Урок литературного чтения в 4-м классе по теме "Структура одного из видов произведений малого жанра устного народного творчества – потешки"

Разделы: Начальная школа


Урок может быть дан в любом классе, так как изучение произведений устного народного творчества предусмотрено практически всеми программами литературного чтения.

Проблемно-диалогическое обучение.

Групповая работа.

Задачи урока:

  1. Познакомить учащихся с особенностями структуры одного из видов произведений малых жанров народного творчества - потешки;
  2. Развивать теоретическое мышление, умения делового сотрудничества учащихся, творческие способности младших школьников;
  3. Воспитывать культуру делового общения, интерес к произведениям малого жанра устного народного творчества.

Оборудование: тексты произведений малого жанра устного народного творчества (потешки) для изучения в группах и у каждого ученика; схема “Автор - художественный текст - читатель”; толковый словарь или словарь иностранных слов; схемы жанра для каждого учащегося; мультимедийная презентация к уроку (возможно использование интерактивной доски).

Класс разделён на 4 группы, в каждой группе- ведущий, роль которого в том, чтобы выслушать мнение каждого ученика, принять решение после обсуждения и определить, кто из группы будет отвечать (давая возможность ответить каждому)

ХОД УРОКА

I. Организационный этап.

II. Вводная беседа. Актуализация знаний.

1) Работа по схеме “Автор - художественный текст - читатель”.

(Приложение 1)

АВТОР (сочиняет произведение).
ЧИТАТЕЛЬ (читает его).
КРИТИК (оценивает).
ТЕОРЕТИК (изучает, как построено).

Сегодня на уроке мы с вами попробуем поработать во всех этих позициях.

2) На предыдущих уроках вы знакомились с произведениями разных жанров народного творчества. Давайте их вспомним и определим жанр.

(Кадры из мультфильма “Цветик-семицветик”, на которых дети собираются поиграть)

Собрались мы поиграть.
Ну, кому же начинать?
Раз, два, три,
Начинаешь ты! (Считалка)

(Тексты на экране, дети читают)

Маленькое дело лучше большого безделья. (Пословица)

Из-за леса, из-за гор
Едет дедушка Егор:
Сам на лошадке,
Жена на коровке,
Дети на телятках,
Внуки на козлятках. (Небылица)

Не ездок, а со шпорами,
Не сторож, а всех будит. (Загадка)

От топота копыт пыль по полю летит. (Скороговорка)

(Чтение по ролям)

- Ты пирог съел?
- Нет, не я.
- А вкусный был?
- Очень! (Побасёнка)

III. Коллективный учебный диалог. Работа над новым материалом.

1. Молодцы, ребята, вы смогли определить, к какому жанру можно отнести то или иное произведение народного творчества.

А возникли они в глубокой древности, когда люди ещё не знали письма. Поэтому произведения народного творчества долгие столетия передавались от одного человека к другому устно.

Устное народное творчество имеет и другое название-“фольклор”

Что означает это слово, посмотрим в толковом словаре (или в словаре иностранных слов)

(От английских слов, означающих “народная мудрость”)

Ребята, а кому из вас знакомы такие строчки:

- Ладушки, ладушки,
Где были?
- У бабушки!
- Что ели?
- Кашку!
- Что пили?
- Бражку!
Бражка сладенька,
Бабушка добренька.
Попили, поели,
Шу, полетели!
На головку сели!
Сели, посидели,
Прочь улетели!

А к какому жанру мы отнесём это произведение?

(Это не загадка, не пословица, не скороговорка, не считалка. Это произведение особого жанра, потешка.)

Структуру потешки мы с вами будем исследовать, узнаем, как строятся произведения этого жанра и попробуем себя в роли автора.

К кому обращены слова потешки - к взрослому человеку или ребёнку?

(К ребёнку, к маленьким детям)

Для чего ребёнку рассказывалась эта потешка? (Чтобы его развеселить, чтобы малышу не было скучно, чтобы научить его хлопать в ладоши)

А каким ещё действиям могут научить потешки малышей?

Прочитаем тексты в страничке ученика.

2.Самостоятельная работа в группах.

Тексты для учеников 1, 3 группы.

а) - Ладушки, ладушки!
Где были?
- У бабушки!
- Что ели?
- Кашку!
- Что пили?
- Бражку!
Бражка сладенька,
Бабушка добренька.
Попили, поели,
Шу, полетели!
На головку сели!
Сели, посидели,

Прочь улетели! (Ребёнок учится разным движениям - хлопать в ладоши, поднимать ручки вверх)

б) Катя, Катя маленька,
Катенька удаленька,
Пройди, Катя, горенкой,
Топни, Катя, ноженькой. (Учит малышку ходить)

б) Водичка, водичка, умой моё личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щёчки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок. (Умываться)

в)Маленькие ножки за водой ходили,
За водой ходили, курочек поили. (Трудиться, помогать старшим)

г) Ты Ванюша, карапуз,
Надевай большой картуз,
Каравай ешь хлеба,
Вырастешь до неба. (Есть, не капризничая)

