Цели:
- познакомить с новыми согласными звуками [с], [с] и строчной буквой с;
- учить слышать новые звуки в речи, выделять их в словах;
- совершенствовать технику плавного слогового чтения;
- развивать фонематический слух, память, мышление, речь, воображение;
- воспитывать любовь к чтению.
Оборудование: слоговая таблица, схемы-человечков, сигнальные карточки, образец печатной буквы, картинки торта, сороки
Ход урока
1. Организационный момент
:– Улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки. Спасибо! Улыбки ваши располагают к приятному общению.
2. Повторение пройденного материала
.– Сегодня у нас День рождение новых звуков и новой буквы. Но вначале проведём разминку.
(Работа по таблице с сигнальными карточками: 1 карточка: с одной стороны – синий кружок, с другой – зелёный, что соответствует твёрдости и мягкости звука;2 карточка: с одной стороны – жёлтый звонок, с другой – чёрный цилиндр, что соответствует звонкости и глухости звука.)
А |
О |
Ы |
И |
|
Г |
ГА |
ГО |
ГЫ |
ГИ |
П |
ПА |
ПО |
ПЫ |
ПИ |
Р |
РА |
РО |
РЫ |
РИ |
Т |
ТА |
ТО |
ТЫ |
ТИ |
Н |
НА |
НО |
НЫ |
НИ |
– прочитайте все слоги с гласными а, ы, и.
– Как звучит согласный звук в этих слогах– твердо или мягко? (Дети показывают соответствующую сторону карточки)
– прочитайте слоги с буквой Т, Р.
– какой согласный звук – звонкий или глухой? (Дети показывают соответствующую сторону карточки)
3. Выделение звука [с]
Игра “Доскажи словечко”.
Целый день он спать не прочь,
Но едва наступит ночь,
Запоет его смычок.
Музыканта звать …(сверчок).То погаснет, то зажжется
Ночью в роще огонек.
Угадай, как он зовется?
Золотистый …(светлячок).Ходит длинный, пасть с клыками,
Ноги кажутся столбами,
Как гора, огромный он .
Ты узнал, кто это?...(слон).
(На доске появляются картинки сверчка, светлячка, слона)
– Что общего в словах сверчок, светлячок, слон? (Это живые существа. Слова начинаются на звук [с])
– Как произносится? (не поётся, воздух встречает во рту преграду, значит согласный)
– Определяем звонкий звук или глухой, твёрдый или мягкий.
(Учитель одевает схему-человечка: шапочку цилиндр, 1-ый башмачок синего цвета).
– В нашем классе есть девочка, с которой дружит новый звук.
– Давайте произнесем слово СИМА
– Произносите 1 звук. Какой он? (согласный, глухой, мягкий-2-ой башмачок на схеме зелёного цвета)
4. Знакомство с новой буквой.
– На письме звуки [с],[с,] обозначаются буквой с.
– Итак, мы на Дне рождения у буквы С. Посмотрите какой торт она приготовила, как принарядилась.
– Давайте дорисуем схему – человечка. (C. 62 Азбуки)
1 ребёнок комментирует:
( Буква с обозначает 2 звука – они согласные, глухие – рисуем на голове чёрную шляпу, звук [c]-твёрдый, один башмачок закрашиваем синим, звук [c,] мягкий, закрашиваем башмачок зелёным цветом).
Игра “Моя вообразилия”
– На что похожа буква с? (на луну, подкову и др.)
Села мышка в уголок | Полумесяц в небе тёмном |
Съела бублика кусок . | Буквой С повис над домом. |
(Г. Виеру) | (В. Степанов) |
– Буквы пришли не с пустыми руками, а приготовили стихи. ( Учитель работает с лентой букв. Дети читают, ранее изученные стихи о буквах)
– Заселяем букву с в ленту букв (Фотография буквы)
5
. Физминутка. Сидит белка на тележке.Сидит белка на тележке,
Продаёт она орешки:
Лисички – сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке косолапому,
Заиньке усатому.
На первые две строчки – ритмичное сгибание пальцев обеих рук в ритме потешки, на следующие строчки – поочерёдное сгибание пальчиков, начиная с большого.
6. Чтение слогов с буквой с (с. 62).
1 столбик – чтение вслух, что общего? (гласный звук [а])
– Как звучат согласные? (твердо)
2 столбик – доскажи до слова
НО – ТА
КО – Т
ТО – К
СО – М
3-4 столбики – чем отличается последний столбик от предыдущих? Почему? (согласные мягкие – ставим зеленую точку).
Чтение слов
1 столбик – чтение про себя
– Прочитайте самое длинное слово. Что оно обозначает?
– Прочитайте короткое слово, обозначающее большой предмет.
– Вы заметили, что у этих слов есть одинаковая часть?
– Это корень слова. Общая часть слов называется корнем. Мы постепенно запомним это название. (Выделяем корень).
2 столбик – чтение про себя.
– Прочитайте короткое слово обозначающее большой предмет и длинное слово, обозначающее маленький предмет. (Сын – сынок).
