Система работы по изучению слов с непроверяемыми орфограммами в специальной общеобразовательной школе VIII вида

Разделы: Русский язык, Начальная школа


Словарно-орфографическая работа это особое направление в работе учителя письма. Оно включает:

разъяснение незнакомых детям слов и отдельных значений многозначных слов;

– уточнение смысла известных значений слов;

– развитие умения употреблять слова в зависимости от типа и стиля речи;

– развитие орфографической зоркости и усвоение написаний слов с непроверяемыми орфограммами.

Выбор способа первоначального знакомства со словом имеет важное значение, т. к. если при первом знакомстве словарные слова неверно записаны в тетрадь или в словарик, то вся последующая работа не просто теряет смысл, но и становится вредной. Поэтому важен поиск более эффективных приемов работы со словарными словами, который максимально исключил бы их неверное написание; всегда лучше предотвратить или не дать закрепиться ошибке, чем потом ее исправлять.

Трудности усвоения традиционных написаний учащимися с интеллектуальной недостаточностью связаны с неотчетливым восприятием зрительного образа слова, недостатками мелкой моторики рук, слабостью выработки связей между зрительным восприятием и движением руки во время письма, все это способствует быстрому забыванию полученного навыке.

Поэтому для лучшего усвоения словарных слов должна быть организованна целенаправленная, систематическая словарно-орфографическая работа, которая включает в себя не только этапы знакомства с новыми словами и их написаниями, но и систему упражнений рассчитанных на зрительно-моторное запоминание.

В процессе словарно– орфографической работы уточняется и расширяется словарный запас детей, учащиеся начинают практически понимать обобщающую функцию слова, расширяется их активный словарь, повышается уровень правильного написания слов. Словарная работа в значительной степени повышает общий уровень учащихся: повышается эффективность усвоения других учебных предметов, повышается коммуникативная функция речи. Однако она не принесет должного результата, если не будет опираться на наблюдения учащихся, на их практическую деятельность. Только тогда значение слова будет “воспринято и усвоено ребенком точно и полно, когда точным и полным будет его представление об изучаемом предмете.

Одно из направлений словарной работы — активизация словарного запаса. В СОКШ оно приобретает особое значение, т. к. активный словарь учащихся особенно беден и шаблонен. В связи с этим изучаемые слова должны повторяться в серии различных упражнений (письменных и устных). Не менее важно, чтобы закрепляемое слово включалось в различный контекст, сочеталось с различными словами. Выяснение значения одного и того же слова в сочетании с другими словами подаю дат учащихся к пониманию многозначности слова.

Словарная работа проводится на всех уроках русского языка в единой системе. Однако в зависимости от специфики урока несколько меняется направленность словарной работы, в какой-то степени изменяется вид используемых упражнений.

Так, на уроках грамматики и правописания словарная работа ведется по линии усвоения не только смысла слов, но и их грамматических признаков и орфографии. На уроках письма отрабатываются слова с непроверяемой безударной гласной, а также те слова, которые разбираются в связи с изучением различных грамматических категорий.

Программа специальной общеобразовательной коррекционной школы предусматривает изучение 445 словарных слов за все годы обучения. Механическое заучивание трудных слов не всегда дает ожидаемый результат. Существуют определенные методики запоминания словарных слов.

Рекомендованная система работы по изучению словарных слов.

Рекомендую следующую последовательность работы по изучению словарных слов.

I. Введение нового слова.

При введении нового слова необходимо использовать иллюстрации или натуральные объекты (т.к. часто даже знакомые слова или трудно соотнести с обозначаемым объектом). Если у слова абстрактное значение, то рекомендуется использовать загадки, стихотворения, короткие рассказы,

II. Выяснение лексического значения слова

Основным приемом раскрытия значения новых слов или уточнения уже известных в коррекционной школе является показ соответствующего предмета или действия.

Организуемые наблюдения учащихся в процессе демонстрацией наглядных пособий должны быть активными. Учитель предлагает детям самостоятельно назвать части, признаки предмета или явления. При этом помощь, оказываемая детям, может быть различной: направляющие вопросы учителя, план наблюдения. Показ другого, резко отличного предмета при сравнении двух сходных и др.

Другим весьма действенным приемом объяснения значения слов является прием использования контекста, в котором находится это слово. букв, сколько звуков, сколько гласных, сколько согласных, какие согласные мягкие, какие твердые; определяют количество слогов в слове. Какой слог ударный и как можно переносить это слово.

Очень часто слова, непонятны детям, оказываются вполне понятными в предложении, тем более, если это предложение достаточно выразительно прочитано учителем.

Все другие приемы объяснения или уточнения слов( подбор родственных слов, подстановка синонима и др.)также могут быть использованы в коррекционной школе, но преимущественно в старших классах. Это связано с тем, что учащиеся СКОШ недостаточно четко воспринимают многие слова.

