Игровой урок по географии с использованием ИКТ в 6-м классе по теме "Мировой океан и его части"

Разделы: География


Урок обобщающего повторения с элементами игры. (Слайд №1)

Цели: Систематизировать и контролировать учащихся по пройденной теме, обобщить и углубить знания учащихся. Развивать пространственное мышление и картографические умение, устанавливать причинно-следственные связи. Активизировать процесс мышление через проблемные задания. (Слайд №2)

Оборудование:

  • глобус
  • физическая карта полушарий;
  • контурная карта полушарий;
  • таблицы и атласы
  • слайдовая презентация урока;
  • тексты проверочных работ; (Слайд №3)

Ход урока:

(Слайд №4)

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы и цели урока.

Слово учителя. Давайте ребята, начнем урок с мыслительной зарядки – отгадаем загадки. (Слайд №5)

- Размером с голову да весь мир умещается в нем. (Глобус).

- Видишь город, да не найдешь море, да воды не выпьешь. (Карта).

- Кругом вода, да не выпьешь глотка. (Морская вода)

- Ходит-бродит по морю, дойдет до берега, исчезает. (Волна).

- Дыхание – влага, одеяло – туман, место постели – зеркало. (Вода).

Ответ : (Слайд №6)

Учитель: Гидросфера – водная оболочка Земли. Она объединяет все оболочки Земли. Моря – это часть Мирового океана, следовательно, тема повторения «Мировой океан и его части».

Ход игры: Игра начинается по команде учителя. На каждый конкурс отводится определенное время. Чтобы перейти к следующему конкурсу необходимо ответить на все заданные вопросы. На доске в таблицу записываются баллы, заработанные учащимися в конкурсе. В конкурсе – игре участвуют все учащиеся. Игру проводим с индивидуальными игроками. Задача играющих – набрать наибольшее количество баллов и даст более подробный ответ на них. За каждый правильный ответ учащиеся набирают по 1 баллу.

Начинаем конкурс.

1 конкурс. «Загадка»

Учащиеся должны угадать вопрос заданный загадками.

  1. «Я часть море или океана, глубоко вдающаяся в сушу, отгадайте кто я?» (Залив).
  2. «Я часть океана, отличающаяся от него свойствами воды, течениями, живущими в нем организмами». (Море).
  3. «Я сравнительно неширокое водное пространство, ограниченное с двух сторон берегами материков или островов, или простираюсь между двумя участками суши и соединяю два смежных водоема». (Пролив).
  4. «Я огромный участок суши на Мировом океане» (Материк).
  5. «Я сравнительно маленький участок суши на Мировом океане. (Остров).
  6. «Я участок суши неотделенная от материка глубоко вдающаяся в океан» (полуостров). (Слайд №7)

Ответ (Слайд №8)

2 конкурс. «Практика». (проверка номенклатуры на карте)

  1. Назвать океаны и показать на карте. (Тихий океан, Атлантический океан, Индийский океан, Северный Ледовитый океан).
  2. Показать границы океанов.
  3. Показать на карте моря, заливы, острова, полуострова, проливы, архипелаги. (Слайд №9)

3 конкурс: Блиц – турнир.

  1. Самый глубоководный океан.- (Тихий океан)
  2. Самый глубоководный желоб. (Марианский желоб, глубина11тыс.022м).
  3. Чем измеряется соленость морской воды. (Промилле).
  4. Что такое цунами. Причина его возникновения? (Волны. Землетрясения, извержения вулкана).
  5. Назовите крупные океанические течения. (Течение западных ветров, Гольфстрим).
  6. Самый холодный океан? (Северный ледовитый океан). (Слайд №10)

Ответ (Слайд №11)

4 конкурс: «Моря ». (Слайд №12)

  1. Что такое море? (Это часть океана, отделенная от него островами или полуостровами, отличающаяся от океана свойствами воды, обитателями).
  2. На карте показать моря и пользуясь картами атласа определить частями каких океанов являются эти моря:
    Внутренние (Желтое, Азовское, Мраморное, Средиземное, Черное, Красное, Белое);
    Окраинные (Берингово, Восточно-Китайское, Желтое, Каралловое, Охотское, Тасманово, Южно-Китайское, Японское, Карибское, Северное, Аравийское, Баренцово, Восточно-Сибирское, Гренландское, Карское, Лаптевых, Чукотское).
  3. Назовите « море без берегов» в Атлантическом океане. (Саргассово море).

