Урок ритмики с использованием обучающей сказки "В гостях у сказки"

Разделы: Начальная школа


Цель урока: Инсценирование русской народной сказки “Алёнушка и лиса”, опираясь на полученные знания.

Задачи урока:

  • обобщить и реализовать полученные знания практической деятельности, использованные на предыдущих уроках;
  • развивать коммуникативные знания, образное мышление, ориентирование в пространстве, артистизм, исполнение в ансамбле при исполнении танцев и разыгрывание ролей в сказки;
  • воспитывать чувство бережного отношения к традициям и танцевальной культуре русского народа.

Оборудование:

а) для учителя: фонограммы: русской народной музыки “Во поле берёзка стояла”, “Ах ты, берёза”, “Медведь”, “Волк”, “Лиса”, “Во саду ли в огороде”, “Кадриль”, русский народный сарафан с кокошником.
б) для учащихся: платки для Алёнушки, Бабушки, подружек, шапка для Дедушки, маски медведя, волка, элементы костюмов и декораций, лавочки, стулья.

Ход урока

I. Организационный момент.

1.Построение за дверью зала. Выход под русскую народную музыку “переменным шагом”

1-й такт. “Раз” – сделать шаг ПН. вперед;

“и” – небольшой шаг левой ногой вперёд

“Два” – небольшой шаг ПН вперёд

“и” – пауза, движения нет.

Дети выстраиваются в шахматном порядке.

2. Поклон.

II. Разминка

1. Музыкальная разминка на месте (Разминочные упражнения рекомендуется делать под музыкальное произведение размером 4/4.)

– упражнение для головы,

– упражнения для плечевого пояса,

– упражнения для локтевого пояса и кистей,

– упражнения для позвоночника,

– упражнения для тазобедренных суставов,

– упражнения для ног.

2. Музыкальная разминка по круг:

– хороводный шаг,

– приставные шаги с каблуком,

– шаг галопа,

– каблучный шаг,

– дробный шаг,

– (в этой части урока рекомендуется повторять движения, которые будут использоваться на уроке в танцевальных композициях).

III. Подготовка учащихся к творческому заданию.

Учитель: Скажите, а Вы любите сказки? Какие русские народные сказки Вы знаете? (Дети отвечают). Сегодня мы попадём в русскую народную сказку “Девочка и лиса”. Я прошу всех приготовиться!

(Учитель надевает сарафан с кокошником, а дети элементы костюмов).

IV. Применение знаний, умений и навыков при выполнении творческого задания.

(Звучит русская народная музыка “Во поле берёзка стояла” дети, “подружки”, Алёнушка исполняют хоровод).

1. Исполняется русский народный танец “Хоровод”.

Вступление. 1-4 такта. Прослушать музыку.

Такты 5-12 Танцующие заводят круг, повернувшись лицом к центру.

Такты 13-20 Хороводным шагом идут в круг из круга “плечо к плечу” 4 раза.

Такты 21-28 Хороводным шагом исполняют рисунок “змейка”.

Такты29-36 закручиваются в “спираль” и выходят через “воротца” каждого оборота вновь образуя круг и разделяясь по парам.

Такты 37-38 пары кружатся против часовой стрелки.

Такты 39-40 пары кружатся по часовой стрелке.

Такты 41-44 повторяется движения 37-44 тактов.

Такты45-48 исполняется поклон, дети расходятся на свои места.

(Музыка продолжает играть)

Учитель: Жили-были старик со старухой. У них была внучка Алёнушка. Собрались подружки в лес по ягоды, и пришли звать с собой Алёнушку. (Входят подружки Алёнушки).

Первая подружка: Алёнушка! Пойдём с нами в лес ягоды собирать.

Бабушка: Не пустим её с вами в лес.

Вторая подружка: Пусти, бабушка! Пусти, Дедушка! Мы за ней присмотрим.

Алёнушка: Очень мне хочется с подружками в лес пойти. Отпусти меня, Бабушка! Отпусти меня, Дедушка!

Дедушка: Хорошо, Алёнушка, только не отставай от подруг.

Учитель: пошли подружки вместе с Алёнушкой в лес. Ходят по лесу, собирают ягоды.

