Задания на уроках математики для развития логического мышления

Разделы: Начальная школа


1. Анализ и синтез.

Задания данного блока учащиеся выполняют с удовольствием, так как являются активными участниками, то есть сами предлагают различные задания к данному математическому объекту, Учитель только направляет их.

Задания представлены группами.

2. Задания на узнавание объектов по данным признакам.

1. Узнай и запиши числа:

  • число больше 10, четное, получается при выполнении действия между числами 7 и 2 (7*2=14)
  • если увеличить данное число на 13, то получим результат выражения 8*3 (11)
  • число нечетное, больше 7, при умножении его на 4 получается 36 (9)
  • число принадлежит к третьему десятку, в записи есть цифра 1, в определенном действии встречается с числом 7 (7*3= 21)

2. Узнай и запиши выражения, если известно, что в нем два числа 6 и 48, одно из них произведение (6*8=48, 48:6=8)

3. Какой предмет обладает одновременно следующими признаками:

  • имеет 3 стороны и 3 угла (треугольники: равнобедренный, прямоугольный, равносторонний);
  • имеет 4 стороны и 4 угла.

4.

Цифры в снежки играли.
В некоторых попадали.
Попробуй, ты, найди
Где какие циферки.

Вспомни таблицу умножения!

5. К учителю подошли 7 ребят. Каждый сдал по две тетради. Какое арифметическое действие должен выполнить учитель, чтобы определить, сколько тетрадей сдали ребята? (Умножение: 2*7=14)

3. Задания на рассмотрение данного объекта с точки зрения различных понятий.

1. Прочитай выражение всеми возможными способами.

Учитель.

Вот так дела!
Здесь два числа,
А между ними знак,
Но не прочту никак.
Ребята, вы мне помогите
И выражения прочтите.

На доске 23+14.

Дети. Это сумма чисел 23 и 14; здесь написано к 24 прибавить 14; а еще можно прочитать так : первое слагаемое 24, а второе 14; 24 увеличить на 14. Значение выражения 37.

Учитель. Спасибо за старание. Вот еще испытание. Прочитайте следующее выражение.

На доске запись: 37-14.

Дети. Здесь записана разность 37 и 14; к уменьшаемое 37, вычитаемое 14; из 37 вычесть 14; 37 уменьшить на 14.

Учитель может предложить сравнить эти выражения.

Дети. Эти выражения связаны между собой, так как если из суммы вычесть второе слагаемое, то получим первое.

Малыш и Карлсон играли в игру: поочередно записывали цифры в ряды. Карлсон записывал любые цифры, а Малыш – по одному и тому же принципу.

Подумай! По какому принципу записывал Малыш цифры, и допиши те, которые он не дописал.

Карлсон 9 4 7 11 19 3 8 6
Малыш 7 2 5          

(9, 17, 1, 6, 4)

4. Учитель.

Из различных цифр я сделала бусы,
Но бусы порвались.
Кто сможет их собрать,
Тот получит пять.

5. Постановка различных заданий к данному математическому объекту.

Используя три числа, придумай различные задания.

Учитель.

Я предлагая вам игру
Три числа вам даю
Вы на числа посмотрите
Что сними делать предложите.

Учитель записывает на доске числа 6, 4, 24.

Дети. Можно об этих числах рассказать.6- четное число, однозначное, на1 больше 5, на 1 меньше 7.

Дети также могут рассказать, как это число можно получить складывая, вычитая, умножая числа.

Далее дети аналогично характеризуют числа 4 и 24.

  • Можно выбрать лишнее
  • Можно расположить эти числа в порядке возрастания или убывания.
  • Из этих чисел можно составить выражения
  • С этими числами можно составить задачу.
  • Можно составить четырехзначные числа, не повторяя цифры.

6. Сравнение.

Опыт показывает, что в начале задания на сравнение вызывают у детей затруднения. Поэтому с первого урока нужно учить их сравнивать предметы и явления. Когда ученики научатся выполнять такие задания, они будут это делать с интересом, выделяя не только главное, но замечая малейшие подробности.

Задания блока представлены группами.

  1. Задания на обнаружение сходных признаков.
  2. Задания на обнаружение отличительных признаков.
  3. Задания на полное сравнение.