III. Краткая этимологическая справка

Как и для школьников с нормальным интеллектом, при применении этого метода необходимо соблюдать принцип доступности. Для учащихся СКОШ приемлемы краткие справки по этимологии, простейшие этимологии , которые были бы доступны пониманию детей, способствовали бы запоминанию правописания слов.

IV. Чтение напечатанного на табличке слова

Учитель предлагает учащимся прочитать напечатанное на табличке слово, в котором выделены буквы для запоминания и поставлено ударение. Затем учащиеся находят это слово в учебнике или в орфографическом словаре, читают слово и еще раз уточняют его написание. Кроме того, можно предложить прочитать слово по слогам, орфографически.

V. Проведение фонетического разбора слова

Учащиеся самостоятельно или под руководством учителя проводят фонетический разбор слова: определяют сколько в слове букв, сколько звуков, сколько гласных, сколько согласных, какие согласные мягкие, какие твердые; определяют количество слогов в слове. Какой слог ударный и как можно переносить это слово.

VI. Запись слова в тетрадь.

Учащиеся записывают слово в тетрадях или в специальный словарик, выделяя при этом орфограммы и ставя ударение. Можно записать слово еще раз, поделив его на слоги.

VII. Подбор и запись родственных слов.

В родственных словах выделяются орфограммы.

VIII. Составление словосочетаний и предложений с данным словом.

Учащиеся самостоятельно или с помощью учителя составляют словосочетания и предложения, лучшие записывают в тетрадь.

Работа, направленная на закрепление правописания слов с непроверяемыми орфограммами

Слова с непроверяемыми орфограммами должны закрепляться в течение всего урока путем включения их в упражнения различного характера которые проводятся в соответствии с темой урока. Эти слова подвергаются фонетическому разбору, разбору по частям речи, они склоняются, спрягаются, к ним подбираются синонимы, антонимы. С ними составляются словосочетания, предложения -и т. п. Эти слова включаются в тексты диктантов и различных упражнений.

При подведении итогов урока обращается внимание на то, какие слова с непроверяемыми написаниями были изучены на этом уроке. Способы изучения и закрепления слов с беспроверочными написаниями зависит от особенностей того или иного слова, от целей, которые учитель преследует на данном уроке, от возрастных и индивидуальных особенностей учащихся класса.

Представим некоторые виды заданий для закрепления написания слов с непроверяемыми орфограммами.

1. Выделение слов с непроверяемыми орфограммами и запоминание их правописания.

Это задание развивает орфографическую зоркость, учит быстро и правильно определять беспроверочные написания и запоминать графический образ соответствующих слов. Если эта работа проводится систематически на уроках русского языка и при выполнении домашнего задания, то дети вырабатывают привычку обращать внимание на слова с беспроверочным написанием при чтении учебников по всем школьным предметами и научно-популярной и художественной литературы. Такая привычка имеет большую

Практическую ценность. Кроме того, учащиеся при самостоятельном письме будут знать, в каких случаях им необходимо обращаться за справкой к орфографическому словарю. Эти знания чрезвычайно нужны каждому человеку, т. к. правописание всех слов с непроверяемыми орфограммами в школе, по вполне понятным причинам, изучить невозможно и всем, даже грамотным людям, приходиться обращаться к различной справочной литературе.

2. Выписывание слов с различными орфограммами

а) Выписывание слов в алфавитном порядке

Нужно преимущественно использовать слова с непроверяемыми орфограммами. Например, можно предложить следующее упражнение: написать слова в алфавитном порядке, непроверяемые безударные гласные подчеркнуть одной чертой, а проверяемые двумя, рядом написать проверочные слова.

б) Выписывание слов с двойными согласными Учащимся предлагается выписать слова в два столбика. Например, в один — слова с двумя лл, в другой – – с двумя ее. Подчеркнуть непроверяемые гласные в корне: артиллерия, профессор, коллектив, комиссия, бассейн, аллея, компресс. Аналогичную работу можно проделать по школьному орфографическому словарю.

3. Закрепление правописания слов с непроверяемыми орфограммами в связи с изучением слога

Из общего числа с непроверяемыми орфограммами в один столбик слова двухсложные, отдельно трехсложные, отдельно слова с четырьмя и более слогами, поставив, ударение: .говядина, мечта, единица, инженер, кастрюля, бетон, железо, проволока.

4. Подбор слов с непроверяемыми орфограммами

Подобрать к каждому существительному прилагательное, а к каждому
прилагательному существительное, подчеркнуть непроверяемые безударные гласные корня.
Например: хозяин, товарищеский, библиотека, театр, песок.
Существительные: салют, ужин.
Прилагательные: драматический, сахарный, районная.

