Цели урока:
- Познакомиться с названием падежей, шестью парами падежных вопросов, предлогами, которые употребляются с падежными вопросами и учиться определять падеж существительных, опираясь на таблицу.
- Уметь формулировать учебную задачу урока, отвечать на поставленные вопросы, делать выводы на основе наблюдений, сотрудничать.
- Увидеть красоту природы и осознать причастность к защите окружающей среды вместе со взрослыми.
Для учителя:
- Создать организационные и содержательные условия для формирования первоначальных представлений о склонении имён существительных с одновременной работой над книгой В. Бианки “Лесная Газета”, выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося;
- Способствовать развитию логического и образного мышления, внимания, памяти, речи, кругозора учащихся;
- Формированию творческих способностей, конструктивного мышления, навыков рефлексии, самоанализа.
- Создать условия для развития экологической культуры обучающихся.
Оборудование:
- урок с использованием ИКТ, (Приложение 1)
- Сигнальные карточки.
- Книга В.Бианки “Лесная Газета”.
- Игрушка – цветок.
- Бумажный кораблик, игрушка мышонка.
- Лист-задание для самостоятельной работы.
I. Организация начала урока.
– Девочки и мальчики, улыбнитесь друг другу. Слайд 1
– Какое нужно настроение, чтобы урок получился удачным?
– Я желаю вам сохранить хорошее настроение весь урок.
II. Целевая установка. Слайд 2
1.Беседа
– С новым годом! С наступившим новым годом!
– Вы удивлены?
– У вас на столе книга, полная тайн и чудес.
– Откроем на странице, где закладка, прочтём хором!
– Юные следопыты, давайте найдём ответ на вопрос: у людей новый год начинается 1 января, а в природе новый год наступит…, давайте прочтём.
2. Чтение вслух
– Как вы думаете, почему именно с весны идёт отчёт нового года в лесу?
– Вы правы, весна – это свет и радость, надежды и мечты о чём – то новом.
3. Гипотеза
– Как вы думаете, на сегодняшнем уроке , таком весеннем и новогоднем мы узнаем о чёт-то новом?
– Давайте предположим, с какой частью речи мы будем работать? Почему вы так думаете?
Слайд 3
– Какую работу выполняли на предыдущих уроках? Поможет ли нам это умение сегодня?
– Вы готовы к открытию тайн языка и природы?
– Тогда вперёд! Я слышу, как мышонку Пику не терпится пуститься в плавание. А мы вслед за ним на его волшебном кораблике “ Надежда” попадём в весенний предновогодний лес.
III. Минутка чистописания
1) – Зажурчал ручеёк. Он подхватил наш кораблик и понёс его по весенним волнам
Это элемент весенний ручеёк. Слайд 4
– На следующей строке мы выполним написание элементов строчной и заглавной букв К, к. Слайд 5
По тонкой нитке ручейка
Сбежал с пригорка снег.
И на пригорке вдруг цветок
Раскрылся раньше всех.
– К элементам букв добавим цветы и листья. Слайд 6
2) Работа с картиной Слайд 7
Здравствуй лес,
Могучий лес!
Полон сказок и чудес!
– Какое время года? По каким признакам вы это определили?
3) Рефлексия
(Цветом оценивается работа)
– Если мы сегодня с вами хорошо поработаем, к нам в гости прилетит фея леса. А в лесу зацветут подснежники?
IV. Работа по теме урока Слайд 8
Работа со стихотворением
В рощах птичье пение,
А в классе – тишина.
Проходим мы склонение,
Склоняется весна.
Склоняем вслух весна, весны…
А за окном ручьи слышны.
На парте не сидится мне,
А тут весна, весны, весне…Весна, весны, весне, весну.
Весною, о весне…
Гуляет зайчик по окну,
Как солнце по стене.
– Какое неизвестное слово услышали?
– На что ещё обратили внимание?
– Выпишем слова весна столбиком вместе с вопросом, выделим окончание и основу.
Слайд 9
Что? Весна.
