Цели:
Оборудование:
- Таблицы: Многообразие Земноводных
- Презентация к уроку
- Выставка сообщений и рефератов учащихся
- Запись голосов Земноводных
- Используемые материалы:
- Ребусы, кроссворды, загадки, пословицы, сказки.
Ход урока
Вступление:
(Стихотворение читают учащиеся на фоне звуков голосов Земноводных)
У природы живые краски,
Миллионы лучистых соцветий
Для чего чудеса из сказки,
Если в жизни их можно встретить.
У природы живые ноты:
Песня поля и музыка моря
Ручейками звенит природа,
Соловьями встречает зори.
Окружая леса заботой,
Помогая хлебам колоситься
Мы в чудесных стихах природы
Открываем свои страницы
Учитель:
Вряд ли кто объяснит толком, за что мы любим одних, не жалуем и боимся других, равнодушны к третьим. Характер и облик наших давних соседей по общежитию на Земле мы давно уже знаем. В пословицах, поговорках, эпитетах (когда наглядно хотим представить кого-нибудь из людей) мы часто вспоминаем животных:
- красивая как лебедушка;
- хитрая как лиса;
- глухой как тетерев;
- задиристый как петух и др.
Образы-параллели мы получили в наследство от тех времен, когда все люди близко соприкасались с природой. Теперь человек все больше и больше отдаляется от природы, но к животному миру у него сохраняются определенные симпатии и антипатии. Оказывается, что 97% опрошенных ребят своими любимцами считают млекопитающих и только 3% отдают предпочтение рыбам, пресмыкающимся и земноводным.
Саламандра, тритон:- эмоций не много, лягушка - еще ничего, но жаба: Слово-то, какое! Кто презрительно улыбнется, кто содрогнется, будто ему в жаркий полдень вылили за шиворот стакан холодной воды. Чаще всего эмоции отрицательные, разница только в том, кто и как демонстрирует свое невежество. Именно невежество.
Ведь точно известно, что дети не видевшие, а главное не слышавшие о жабах дурные истории, берут их в руки без содрогания. Предрассудки, суеверия, сколько их еще! И далеко не всегда они безвредны. Многим жабам, например, стоило жизни поверье, будто от контакта с ними на коже появляются бородавки. Причина предосудительного отношения к этим животным кроется в незнании их образа жизни. Мало кому в голову придет раскрыть справочник и познакомиться с жизнью животных этого класса: жаб, лягушек, тритонов, саламандр. Попробуем сегодня взглянуть на жизнь земноводных, интереснейших созданий, по новому, с уважением: поверьте, они этого заслуживают.
Учитель обращается к Опорным схемам (Презентация. Слайд №2 )
Класс Земноводные
300 млн. лет
Среда обитания | Суша + вода |
Приспособления к жизни на суше | Парные конечности Легкие Органы зрения и слуха |
Связь с водой | Размножение Кожное дыхание Задние конечности (с перепонками) |
Обмен веществ | 3-х камерное сердце Легкие Кожа Температура тела зависит от среды |
Поведение | Нервная система и органы чувств |
Тип Хордовые (Презентация Слайд №3)
Класс Земноводные |Amphibia| от греч.-двоякоживущие>3400 видов
Отряды:
Бесхвостые 2900 видов |
Хвостатые 340 видов |
Безногие 165 видов |
В фауне нашей страны: |
||
23 вида (~1/10) | 11 видов | нет |
Род Жерлянки | Род Углозуб (Виды: У. сибирский, У.уссурийский) |
|
Род Крестовки | Род Тритон (Виды: Т.уссурийский, Т.малоазиатский,Т.гребенчатый) |
|
Род Жабы | Род Саламандра (Виды: С.пятнистая, С.кавказская) |
|
Род Квакши | Род Лягушкозуб | |
Род Лягушки |
В фауне Краснодарского края - 1/3 (Презентация Слайд №4)
8 видов Отряда Бесхвостых | 3 вида отряда Хвостатых |
Краснобрюхая жерлянка | Тритон обыкновенный ! |
Обыкновенная чесночница ! | Тритон гребенчатый ! |
Кавказская крестовка ! | Тритон малоазиатский ! |
Обыкновенная жаба (серая) ! | |
Зеленая жаба | |
Обыкновенная квакша | |
Озерная лягушка | |
Малоазиатская лягушка |
Причины сокращения численности Земноводных (Презентация Слайд №5)
- Загрязнеие водоемов бытовыми и сточными водами.
