Урок обобщающего повторения с элементами игры. (Слайд №1)
Цели: Систематизировать и контролировать учащихся по пройденной теме, обобщить и углубить знания учащихся. Развивать пространственное мышление и картографические умение, устанавливать причинно-следственные связи. Активизировать процесс мышление через проблемные задания. (Слайд №2)
Оборудование:
- глобус
- физическая карта полушарий;
- контурная карта полушарий;
- таблицы и атласы
- слайдовая презентация урока;
- тексты проверочных работ; (Слайд №3)
Ход урока:
(Слайд №4)
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы и цели урока.
Слово учителя. Давайте ребята, начнем урок с мыслительной зарядки – отгадаем загадки. (Слайд №5)
- Размером с голову да весь мир умещается в нем. (Глобус).
- Видишь город, да не найдешь море, да воды не выпьешь. (Карта).
- Кругом вода, да не выпьешь глотка. (Морская вода)
- Ходит-бродит по морю, дойдет до берега, исчезает. (Волна).
- Дыхание – влага, одеяло – туман, место постели – зеркало. (Вода).
Ответ : (Слайд №6)
Учитель: Гидросфера – водная оболочка Земли. Она объединяет все оболочки Земли. Моря – это часть Мирового океана, следовательно, тема повторения «Мировой океан и его части».
Ход игры: Игра начинается по команде учителя. На каждый конкурс отводится определенное время. Чтобы перейти к следующему конкурсу необходимо ответить на все заданные вопросы. На доске в таблицу записываются баллы, заработанные учащимися в конкурсе. В конкурсе – игре участвуют все учащиеся. Игру проводим с индивидуальными игроками. Задача играющих – набрать наибольшее количество баллов и даст более подробный ответ на них. За каждый правильный ответ учащиеся набирают по 1 баллу.
Начинаем конкурс.
1 конкурс. «Загадка»
Учащиеся должны угадать вопрос заданный загадками.
- «Я часть море или океана, глубоко вдающаяся в сушу, отгадайте кто я?» (Залив).
- «Я часть океана, отличающаяся от него свойствами воды, течениями, живущими в нем организмами». (Море).
- «Я сравнительно неширокое водное пространство, ограниченное с двух сторон берегами материков или островов, или простираюсь между двумя участками суши и соединяю два смежных водоема». (Пролив).
- «Я огромный участок суши на Мировом океане» (Материк).
- «Я сравнительно маленький участок суши на Мировом океане. (Остров).
- «Я участок суши неотделенная от материка глубоко вдающаяся в океан» (полуостров). (Слайд №7)
Ответ (Слайд №8)
2 конкурс. «Практика». (проверка номенклатуры на карте)
- Назвать океаны и показать на карте. (Тихий океан, Атлантический океан, Индийский океан, Северный Ледовитый океан).
- Показать границы океанов.
- Показать на карте моря, заливы, острова, полуострова, проливы, архипелаги. (Слайд №9)
3 конкурс: Блиц – турнир.
- Самый глубоководный океан.- (Тихий океан)
- Самый глубоководный желоб. (Марианский желоб, глубина11тыс.022м).
- Чем измеряется соленость морской воды. (Промилле).
- Что такое цунами. Причина его возникновения? (Волны. Землетрясения, извержения вулкана).
- Назовите крупные океанические течения. (Течение западных ветров, Гольфстрим).
- Самый холодный океан? (Северный ледовитый океан). (Слайд №10)
Ответ (Слайд №11)
4 конкурс: «Моря ». (Слайд №12)
- Что такое море? (Это часть океана, отделенная от него островами или полуостровами, отличающаяся от океана свойствами воды, обитателями).
- На карте показать моря и пользуясь картами атласа определить частями каких океанов являются эти моря:
Внутренние (Желтое, Азовское, Мраморное, Средиземное, Черное, Красное, Белое);
Окраинные (Берингово, Восточно-Китайское, Желтое, Каралловое, Охотское, Тасманово, Южно-Китайское, Японское, Карибское, Северное, Аравийское, Баренцово, Восточно-Сибирское, Гренландское, Карское, Лаптевых, Чукотское). - Назовите « море без берегов» в Атлантическом океане. (Саргассово море).