5. Подбор однокоренных членов к данным обобщающим словам.

Например “ закончи предложение”
В нашем городе существует следующие виды транспорта…
В нашем селе растут следующие овощи:…

6. Запись слов в которых нужно вставить пропущенную букву

7. Словарные диктанты.

а) Выборочные диктанты.

Учитель читает текст, из которого учащиеся должны выбрать и выписать слова с непроверяемыми орфограммами.

Мы приехали на вокзал.

Сегодня я уезжаю в Москву. Прибытие поезда я ждал на перроне.

В ходе этой работе учащиеся учатся различать слова с проверяемой безударной гласной от слова с непроверяемой безударной гласной.

б) Словарно-орфографический диктант.

Словарные диктанты, состоящие из наиболее трудных в орфографическом отношении слов. Развивают орфографическую зоркость: во время диктанта ученики, готовые к орфографическому "подвоху" в каждом слове, работают особенно внимательно, стараются найти трудную орфограмму, Кроме того, словарно-орфографический диктант можно проводить чаще других, т. к. он невелик по объему и требует меньше времени (8-19 мин), чем обычный обучающий или контрольный диктант.

Систематическое проведение словарно-орфографических диктантов обеспечивает повторение изученного, частую повторяемость трудных орфограмм, в результате чего формируются прочные навыки правописания. Словарно– орфографический диктант составляется из словосочетаний и должен быть тематически выдержан.

Для учащихся массовой школы можно предложить составить диктант друг для друга. Каждому из соседей по парте предлагается составить словарно-орфографический диктант на те правила в которых их товарищ допустил ошибки в контрольной работе или обычной работе. Затем учащиеся диктуют друг другу составленные тексты и проверяют их.

в) Словарный диктант с элементами занимательности

Привить детям интерес, развить их познавательные способности, облегчить, где это возможно выполнение трудных и сложных заданий помогают элементы занимательности, игровые моменты, которые учитель может использовать в процессе проведения диктанта. При этом занимательность это средство, подчиненное целям обучения и развития школьников. Часто само название определяет сущность диктанта, например: "В две колонки", "Кто дольше продержит мелок?", “Запишите-ка, ребятки, вы мои стихи- загадки”.

Этот вид диктантов особенно целесообразен в коррекционной школе. Он помогает привлечь детей к заданию, активизирует их внимание, мыслительную деятельность.

г) Картинный диктант

Учитель показывает детям картинку с изображением какого-либо предмета или явления, не называя при этом слов. Учащиеся записывают словарное слово в тетрадь, ставя в нем ударения, и выделяют орфограммы. Эту работу можно проводить дифференцированно. Каждому учащемуся даются карточки со своими словарными словами.

д) Диктант с комментированием.

е) Творческий диктант.

Учитель читает предложение и рекомендует заменить некоторые слова в предложении словарными, которые показывает на картинке.

Например:

Сегодня я поливал цветы (цветы предлагает заменить словам на свой выбор: горох, морковь, помидор).

8. Игра “Определи”

Определите что это и напишите ответ:

……..– это самодвижущее транспортное средство с двигателем, предназначенное для перевозки грузов и людей по дорогам. (Автомобиль)

…….– двухколесная или трехколесная машина для езды, приводимая в движение педалями. (Велосипед)

…..– крупный оранжевый плод южного дерева. (Апельсин)

9. Игра "Узнай и запиши"

Здесь можно использовать загадки или учитель называет лексическое значение слов. Учащиеся отгадывают и записывают словарное слово в тетрадь.

10. “ Найди слова-вывески” и спиши те, что относятся к еде

Из предложенного ребята выписывают словарные слова. Это задание направлено и на концентрацию внимания.

ПРОДУКТЫКАССАГОРОХОРЕХМЕБЕЛЬМОРКОВЬОГУРЕЦ

11. Собрать слово из слогов

Например: шют, па, ра, тер, са; зал, вок, те, фон,ле.

Таким образом, организация словарно-орфографической работы в коррекционной школе имеет свои особенности. У учащихся с интеллектуальной недостаточностью наблюдается бедность словарного запаса, неточность употребления слов, трудности активизации словаря, более значительное, чем в норме, преобладание пассивного словаря над активным, страдает правописание словарных слов. Исходя из этого, учащимся с интеллектуальной недостаточностью требуются более разнообразные виды работы со словарными словами. В словарно-орфографической работе с этими детьми нужно использовать больше игровых приемов, использовать иллюстрации, стихи, загадки, кроссворды, использовать метод графических ассоциаций.

Учащимся с нарушенным интеллектом требуется более подробное изучение слова, разные виды работы (например, чтение слова по слогам, проведение фонетического разбора и др.). Кроме того, каждый вид имеет свои особенности.