- Интенсивнаявырубка леса и проведение земляных работ.
- Применение пестицидов.
- Сокращение водоемов (особенно мелких)
Учитель:
Конечно, в разнообразном и удивительном мире животных могут быть наши любимцы. Но нужно помнить, что древо жизни имеет общий корень и только люди способны единым взором окинуть всю пышную крону и потому должны понимать, как дорог для процветания каждый его листик.
Уважение к жизни - так кратко можно сформулировать мудрость для разумного млекопитающего под названием Человек.
Теперь, когда вы познакомились многообразием класса земноводных, проверьте свои знания.
Загадки, шарады, кроссворды, задачи и интересные факты:
(Задания №1,2 написаны на доске)
Задания выполняют все учащиеся, тем, кто первым правильно дает правильный ответ начисляются баллы в виде жетонов с изображением амфибий)
1. Составьте слова из букв, входящих в них - названия земноводных, или их личинок:
А) Я, шаг, лук. Б) Кол, ива, стог. В) Рана сад, мал. Г) Сальто, кол.
Д) Жар, як, лен. Ж) Ваш, как.
Ответы: А- лягушка; Б - Головастик; В - Саламандра; Г- Аксолотль;
Д - Жерлянка; Ж - Квакша.
2. Кроссворд "Знаете ли вы?" (приведи примеры амфибий в окончании названий, которых буква "А" )
ж | а | б | А | |||||||||||||
к | в | а | к | ш | ||||||||||||
л | я | г | у | ш | к | |||||||||||
ж | е | р | л | я | н | к | ||||||||||
с | а | л | а | м | а | н | д | р |
3. Загадки.
-И в лесу мы и в болоте,
Нас всегда везде найдете,
На поляне, на опушке
Мы зеленые :.(лягушки)- Под берегом сидит Тарас,
Кричать горазд. (Лягушка)
4. Викторина (Вопросы учитель использует по своему усмотрению)
Рубрика. Биологическая.
- Чем дышат лягушки?
- Как лягушка ловит летающих насекомых?
- Каким стилем плавает лягушка?
- Могут ли лягушки летать?
- Какую лягушку можно считать взрослой?
- Что такое лягушачий концерт?
- Как отличить лягушку от жабы?
- Могут ли жабы изменять свой внешний облик?
- Есть ли враги у жаб?
- Почему жаб нужно разводить, а не истреблять?
- Какие тритоны водятся у нас?
- Где можно увидеть тритонов весной?
- Как отличить тритона от ящерицы?
- Как по внешнему виду отличить самца тритона от самки?
- Какие звуки издают тритоны?
- Могут ли тритоны линять?
- Можно ли тритона поймать за хвост?
- Где зимуют тритоны?
- Могут ли лягушки приносить вред?
Расшифруйте "звонок" по сотовой связи прудовой рыбки в службу спасения:
Каждой цифре на панели сотового телефона соответствует буква, в скобках ее порядковый номер:
5(1), 5(2),5(3),2(4),5(3) 4(4),9(5),2(4),6(4),8(1),3(2),4(3) - 5(4),5(3),5(1),5(3),2(4),4(1),6(3),3(2).
(Много лягушек - помогите.)
Почему просят помощи прудовые рыбы?
Учащиеся коротко рассказывают о прудовом хозяйстве.
Рубрика. Это интересно:
И ничто человеческое им не чуждо:
(Смешное - без аналогов)
По материалам журнала "Сельская новь" №11, 1995г.
