Методическое объединение учителей естественного цикла МОУ Чычымахская СОШ Таттинского улуса РС (Я) ставит целью своей педагогической работы достижение компетентностного уровня образования, обеспечивающего успешную самореализацию учащихся. Для достижения этой цели мы используем проектную деятельность. В нашей школе проектная деятельность как механизм организации сотрудничества с социумом целенаправленно внедряется с 2003 года. Были разработаны и реализованы совместные социальные проекты, объединяющие усилия педагогического коллектива, родителей, социальных партнеров школы для решения конкретных задач, значимых в социуме. Сегодня метод проектов в нашей школе является одним из приоритетных методов обучения и воспитания. Для этого созданы все организационные условия: работает экспертный совет, разработаны положения, проводятся конкурсы, продумана система стимулирования педагогов. МО учителей естественного цикла успешно реализовала несколько проектов. Приняли участие в республиканских, международных проектах. В последние годы изменились цели проведения проектов. Администрация школы объявила конкурс на проекты, развивающие компетентности участников проекта. При анализе предыдущих проектов выяснилось, что была не разработана система мониторинга результатов работы. Конечно, были подведены результаты, но они относятся к внешним результатам. Поэтому в 2008 – 2009 учебном году при планировании проекта мы постарались обратить внимание на отслеживание и оценку развития компетентностей участников проекта. Предлагаем вниманию проект “Земляне”, реализуемый в 2008– 2009 году.
Паспорт проекта
Цель практическая: интеграция деятельности учителей, учащихся и родителей в решении образовательных задач;
- Развитие интеллекта, кругозора учащихся;
- Формирование целостной картины мира у учащихся, систематизация знаний о природе Земли;
- Развитие познавательного интереса, мотивации к учебной деятельности.
- Актуальность: Проект актуален для учителей и для учащихся. Мы, учителя, недовольны результатом своей деятельности в том плане, что знания детей по предметам не целостны, разрозненны и поэтому недолговечны. У многих детей не сформированы внутренние мотивации к познавательной деятельности, к учебной деятельности. Ежедневно дети получают тонны готовой информации. Ученик лишь объект деятельности. Поэтому у них не развиты многие жизненно важные компетенции.
- Значимость: в ходе реализации проекта мы обязательно затрагиваем экологические проблемы нашего села, улуса, республики. Первый подпроект называется “О мегапроектах – школьникам”. В ходе реализации учащиеся постараются решить проблемы социально – экономического развития своей республики. Социальная значимость проекта достаточно высока. Проект также отвечает требованиям школы, как развивающей компетенции учителей и учащихся.
- Личностная ориентация: в проекте участвует каждый желающий, то есть по своему личному желанию. От учителей требуются все усилия, умения заинтересовать учащихся проектом. Проведение проекта требует много разнообразной работы и каждый участник может участвовать в каком – то интересном для него деле. Каждый участник получит свой результат на уровне своих усилий, возможностей и способностей.
- Воспитательный аспект: в ходе реализации проекта формируется разновозрастная творческая группа детей, при этом развивается чувство коллективизма. Развивается чувство патриотизма и гражданской ответственности за социальное благополучие в обществе.
- Краткое содержание проекта: проект предполагает проведение 6 интегрированных подпроектов:
Первый подпроект |
“О мегапроектах – школьникам” |
Ноябрь– декабрь |
Второй подпроект |
Земля – планета солнечной системы |
Январь |
Третий подпроект |
Вода на Земле |
Февраль |
Четвертый подпроект |
Развитие жизни на Земле |
Март |
Пятый подпроект |
Круговорот веществ и энергии на Земле |
Апрель |
Защита проектов |
Май |
|
Шестой подпроект |
Двухдневный летний молодежный лагерь |
Июль |
- Продукт проекта. В каждом подпроекте планируется свой продукт. Этот продукт уточняется в ходе работы над проектом:
“О мегапроектах – школьникам”
Участие команды школы на улусном, республиканском этапах.
Карта мегапроектов.
Презентация мегапроектов на электронном носителе.
Выступления детей.
Рисунки детей.
Земля – планета солнечной системы
Макет ?
Вода на Земле
Реферат ?
Развитие жизни на Земле
Геохронологическая таблица. Сайт “Машина времени”?
Круговорот веществ и энергии на Земле
Атлас?
Двухдневный летний молодежный лагерь
По плану
Этапы работы над проектом:
1 этап |
Проблема |
Постановка проблемы. Выдвижение путей решения проблемы |
1 неделя |
2 этап |
Планирование |
Планирование деятельности по реализации проекта |
|
3 этап |
Подготовка продукта |
Сбор информации |
2 – 3 недели |
4 этап |
Структурирование информации |
||
5 этап |
Изготовление продукта |
||
6 этап |
Оформление продукта |
||
7 этап |
Презентация |
Выбор формы презентации |
2 недели |
8 этап |
Подготовка презентации |
||
9 этап |
Презентация |
||
10 этап |
Самооценка и самоанализ |
Система мониторинга успешности проекта “Земляне”:
Принимая во внимание выявленную ранее проблему отсутствия системы мониторинга успешности, мы разработали критерии оценки качества проектной деятельности. Успешность реализации проекта зависит от четкости определенных критериев оценки качества совместной работы. Критерии рассматриваются как признак, на основании которого производится классификация изменений, произошедших во время исследования и оценка этих изменений. Показатель определяется как характеристика какого – либо аспекта критерия оценки качества. При таком подходе критерии и показатели соотносятся как общее и частное. Качество понимается как:
- соответствие стандарту, норме;
- обладание характеристиками полного соответствия стандарту, т.е. степени достижения желаемых результатов.
