайте произнесем слово СИМА

– Произносите 1 звук. Какой он? (согласный, глухой, мягкий-2-ой башмачок на схеме зелёного цвета)

4. Знакомство с новой буквой.

– На письме звуки [с],[с,] обозначаются буквой с.

– Итак, мы на Дне рождения у буквы С. Посмотрите какой торт она приготовила, как принарядилась.

– Давайте дорисуем схему – человечка. (C. 62 Азбуки)

1 ребёнок комментирует:

( Буква с обозначает 2 звука – они согласные, глухие – рисуем на голове чёрную шляпу, звук [c]-твёрдый, один башмачок закрашиваем синим, звук [c,] мягкий, закрашиваем башмачок зелёным цветом).

Игра “Моя вообразилия”

– На что похожа буква с? (на луну, подкову и др.)

Села мышка в уголок Полумесяц в небе тёмном
Съела бублика кусок . Буквой С повис над домом.
(Г. Виеру) (В. Степанов)

– Буквы пришли не с пустыми руками, а приготовили стихи. ( Учитель работает с лентой букв. Дети читают, ранее изученные стихи о буквах)

– Заселяем букву с в ленту букв (Фотография буквы)

5. Физминутка. Сидит белка на тележке.

Сидит белка на тележке,
Продаёт она орешки:
Лисички – сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке косолапому,
Заиньке усатому.

На первые две строчки – ритмичное сгибание пальцев обеих рук в ритме потешки, на следующие строчки – поочерёдное сгибание пальчиков, начиная с большого.

6. Чтение слогов с буквой с (с. 62).

1 столбик – чтение вслух, что общего? (гласный звук [а])

– Как звучат согласные? (твердо)

2 столбик – доскажи до слова

НО – ТА
КО – Т
ТО – К
СО – М

3-4 столбики – чем отличается последний столбик от предыдущих? Почему? (согласные мягкие – ставим зеленую точку).

Чтение слов

1 столбик – чтение про себя

– Прочитайте самое длинное слово. Что оно обозначает?

– Прочитайте короткое слово, обозначающее большой предмет.

– Вы заметили, что у этих слов есть одинаковая часть?

– Это корень слова. Общая часть слов называется корнем. Мы постепенно запомним это название. (Выделяем корень).

2 столбик – чтение про себя.

– Прочитайте короткое слово обозначающее большой предмет и длинное слово, обозначающее маленький предмет. (Сын – сынок).

3 столбик – чтение про себя

– Прочитайте слово обозначающее слив воды. (Сток)

– Обозначьте гласный звук. Сколько гласных звуков? Значит? ( 1 слог)

4 столбик – чтение про себя и вслух.

– Какое слово не понятно?

– Из всех 4 столбиков найдите слово, где есть мягкий звук [с ,]. (Усики, усик)

Чтение слов ниже

– 1-3 столбики, прочитайте слова, у которых одинаковый корень. (Рост, росток, ростки; куст, кустик, кусток)

– Когда говорят – кустик, кусток? (Кустик-уменьшительно-ласкательное слово, а слово кусток употребляется в сказках, потешках)

– Прочитайте слова в которых есть сразу 2 буквы с. ( Уксус, сосна)

– Прочитайте слова состоящие из 3 слогов. (Укусы, осина)

7. Физминутка. Дом.

Этот дом – простой сарай.
Кто живёт в нём, угадай!

Ладони соединить “крышей”, большие пальцы прижать друг к другу и загнуть под “крышу”.

Этот дом – с трубой.
В нём живём мы с тобой.

Ладони соединить “крышей”, большие пальцы положить один на другой, указательный палец выпрямить.

В нём живёт вся семья:
Дедушка, бабушка,
Папа, мама и я.

Указательным пальцем правой руки поочерёдно загибать пальцы левой.

Этот дом большой – домище!
Там жильцов не сразу сыщешь!

Руки “крышей” над головой.

Мы построили забор,
Это наш с тобою двор.
Вот калитка для друзей,
Заходи сюда скорей!
И калитку – на замок,
Чтобы волк войти не смог!

Округлить перед собой руки, ладони соединены кончиками пальцев в стык, большие подняты вверх. Пальцы двигаются “от себя” и “на себя”: “открываются” и “закрываются”.

8. Звуко-буквенный анализ слова

О / СИ / НА

В этом слове 3 слога, т.к. 3 согласных звука, ударение падает на второй слог.

1. Звук[а] – гласный, безударный. Ставим точку красным цветом, на письме обозначается буквой о.

2. Звук [с] – согласный, глухой, мягкий. Ставим точку зеленым цветом, на письме обозначается буквой с.

3. Звук [и] – гласный, ударный, ставим точку красным цветом, на письме обозначается буквой и.

4. Звук [н] – согласный, звонкий, твердый, ставим точку синим цветом, на письме обозначается буквой н.

5. Звук [а] – гласный, безударный. Ставим точку красным цветом, на письме обозначается буквой а.

В этом слове 5 букв, 5 звуков.

9. Многозначные слова. (Сороки)

10.Чтение текста “У сопки”. С. 62 Азбуки

а) Работа с текстом до чтения.

– Прочитайте название, рассмотрите иллюстрацию. О чём будем читать? (На картинке изображён пейзаж. Наверное, будем читать о природе. Текст называется “У сопки”, значит будем читать про сопку.)

– Что такое сопка? (Небольшая гора.)

– Давайте прочитаем текст и узнаем, о чём он.

б) Чтение про себя.

После чтения.

– Прочитайте, что растёт у сопки.

– Прочитайте, что растёт у куста. ( У куста ростки.)

– Как это понять? (Это значит, что у куста появились новые побеги.)

– Правильно ли мы сделали предположение, о чём текст? (Да. Но мы не знали, что у сопки растут кусты, у кустов ростки и что возле сопки – сыро. Это мы узнали после того, как прочитали текст.)

в) Повторное чтение вслух.

Вопрос после чтения.

– Давайте вернёмся ещё раз к иллюстрации.

– Совпадает ли взгляд художника и автора на содержание текста? (Да, совпадает. Художник изобразил вечер, закат солнца. Возле сопки – тропинка, растут деревья и кустарники. Раз это вечер, то, наверное, прохладно. Автор написал: тут сыро.)

11. Чтение рассказа Г. Скребицкого “Сорока” (с. 63)

а) Работа с текстом до чтения.

– Прочитайте названия текста, ключевые слова:

БЕЛОБОКА, ЛОВКАЯ, ВОРОВКА, ЯЙЦО, ЖУКИ.

– Рассмотрите иллюстрацию.

– Попробуйте предположить, о чём этот текст.

– Прочитайте текст, чтобы узнать, подтвердились ли наши предположения.

(Чтение про себя.)

б) Работа с текстом после чтения.

– Подтвердились ли наши предположения?

– Посмотрите ещё раз на иллюстрацию. Какое место из текста подходит?

– Что интересного узнали о сороке?

– Но какой бы вред не приносила сорока, она также приносит большую пользу. Всё в природе взаимосвязано.

12. Итог урока.

– С какими звуками мы сегодня познакомились?

– Буква с дарит вам свои фотографии. Давайте нарядим именинницу. (Дети получают силуэт буквы, дорисовывают глазки, носик, ротик; девочки рисуют бантики, косички; мальчики – кепки, бейсболки.)

– Вам понравилось на дне рождении у буквы с?

Какое у вас настроение после урока?