Тексты для учеников 2, 4 группы

а) Идёт коза рогатая,
Идёт коза бодатая
За малыми ребятами.
Ножками топ-топ,
Глазками хлоп-хлоп-
Кто каши не ест,
Кто молока непьёт,
Того забодает,
Забодает, забодает! (Учит хорошо есть)

б) Большие ноги
Шли по дороге:
Топ, топ, топ.
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ, топ, топ, топ, топ,
Топ, топ, топ, топ, топ. (Учит ходить)

в) Расти, коса, до пояса,
Не вырони ни волоса,
Расти, косынька, до пят-
Все волосыньки в ряд.
Расти, коса, не путайся,
Маму, дочка, слушайся! (Расчёсываться, слушаться родителей)

г) Иван, Иван, вырывай бурьян,
Чтоб росла морковка,
Большая, как мутовка,
Чтоб росла репка,
Сладкая и крепкая,
Чтобы вырос огурец,
Длинноусый молодец. (Учит трудиться)

Верно. Потешка исполняется во время игры или каких-то общих действий взрослого и ребёнка, она обращена к маленьким детям, которые ещё ничего не умеют- ни управлять своими движениями, ни говорить, ни понимать речь.

И первая задача потешки - помочь малышу освоить человеческую речь, научиться выполнять разные жесты, движения.

3. Какова же задача жанра потешки?

Задача жанра.

Потешка учит маленьких детей разным жестам, навыкам.

(ЗАПОЛНЯЕМ ГРАФУ В СХЕМЕ)

4. Какова же картина жизни, показанная в потешке?

На что она направлена? Требует ли она определённых действий?

(Картина жизни реальная, так как учит тому, что нужно в жизни, направлена на действия героев - чему нужно научить ребёнка, о том и говорится)

(Заполняется графа в схеме)

Картина жизни.

Направлена на действия героев.

5. Как строится картина жизни? Можно ли её разделить на части?

(Самостоятельно перечитываются тексты в страничке ученика, выясняется. Что некоторые потешки можно разделить на смысловые части, а некоторые нет) Заполняется графа в схеме.

Построение картины жизни.

Может иметь несколько частей.

(Меняется часть - меняются и жесты)

6. Теперь понаблюдаем, как построены предложения в потешке.

(Работа в группах. Обратить внимание на порядок слов, имеются ли повторы) Заполняется графа в схеме.

Предложение.

Одинаковое построение предложений; повтор слов внутри предложений.

7.Рассмотрим следующий уровень-слово.

Что интересного заметили? Что главнее-слово или жест? (Слово командует, какой жест нужен) А слова обычные? (Катенька, горенка, ноженьки,водичка, личико и т. д.)

Заполняется графа в схеме.

Слово.

Слова-команды для жестов;

Слова с уменьшительно-ласкательным значением.

8.Теперь наблюдаем, каков же звуковой рисунок,

выделяются ли повторы определённых звуков. Какие звуки кому и что помогают услышать, увидеть, почувствовать в изображаемой картине жизни?

(Акцентное вычитывание текста, выделяя голосом повторы звуков)

После ответов детей заполняется графа в схеме.

Звуковой рисунок.

Выразительный повтор звуков.

9. Теперь попробуем прохлопать ритмический рисунок.

На примере потешки:
Коля, Коля, Николай,
Сиди дома, не гуляй,
Чисти картошку,
Учись понемножку!
Ритм стиха или прозы?

Ритмический рисунок.

Стихотворный текст.

10. Рифмуются ли строчки в потешках?

Прочитайте только последние слова в каждой строчке.

(ладушки - бабушки,
ноги - по дороге,
маленька - удаленька)

Рифма.

Есть.

После того, как вы смогли сами заполнить таблицу

“Структура потешки”, давайте определим ведущий уровень. Что именно - предложение, слово, звуковой или ритмический рисунок -

помогают научить ребёнка различным жестам и навыкам? (Ответы детей могут быть различными, уточнение: какой уровень командует жестами? СЛОВО)

Ведущий уровень - СЛОВО.

IV. Творческая работа.

Ребята, вы показали себя хорошими читателями, грамотными теоретиками. А теперь, когда вы знаете, как построена потешка, сможете попробовать себя в роли авторов.

Растут дети, и потешки тоже “растут” с ребятами. Наши малыши подросли, пошли в школу. А кто в школе самые младшие? Конечно, первоклассники.

Каждая группа по заготовленным рифмам сочиняет потешки для для первоклассников, которые помогут им учиться.

………………… ученик
…………………дневник
…………………..звонок,
……………………...урок.
…………………..Алёша
………………..хороший
………………...учиться
……………….трудиться
………………..весёлый
……………….из школы
……………………..лица
………………...ученица

Потешки читаются авторами, остальные ребята- критики. Они оценивают, можно ли показать жестами действия героев, получилась ли потешка, решена ли авторская задача.

V. Итог урока.

Чему научились сегодня на уроке? Работа в каких позициях понравилась? Трудно ли быть теоретиком?

Работая по данным уровням, можно ли самим узнать структуру других малых жанров народного творчества? Попробуйте это сделать на следующих уроках.