Качество проектной деятельности это не только результат на выходе, это и качество процесса работы, качество и цена средств достижения целей, качество условий проведения. Принципы изучения качества проектной работы:
- Понимание особенностей участников проекта;
- Опора на процесс взаимодействия;
- Доступность методов изучения;
- Объективность изучения;
- Сотрудничество субъектов при изучении качества проектной работы.
Основные направления исследования, нуждающиеся в оценке:
- Качество целей проектной работы;
- Качество условий проектной работы;
- Качество процесса взаимодействия участников проекта;
- Качество результатов проектной работы.
Критерии оценки качества целей проектной работы:
- Актуальность поставленных целей;
- Значимость целей для всех субъектов взаимодействия;
- Реальность целей.
Критерии оценки качества условий проектной работы:
- Единое целеполагание;
- Обеспеченность информацией;
- Правовое обеспечение;
- Кадровая обеспеченность;
- Структура;
- Материальная база;
- Стимулирование, поощрение участников.
Критерии оценки качества процесса проектной работы:
- Информированность;
- Образование в ходе проекта;
- Исследовательская работа учащихся, педагогов;
- Общение;
- Сотрудничество.
Критерии оценки результатов взаимодействия:
- Творчество;
- Мотивация, интерес;
- Удовлетворенность школьной жизнью;
- Социальная активность, инициативность;
- Образованность.
Объектом проектной деятельности является компетенции учащихся, учителей и родителей. "Словарь иностранных слов" раскрывает понятие "компетентный" как обладающий компетенцией, знающий, сведущий в определенной области. А компетентность есть "обладание знаниями, помогающими судить о чем – либо".
Компетенции позволяют:
– изучать (уметь решать проблемы, самостоятельно заниматься своим обучением, извлекать пользу из опыта, организовывать взаимосвязь своих знаний и упорядочивать их);
– искать (запрашивать различные базы данных, консультироваться у экспертов, получать и обрабатывать информацию);
– думать (организовывать взаимосвязь прошлых и настоящих событий, критически относиться к тому или иному аспекту развития общества, уметь противостоять неуверенности и сложности, занимать позицию в дискуссии и формировать свое мнение, оценивать);
– приниматься за дело (включаться в проект; нести ответственность; уметь организовать свою работу);
– адаптироваться (умение использовать новые технологии и коммуникации, находить новое решение).
Следующим шагом планирования является разработка системы мониторинга и анализа успешности реализации проекта, т. е. развития компетентности участников проекта. После изучения литературы мы выбрали следующие направления мониторинга:
1. Проектная деятельность по своей сути является творческим процессом и может быть фактором развития творческих способностей всех участников проекта. Критерии и уровни развития творческих способностей в ходе проектной деятельности в литературе широко не освещены.
Основными критериями сформированности творческих способностей учащихся старших классов являются: уровень интеллектуального развития и характер познавательной деятельности старшеклассников, технологическая готовность, творческая активность и уровень самостоятельности, интеллектуальная саморегуляция, мотивация и эмоционально-ценностное отношение. Из всего этого мы можем выбрать для мониторинга и наблюдения 5 пунктов:
- технологическую готовность (не знает технологию, знает, но не использовал, умеет, имеет навык);
- творческую активность (работа по образцу, продукт отличается от других в частностях, продукт совершенно оригинален);
- уровень самостоятельности (не уверен в себе, работает по образцу, инициативность);
- мотивацию (мотивация не выражена, внешняя мотивация, внутренняя мотивация);
- эмоционально-ценностное отношение к работе (не понравилось, безразличное, очень понравилось).
2. Формирование творческих способностей осуществляется только в процессе коммуникации. Необходимо вовлечь учащихся в систематическую совместную творческую деятельность на основе личностно – деятельностного взаимодействия, ориентированную на познание, создание, преобразование, использование в новом качестве объектов материальной и духовной культуры, обязательным результатом которой должно быть получение творческого продукта. Таким образом, мониторингу подлежит развитие коммуникативных компетенций участников проекта. Развитие коммуникативной компетенции – процесс длительный и непрерывный.
Так как участниками проекта предполагаются учащиеся старших классов, то мы можем критериями для мониторинга выбрать следующие умения:
- обобщать, систематизировать факты, знания;
- выделять существенную информацию;
- делать самостоятельные устные сообщения;
- общаться с одним или несколькими собеседниками в различных речевых ситуациях, выражая свое отношение к излагаемым фактам и давая им оценку;
- делать публичные сообщения.
Из-за сложности анализируемого материала мы не ставим целью углубленно изучать развитие данных умений, будем отмечать деятельность учащихся с использованием данных умений. Для этого разработан лист мониторинга деятельности участников проекта.
3. В ходе проекта планируется работа участников проекта с информацией. Материалом и продуктом проекта является информация. Поэтому необходимо уделить внимание формированию следующих навыков учащихся и учителей:
- пользоваться различными видами справочных материалов, извлекая информацию из различного вида источников по конкретной теме;
- делать выводы на основе получаемой информации, выражая при этом свое отношение к фактам, явлениям, событиям;
- самостоятельно разработать творческий информационный продукт и представить перед публикой.
Мониторинг проводится в 3 этапа:
1 этап: Анкетирование с целью получения вводных данных до начала реализации проекта. Анализ итогов анкетирования. Анкета разработана (Приложение 1);
2 этап: Наблюдение и самоанализ в начале практической реализации проекта с целью выявления исходного уровня творческих, коммуникативных и информационных компетенций участников проекта. Разработан лист наблюдения и самооценки участника проекта (Приложение 2);
3 этап: Анализ результатов проекта и самоанализ участников проекта в конце проектной деятельности с целью выявления успешности проекта. По листу наблюдения и самооценки участника проекта.