3 столбик – чтение про себя
– Прочитайте слово обозначающее слив воды. (Сток)
– Обозначьте гласный звук. Сколько гласных звуков? Значит? ( 1 слог)
4 столбик – чтение про себя и вслух.
– Какое слово не понятно?
– Из всех 4 столбиков найдите слово, где есть мягкий звук [с ,]. (Усики, усик)
Чтение слов ниже
– 1-3 столбики, прочитайте слова, у которых одинаковый корень. (Рост, росток, ростки; куст, кустик, кусток)
– Когда говорят – кустик, кусток? (Кустик-уменьшительно-ласкательное слово, а слово кусток употребляется в сказках, потешках)
– Прочитайте слова в которых есть сразу 2 буквы с. ( Уксус, сосна)
– Прочитайте слова состоящие из 3 слогов. (Укусы, осина)
7. Физминутка. Дом.
Этот дом – простой сарай.
Кто живёт в нём, угадай!
Ладони соединить “крышей”, большие пальцы прижать друг к другу и загнуть под “крышу”.
Этот дом – с трубой.
В нём живём мы с тобой.
Ладони соединить “крышей”, большие пальцы положить один на другой, указательный палец выпрямить.
В нём живёт вся семья:
Дедушка, бабушка,
Папа, мама и я.
Указательным пальцем правой руки поочерёдно загибать пальцы левой.
Этот дом большой – домище!
Там жильцов не сразу сыщешь!
Руки “крышей” над головой.
Мы построили забор,
Это наш с тобою двор.
Вот калитка для друзей,
Заходи сюда скорей!
И калитку – на замок,
Чтобы волк войти не смог!
Округлить перед собой руки, ладони соединены кончиками пальцев в стык, большие подняты вверх. Пальцы двигаются “от себя” и “на себя”: “открываются” и “закрываются”.
8. Звуко-буквенный анализ слова
О / СИ / НА
В этом слове 3 слога, т.к. 3 согласных звука, ударение падает на второй слог.
1. Звук[а] – гласный, безударный. Ставим точку красным цветом, на письме обозначается буквой о.
2. Звук [с] – согласный, глухой, мягкий. Ставим точку зеленым цветом, на письме обозначается буквой с.
3. Звук [и] – гласный, ударный, ставим точку красным цветом, на письме обозначается буквой и.
4. Звук [н] – согласный, звонкий, твердый, ставим точку синим цветом, на письме обозначается буквой н.
5. Звук [а] – гласный, безударный. Ставим точку красным цветом, на письме обозначается буквой а.
В этом слове 5 букв, 5 звуков.
9. Многозначные слова.
(Сороки)10.Чтение текста “У сопки”. С. 62 Азбуки
а) Работа с текстом до чтения.
– Прочитайте название, рассмотрите иллюстрацию. О чём будем читать? (На картинке изображён пейзаж. Наверное, будем читать о природе. Текст называется “У сопки”, значит будем читать про сопку.)
– Что такое сопка? (Небольшая гора.)
– Давайте прочитаем текст и узнаем, о чём он.
б) Чтение про себя.
После чтения.
– Прочитайте, что растёт у сопки.
– Прочитайте, что растёт у куста. ( У куста ростки.)
– Как это понять? (Это значит, что у куста появились новые побеги.)
– Правильно ли мы сделали предположение, о чём текст? (Да. Но мы не знали, что у сопки растут кусты, у кустов ростки и что возле сопки – сыро. Это мы узнали после того, как прочитали текст.)
в) Повторное чтение вслух.
Вопрос после чтения.
– Давайте вернёмся ещё раз к иллюстрации.
– Совпадает ли взгляд художника и автора на содержание текста? (Да, совпадает. Художник изобразил вечер, закат солнца. Возле сопки – тропинка, растут деревья и кустарники. Раз это вечер, то, наверное, прохладно. Автор написал: тут сыро.)
11. Чтение рассказа Г. Скребицкого “Сорока” (с. 63)
а) Работа с текстом до чтения.
– Прочитайте названия текста, ключевые слова:
БЕЛОБОКА, ЛОВКАЯ, ВОРОВКА, ЯЙЦО, ЖУКИ.
– Рассмотрите иллюстрацию.
– Попробуйте предположить, о чём этот текст.
– Прочитайте текст, чтобы узнать, подтвердились ли наши предположения.
(Чтение про себя.)
б) Работа с текстом после чтения.
– Подтвердились ли наши предположения?
– Посмотрите ещё раз на иллюстрацию. Какое место из текста подходит?
– Что интересного узнали о сороке?
– Но какой бы вред не приносила сорока, она также приносит большую пользу. Всё в природе взаимосвязано.
12. Итог урока.
– С какими звуками мы сегодня познакомились?
– Буква с дарит вам свои фотографии. Давайте нарядим именинницу. (Дети получают силуэт буквы, дорисовывают глазки, носик, ротик; девочки рисуют бантики, косички; мальчики – кепки, бейсболки.)
– Вам понравилось на дне рождении у буквы с?
– Какое у вас настроение после урока?