2. Исполняется танцевальная композиция “Сбор ягод” ( русская народная песня “Ах, ты берёза”).

Девочки “подружки” стоят по кругу на расстоянии вытянутых в стороны рук. Исходное положение: ноги вместе, носки немного разведены в стороны. Левой рукой изображают, что держат корзинку. Правая рука свободна.

На1-4 такт идут по кругу

На 5-8 такт приседают и “собирают ягоды”, складывая их в корзинку

(Упражнение повторяется 4 раза)

(“Подружки” “уходят” Алёнушка остаётся одна)

Учитель: Деревце за деревце, кустик за кустик, Алёнушка и отстала от подружек. Аукали, аукали подружки, а Алёнушка не слыхала. Уже стало темно. Подружки ушли домой. Алёнушка осталась одна.

Алёнушка: Ау, ау! Подруженьки! Ау, ау!

Учитель: Страшно было Алёнушке в лесу одной. Влезла она на высокое дерево, стала горько горько плакать. Идёт медведь.

3. Исполняется номер “Медведь”.

“Медведь” (Музыка В. Ребикова “Медведь”) (Ребёнок изображает медведя. Идёт медленно раскачиваясь. Ноги во 2 заворотной позиции)

Медведь: О чём ты, девочка, плачешь?

Алёнушка: Как мне Медведюшка не плакать? Жила я у Бабушки и у Дедушки, подружки меня в лес завели, завели да и покинули.

Медведь: Слезай, Алёнушка, с дерева, отнесу тебя к Дедушке и Бабушке.

Алёнушка: Нет, Медведь, я тебя боюсь: ты меня съешь!

Учитель: Медведь ушёл. Алёнушка опять осталась одна в тёмном лесу. Она горько плачет, сидя на высоком дереве, и зовёт подруг. Бежит Волк.

4. Исполняется номер “Волк”.

“Волк” (Т. Надолинская “Волк”). (Ребёнок изображает волка. Исполнят перебежки, небольшие прыжки и повороты)

Волк: О чём ты, девочка, плачешь?

Алёнушка: Как мне, Волк, не плакать? Жила я у Бабушки и у Дедушки, подружки меня в лес завели, завели да и покинули.

Волк: Слезай, Алёнушка, с дерева я отнесу тебя к Дедушке и Бабушке.

Алёнушка: Нет, Волк, я тебя боюсь: ты меня съешь!

Учитель: Волк убегает. Алёнушка опять осталась одна в тёмном лесу. Она горько плачет, сидя на высоком дереве, и зовёт подруг. Вдруг мимо бежит лиса.

5. Исполняется номер “Лиса”.

“Лиса” (Музыка Т. Надолинской “Лиса”) (Девочка изображает лису. Идёт мягко на низких полупальцах, виляя хвостиком)

Лиса: О чём ты, Алёнушка, плачешь?

Алёнушка: Как же мне, Лисонька, не плакать! Жила я у Бабушки и Дедушки, подружки меня в лес завели, завели да и покинули.

Лиса: Слезай, Алёнушка, с дерева, я отнесу тебя к Дедушке и Бабушке.

Учитель: Алёнушка слезла с высокого дерева, села на спину к лисе, лиса побежала в деревню. Прибежала лиса с Алёнушкой к дому и стала хвостом стучать в дверь.

Бабушка и Дедушка: Кто там?

Лиса: Это я, Лиса, внучку Алёнушку Вам привезла!

Дедушка (обнимая Алёнушку). Ах, ты наша дорогая!

Бабушка (обнимая Алёнушку). Ах, ты наша хорошая!

Дедушка (обращаясь к Лисе). Войди к нам в избу!

Бабушка (обращаясь к Лисе) Где нам тебя посадить, чем тебя угостить?

Учитель: Принесли они молока, яиц, творогу, курочку сели все за стол и стали лису угощать. А потом все вышли на улицу и от радости стали танцевать, лису нахваливать.

6. Пляска-игра “Во саду ли, в огороде”

Дети стоят по кругу лицом к центру. Руки на поясе. “Лисичка” с платочком в руках находится в центре круга.