5 конкурс: «Заливы». (Слайд №13)

  1. Что такое залив? (Часть океана, моря вдающаяся в сушу).
  2. Показать на карте полушарий крупные заливы (Бискайский, Бенгальский).

Ответ (Слайд №14)

6 конкурс. Проливы. (Слайд №15)

  1. Что такое проливы? (Узкое водное пространство, ограниченное с двух сторон берегами материков и океанов).
  2. Показать на карте полушарий проливы: (пролив Дрейка, Гибралтарский пролив).
  3. Пользуясь картами атласа, определите какие океаны соединяет:
    а) Берингов пролив; (Тихий и Северный Ледовитый океаны).
    б) Магелланов пролив; (Атлантический и Тихий океаны).
  4. Какие материки или острова разделяют эти проливы?
    а) Евразию и Северную Америку.
    б) Южную Америку и о.Огненная Земля.

Ответ (Слайд №16)

7 конкурс: Географический цифровой диктант. (Слайд №17)

  1. Внутреннее море.
  2. Самый большой океан.
  3. Океан где находится самый глубокий желоб?
  4. Какой океан омывает берега пяти материков?
  5. Какой океан омывает берега четырех материков?
  6. Море, омывающее берега двух материков?

Коды: Тихий-1, Индийский-2, Берингово-3, Черное – 4.

Ответ (Слайд №18)

8 конкурс: «Найди лишнее». (Слайд №19)

  1. Евразия, Африка, Южная Америка, Европа, Австралия. (Европа)
  2. Гренландия, Индостан, Мадагаскар, Новая Гвинея. ( Индостан)
  3. Индостан, Индокитай, Ямайка, Аравийский. (Ямайка)
  4. Берингово, Бенгальский залив, Черное, Каспийское. (Бенгальский)

Ответ (Слайд №20)

9 конкурс: Географический диктант. (Слайд № 21)

  1. Материк, берега которого омывают Индийский и Тихий океаны.(Австралия).
  2. Океан омывающий Северную Америку с Востока. (Атлантический).
  3. Самый маленький материк. (Австралия)
  4. Экватор пересекает этот материк в северной части. (Южная Америка).
  5. Второй по площади океан. (Атлантический).
  6. Океан, который омывает берега Африки с востока. (Индийский).

Ответ (Слайд №22)

10 конкурс «Знаешь ли свою страну?» (Слайд №23)

Учитель: Наша Лена - одна из величайших рек мира. Она протянулась на 4400 км, по длине занимает 10-е место в мире и берет начало от Байкальского хребта (исток). Вопрос.

  1. В какое море впадает река Лена? (В море Лаптевых ) .
  2. Основные протоки в долине Туймаада разделенные крупными островами? (Городская, Табагинская, Мархинская и Тулагинская).
  3. Около г.Якутска много островов с песчаными пляжами, лугами и зарослями тальника. Назовите наиболее крупные острова.(Хорогор, Хатыстах и Харыялах).

Работа по атласам. (Слайд №24)

Задание первое:

  1. Какой остров находится южнее Тасмания или Огненная Земля? (Огненная Земля).
  2. По какому направлению будет плыть судно по Берингову проливу с Тихого океана в Северный ледовитый океан. (С юга на север).
  3. По какому направлению будет плыть судно по Панамскому каналу с Атлантического океана в Тихий океан. (Севера на юг).
  4. По какому направлению будет плыть судно по Гибралтарскому проливу с Средиземного моря в Атлантический океан. (С востока на запад).

Ответ (Слайд №25)

Задание второе: (Слайд №26)

Определить по шкале глубин, какое море глубже Баренцево или Берингово. (Берингово).

Ответ (Слайд №27)

Домашнее задание: Сравнить современную физическую карту мира с картой Эротосфена. (Слайд №28)

Подведение итогов конкурса и выставление оценок активным участникам, которые набрали наибольшее количество баллов.

Презентация.