Цели урока:
- Познакомить учащихся с буквой М, которая обозначает звуки [м], [м].
- Показать способ чтения прямого слога; работать над совершенствованием навыка письма; развивать математическое мышление: счет 1 – 10, прибавление и вычитание по числовой шкале, состав числа 8, вычитание из 9-ти.
- Воспитывать интерес к получению новых знаний.
Оборудование: предметные картинки мальчика Миши и девочки Маши, фишки для звукового анализа слов, буквы для буквенного анализа.
Ход урока
I.
Организационный момент (на доске предметные картинки мальчика Миши с грустным лицом и девочки Маши – с веселым).– Посмотрите на детей. Скажите, какое у них настроение? Давайте улыбнемся, друг другу и начнем урок с хорошего настроения.
1) Актуализация опорных знаний.
– Назовите буквы, которые изучили. Что вы можете о них сказать (все буквы обозначают гласный звук)? По какому бы признаку вы их разделили?
II.
Повторение о гласных буквах. Игра “Домики”.Расположите гласные буквы по “домикам”, которые пишутся после мягкого согласного, после твердого согласного.
III.
Работа над новым материалом.Произнесите слова, рисунки которых вы увидите, выделяя первый звук (мяч, мышь, медведь, молоко, месяц, машина, мальчик).
– Произнесите эти звуки.
– Можно ли их спеть, протянуть и не встречает ли выдыхаемый воздух преграду?
– Что участвует в произношении этих звуков?
– Можно ли сказать что они гласные?
– Да, исследовав звуки, мы можем сказать, что они согласные и обозначаются буквой М.
– Произнесите: эм, эм, эм. Посмотрите на эту букву, попробуйте найти ее в алфавите и постарайтесь запомнить.
1) Игра “Назовите слова с нужным звуком”.
– Назовите слова со звуком [м], [м], слова которые обозначают вкусные вещи (малина, мороженое, мандарин).
2) Физкультминутка.
Все мы любим, встречать гостей и ходить в гости. Если пришел долгожданный гость, (то есть в его названии есть звук [м], [м], то мы делаем низким поклон. Если гость пришел без приглашения, мы приседаем (малина, носорог, мошка, тигр, муравьи, лев, шмель, волк, мед, моль).
3) Составление схем к словам Маша, Миша.
– Чем отличаются схемы этих слов? (В слове Маша – первый звук твердый согласный, в слове Миша – мягкий, в слове Маша – второй звук а, в слове Миша – и).
4) Обучение чтению прямого слога. Чтение слогов (по ленте букв). Буква а читаю твердо, буква я читаю мягко:
Ма я
О ё
У ю
Э е
Ы и
Чтение слогов по таблице и в учебнике.
ма – мя – мо – мё – мы – ми – мэ – ме – му – мю
ма – мо – ми – му – ми – мэ – мю – ме – мё – ма
мю – ми – мё – ме – мя
5) Работа в тетрадях “Грамота” с. 43.
Мы должны уметь делать записи, чтобы сравнивать свои результаты. И сегодня будем учиться писать печатную букву, заглавную и строчную.
Откройте тетради, найдите первую строку: расскажите о первой букве – заглавная, печатная буква м, вторая буква – строчная. Следующие письменные.
– Итак, смотрим из каких элементов состоит буква М?
– Давайте напишем ее в воздухе, обведите по пунктирным линиям и попробуйте написать 5 заглавных букв М.
– Чем отличается заглавная буква от строчной?
– Письмо слогов с буквой М.
6) Работа над развитием математического мышления:
Состав числа 8. Разложите фишки в две ладошки. У кого, сколько фишек в каждой ладошке?
Вычитание из числа 9. “Шаги” по числовой шкале.
IV.
Итог урока Рефлексия.– С чем познакомились, что нового узнали?
– Кто устал на уроке? Кому показалось, что прибавилось сил? Почему?
– Кому понравился урок?
– Нет ли в классе детей с именами и фамилиями на букву М?
– Им подарим букву М.
– Спасибо за урок! Сегодня вы мне понравились своей работой на уроке!
Литература
1. Журова Л.Е., Евдокимова А.О., Кочурова Е.Э., Рудницкая В.Н. Грамота: Учебник для учащихся 1 класса общеобразовательных учреждений/ Под редакцией Л.Е.Журовой – М.: Вентана – Граф, 2007
2. Безруких М.М., Кузнецова М.И., Кочерова Е.Э. Грамота: Рабочая тетрадь №2 для учащихся 1 класса общеобразовательных учреждений. – Вентана – Граф, 2007.