Под музыку песни “Во саду ли, в огороде” (Можно взять любую плясовую) “Лисичка” ходит по кругу, исполняя семь шагов. На восьмом шаге она останавливается перед любым ребёнком. Делает поклон, плавно опуская вниз правую руку, приглашая на танец. Затем взяв приглашенного за обе руки, выводит его на середину круга. На восьмом шаге дети останавливаются и исполняют комбинацию, построенную на движениях русской народной пляски.

Стоящие дети в кругу хлопают в ладоши в такт музыке.

На следующую музыкальную фразу оба ребёнка идут в разных направлениях к стоящим в кругу детям и приглашают их поклоном на танец. Так продолжается до тех пор, пока все дети не будут выведены на середину зала.

В конце пляски дети возвращаются на свои места и хлопают в ладоши в такт музыки.

Учитель: Лиса попрощалась со всеми и убежала в лес. Узнали подружки, что Алёнушка вернулась, прибежали к ней.

Подружки: (Обнимают Алёнушку, восклицают хором). Алёнушка к нам вернулась!

Учитель: На радостях все завели весёлый танец. Исполняется “Круговая кадриль”.

7. Исполнение танца “Круговая кадриль”.

Музыкальный размер 2/4

Композиция танца состоит из двух фигур. I фигура исполняется на 4 такта, а II фигура на 8 тактов, а весь танец на 12 тактов.

И.п.пары встают в круг диагонально к центру круга лицом друг к другу, М-лицом по линии танца, а Д – лицом к М, руки партнёров соединены “лодочкой”, ноги стоят в VI позиции.

1-й такт – сделать два приставных шага с приседанием вниз (или перекрёстный шаг) к центру круга, в конце выставить ногу на каблук из центра круга (М-пр. н, а Д-лев. н.) и наклонить корпус к ноге.

2-й такт – повторить движения 1-ого такта, но движение начать из центра круга, и ноги на каблук выставить в центр круга.

3-4 такты – повторить движения 1-2 тактов, но в конце 4-го такта разъединить руки. Д – отставляет обе руки от корпуса, ладони параллельны полу или держит пальцами обеих рук уголки платочка, локти направлены в разные стороны. М переводит руки в положение “полочкой” сзади или его левая рука – “полочкой” сзади, а правая рука – находится в согнутом положении у правой груди, пальцы рук собраны в кулачок, а кулачок вывернут вперёд.

5-8 такты – сделать движение “до-за-до”, в конце соединить правые реки в положение “здороваться”.

9-10 такты – шаги стройным притопом к друг другу и от друг друга, в конце разъединить руки.

11-12 такты (смена партнёров)– двигаясь вперёд, М– лицом по линии танца, а Д – лицом против линии танца, проходя мимо своего партнёра правыми плечами, подойдя к новому партнёру, встав напротив друг друга, на последней четверти 12-такта взяться за руки, как в и.п.

V. Итог урока.

Учитель:

Сегодня мы с вами побывали в сказке. Как она называется? (“Девочка и лиса”)

– Скажите, а какие танцы мы танцевали? (Хоровод, кадриль)

– Ребята, а как вы думаете, почему мы в нашем мини-спектакле танцевали только русские народные танцы? (Потому что это сказка русская народная)

– Вспомните, какому Богу посвящали танец Хоровод? (Богу Солнца – Яриле)

– Какие мы с вами использовали рисунки в этом танце? (“Круг”, “Ручеёк”, “Улитка”)

– Сегодня мы с вами убедились, что народные танцы очень разнообразны. Они связанные с жизнью народа и отражают его мысли и чувства. Всем спасибо! Поклон.

VI. Поклон.

Литература:

  1. Коренева Т.Ф. Музыкально-ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста: В 2 ч. – Учеб. – метод. пособие. – (Воспитание и дополнительное образование детей). – (Б-ка музыкального руководителя и педагога музыки). – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2001.-Ч.2.-104с.: ноты.
  2. Кулагина И.Е. Художественное движение (Метод Л.Н. Алексеевой): Пособие для преподавателей дошкольных учреждений и общеобразовательных школ. – М.:Флинта:Наука,1999.-120с.
  3. Сказки: Литературно-художественное издание для детей дошкольного и младшего школьного возраста. – М.:Омега,2006.-254с.