: В индонезийской музыкальной школе шел урок. "Кто может взять это "ля"?- спросил учитель. И он услышал "ля", только таким противным голосом! Еще одну ноту, еще одну: Все тот же противный голос, и как - будто не в классе, а за окном. Выглянули и увидели, что возле стены под окнами класса сидит маленькая лягушечка и покорно повторяет все ноты, что велит учитель. Он взял ее в руки и спел еще несколько нот. Лягушка "взяла" и эти.
С тех пор она стала жить в доме у учителя. И непременно присутствовать на уроках в школе. Если кто-то из учеников берет ноты нечисто, призывают Го-Джи (так прозвали лягушку), чтобы показала, как надо петь.
Рубрика. Литературная.
Назовите сказки, в которых героини в образе лягушек:
Иван-царевич долго не мог найти своей стрелы. Два дня ходил он по лесам и по горам, а на третий день зашел в вязкое болото. Смотрит - сидит там на кочке лягушка-квакушка, его стрелу держит.
(Царевна-лягушка)
В другой сказке (югославская) "Девушка-лягушка" красавица была заколдована страшным дивом, за которого не пожелала выйти замуж. И суждено ей было квакать, да прыгать пока не полюбит ее кто-нибудь!
В.М.Гаршин "Лягушка-путешественница"
Г.Х.Андерсен "Дюймовочка".
Как авторы представили лягушку в своих сказках?
Рубрика. Поэтическая. (Учащиеся читают стихи, подготовленные к уроку)
Лягушки.
Ну, кто, говорит, что лягушки- уроды!
Он должен, наверно себе уяснить:
Законы свои у суровой природы,
И главная цель у животного - жить.
Прыгунья, пловчиха - в воде и на суше,
Наряд у лягушки удобен и прост.
Зачем под водой ей пушистая шерстка?
И прыгать мешал бы искрящийся хвост.
Я знаю, и в сказке "Царевна-лягушка"
Есть скрытый, но ясный для всех недосказ,
Что кто-то под шкуркой лягушки озерной
От злобы царевну-красавицу спас.
Сказал ей: "Царевна, побудь-ка лягушкой!
Веселый и добрый лягушки народ.
В воде и на суше лягушечья шкурка
От зависти черной тебя сбережет"
И стала лягушкой царевна из сказки,
А ставши лягушкой, мы знаем - спаслась.
И черные силы старались напрасно,
Как в сказке, царевне судьба удалась.
А сколько лягушек - бесчисленно много,
Их можно считать и считать без конца,
Отдали науке лягушечьи ноги,
На пользу науки - отдали сердца.
И если случайно лягушку ты встретишь,
То тихо скажи ей: "Лягушка, прости!"
Погладь осторожно прохладную лапку,
На волю, как в сказке, ее отпусти!
Лягушата
Пять веселых лягушат
По делам своим спешат.
Пока мокро, пока лужно,
До реки допрыгать нужно.
Если встретишь лягушат,
Не мешай: они спешат!
(Гайда Лагздынь М.Детская литература, 1988г.)
Лягушка
Всегда живет у водоема,
Зелёна, скользка, без хвоста.
И часто в мае, вечерами,
Все квакает и квакает она.
Мы о лягушках многое узнали,
Не зря урок свой посвящали,
Беречь ее мы обещаем
И больше не обидим никогда.
(Михайлова Н. ученица 7 класса)
Домашнее задание. Учебник 36, 39
Рубрика. Интеллектуальная.
Подумайте:
Если бы к вам пришла лягушка за советом стоит ли ей менять свое 3-х камерное сердце, на 2-х камерное, как у рыб, или на еще более совершенное, чем у нее самой - 4-х камерное.
Что бы вы ей посоветовали?
(Биология в вопросах и ответах. М. Международные отношения, 1994г. С.78-80)
Заключение: Устный журнал "Ода Земноводным"
(Материал слайдов № 7-16 подготовлен и представлен в презентации юными зоологами.)