5 конкурс: «Заливы». (Слайд №13)
- Что такое залив? (Часть океана, моря вдающаяся в сушу).
- Показать на карте полушарий крупные заливы (Бискайский, Бенгальский).
Ответ (Слайд №14)
6 конкурс. Проливы. (Слайд №15)
- Что такое проливы? (Узкое водное пространство, ограниченное с двух сторон берегами материков и океанов).
- Показать на карте полушарий проливы: (пролив Дрейка, Гибралтарский пролив).
- Пользуясь картами атласа, определите какие океаны соединяет:
а) Берингов пролив; (Тихий и Северный Ледовитый океаны).
б) Магелланов пролив; (Атлантический и Тихий океаны). - Какие материки или острова разделяют эти проливы?
а) Евразию и Северную Америку.
б) Южную Америку и о.Огненная Земля.
Ответ (Слайд №16)
7 конкурс: Географический цифровой диктант. (Слайд №17)
- Внутреннее море.
- Самый большой океан.
- Океан где находится самый глубокий желоб?
- Какой океан омывает берега пяти материков?
- Какой океан омывает берега четырех материков?
- Море, омывающее берега двух материков?
Коды: Тихий-1, Индийский-2, Берингово-3, Черное – 4.
Ответ (Слайд №18)
8 конкурс: «Найди лишнее». (Слайд №19)
- Евразия, Африка, Южная Америка, Европа, Австралия. (Европа)
- Гренландия, Индостан, Мадагаскар, Новая Гвинея. ( Индостан)
- Индостан, Индокитай, Ямайка, Аравийский. (Ямайка)
- Берингово, Бенгальский залив, Черное, Каспийское. (Бенгальский)
Ответ (Слайд №20)
9 конкурс: Географический диктант. (Слайд № 21)
- Материк, берега которого омывают Индийский и Тихий океаны.(Австралия).
- Океан омывающий Северную Америку с Востока. (Атлантический).
- Самый маленький материк. (Австралия)
- Экватор пересекает этот материк в северной части. (Южная Америка).
- Второй по площади океан. (Атлантический).
- Океан, который омывает берега Африки с востока. (Индийский).
Ответ (Слайд №22)
10 конкурс «Знаешь ли свою страну?» (Слайд №23)
Учитель: Наша Лена - одна из величайших рек мира. Она протянулась на 4400 км, по длине занимает 10-е место в мире и берет начало от Байкальского хребта (исток). Вопрос.
- В какое море впадает река Лена? (В море Лаптевых ) .
- Основные протоки в долине Туймаада разделенные крупными островами? (Городская, Табагинская, Мархинская и Тулагинская).
- Около г.Якутска много островов с песчаными пляжами, лугами и зарослями тальника. Назовите наиболее крупные острова.(Хорогор, Хатыстах и Харыялах).
Работа по атласам. (Слайд №24)
Задание первое:
- Какой остров находится южнее Тасмания или Огненная Земля? (Огненная Земля).
- По какому направлению будет плыть судно по Берингову проливу с Тихого океана в Северный ледовитый океан. (С юга на север).
- По какому направлению будет плыть судно по Панамскому каналу с Атлантического океана в Тихий океан. (Севера на юг).
- По какому направлению будет плыть судно по Гибралтарскому проливу с Средиземного моря в Атлантический океан. (С востока на запад).
Ответ (Слайд №25)
Задание второе: (Слайд №26)
Определить по шкале глубин, какое море глубже Баренцево или Берингово. (Берингово).
Ответ (Слайд №27)
Домашнее задание: Сравнить современную физическую карту мира с картой Эротосфена. (Слайд №28)
Подведение итогов конкурса и выставление оценок активным участникам, которые набрали наибольшее количество баллов.