Чего? Весны.
Чему? Весне.
Что? Весна.
Чем? Весной.
О чём? О весне.
– Что изменялось в слове?
– Какой вид работы мы сейчас выполняли?
– Сколько вопросов поставлено к формам слова весна?
– Изменение существительных по вопросам называется – склонением.
2) Чтение правила
– Мы сделали очень важное открытие.
– А что по этому поводу говорят учёные? (чтения правила с. 90)
3) Работа с учебником с. 90, таблицей в тетради.
4) Склонение одушевлённых существительных.
– Сравните таблицу учебника с нашей таблицей, каких вопросов не хватает?
– Назовите одушевлённые имена существительные.
3). Беседа – сказка Слайд 10-16
У гнома Слова шесть друзей -
Шесть верных эльфов – падежей.
Пока он спал в лесной тиши,
Пришли к нам в гости падежи,
Чтоб о предлогах рассказать,
И смысл Слова передать,
Чтоб правильно сказать о том,
О чем подумал старый гном!
– В русском языке 6 падежей. У немцев – 4. У финнов – 15 , а наша задача– выучить и понять свои шесть, чтобы говорить легко, грамотно и красиво.
– Хотите услышать сказку про падежи?
ФИЗМИНУТКА (музыкальная)
Руки подняли и покачали –
это деревья в лесу.
Руки согнули,
кисти встряхнули-
ветер сбивает росу
В стороны руки-
плавно помашем-
это к нам птицы летят.
Как они сядут –
тоже покажем –
крылья сложем назад
V. Работа по теме урока
1). Чтение по книге “Лесная Газета”
– А знаете ли вы, у кого из птиц уже появилось первое яйцо в гнезде?
- Сообщение разведчика “ Первое яйцо”
– А знаете ли вы, что в новогоднем лесу ещё снег не сошёл с полей, а там уже появились первые новорождённые?
- Сообщение разведчика “Сосунки в снегу”
2). Пока мы с вами познавали лесные тайны, над полянкой тревожно защебетали птицы, что случилось?
Слайд 17
– Тает снег, реки выходят из берегов. Животным нужна помощь, давайте их переправим на безопасный берег.
3). Игра “ Половодье”
Хожу по тропинке.
Добежал до черёмухи.
Появилось на дереве.
Скрылся под водой.
Плыл через озеро.
4) Самостоятельная работа
Слайд 18
№ 1
В скобках ставьте нужные вопросы к слову весна. Укажите падеж (пользуйтесь таблицей).
Скоро наступит (_____________) весна. Каждая былинка чувствует приход (_________) весны. Всякая букашка рада (___________) весне. Мальчик написал песню (______________) о весне.
№ 2
Составьте и напишите словосочетания, изменяя существительные по смыслу.
Укажите падеж (пользуйтесь таблицей).
Сидел в (дупло)___________, подошёл к (дерево)______________, добежал до (река) ____________, пролетел над (поле)_______________.
№ 3
Составь и запиши предложения. У существительных определить падеж (пользуйтесь таблицей).
- Тропинка, из деревни, узкая, детей, привела, к роще, еловой.
- Недалеко, от, остановились, дети, полянки.
_________________________________________________________
__________________________________________________________
- Самопроверка
Слайд 19
VI. Подведение итогов
– Какую ставили перед собой задачу?
– Достигли мы поставленной цели?
– Какие знания и умения с прошлых уроков вам пригодились?
Слайд 20 – 22
– Ах! Как красив весенний лес!
– Но мне немного грустно. Один мой знакомый цветок однажды мне прошептал: “ Мы – первая зелень, и за это нас все ломают. Мы даже боимся распускаться первыми в лесу. А что хорошего? Всё равно сломают!”
– Чтобы вы сказали этому цветку?
VII. Домашнее задание
Выучить правило
1.Написать небольшое сочинение (6-8 предложений) о подснежниках.
Укажите падеж слова подснежник
2. С. 91, упр.96.
Слайд 23