Открытый урок с элементами интеграции(математика+биология) для 6-го класса по теме "Биоматика. Решение уравнений"

Разделы: Математика


ТИП УРОКА: урок закрепления и отработки навыков решения уравнений.

ЦЕЛИ УРОКА:

  • отработка навыков решения уравнений, тренировка внимания, памяти,
  • расширение кругозора учащихся, воспитание силы воли и целеустремлённости при решении сложных заданий, воспитание духа коллективизма и взаимовыручки.

ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедийный проектор, презентация, плакат с изображением солнца, иллюстрации.

ХОД УРОКА

Природа формулирует свои законы языком математики.

Г. Галилей.

Презентация

СЛАЙДЫ 1, 2

Учитель: “Ребята, мы отправляемся с вами в увлекательное путешествие в мир живой природы Кубани. Деревья и цветы, птицы и звери не только радуют глаз и  веселят душу, но и лечат человека, принося ему огромную пользу”. Во время устной разминки 3 ученика работают у доски по разноуровневым карточкам (см. Приложение 1).

I. УСТНАЯ РАЗМИНКА

На экран проецируются СЛАЙДЫ 3, 4, 5:

На доске прикреплён плакат с изображением солнечных часов.

Решая примеры для устного счёта, учащиеся прикрепляют изображения с растениями магнитами к солнечным часам, показывая, какие растения просыпаются или засыпают в вычисленный момент времени.

На экран проецируется СЛАЙД 6:

Учитель проводит фронтальный опрос по основным определениям и свойствам, связанным с понятием УРАВНЕНИЕ.

Учитель проводит устную разминку по решению простейших уравнений.

СЛАЙД 7:

Комментарии учителя: ”Узнав корень уравнения в задании №2, мы отгадаем с вами,   какое животное занесено в Красную книгу Кубани и Красную книгу России”.

СЛАЙД 8:

Перевязка – зверёк с длинным, гибким туловищем (до 35 см), внешне похожий на хорька.

На затылке 3 полосы желтовато-серого цвета. Питается мышевидными  грызунами. Активна в сумеречное и ночное время. В Краснодарском крае   распространена в степной зоне вдоль северных границ.

II. ПРОВЕРКА РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ ПО КАРТОЧКАМ.

КАРТОЧКА №1: Самшит колхидский.

Учитель: “Ребята, что вы знаете о данном растении?”

- Это вечнозелёное дерево высотой 15-18 м с прямым стволом. Листья тёмно-зелёные, лоснящиеся, снизу беловатые, длиной 2-3 см. Сейчас он культивируется как декоративное растение. Его выращивают и как комнатное растение , и используют при озеленении городов. Самшит обладает прекрасной плотной, тяжёлой, матово-жёлтой древесиной, похожей на кость. Из неё делают множество резных и токарных изделий, включая духовые инструменты, шкатулки, гребни, вилки.

КАРТОЧКА №2: Ландыш.

Учитель: “Ребята, что вы знаете о данном растении?”

- Это цветок мая. Одни говорят, что слово “ландыш” произошло от ставропольского “ланье ушко”: длинные листья ландыша похожи на уши лани. Другие утверждают, что название этого растения произошло от слова “ладан”. И правда, запах его прекрасен. А научное название ландыша в переводе с латинского – “лилия долин, цветущая в мае”. Препараты из ландыша широко применяются при лечении сердечных заболеваний.

КАРТОЧКА №3: Крапива.

Учитель: “Ребята, что вы знаете о данном растении?”

- Это травянистое растение, его часто используют в медицине и косметологии. В листьях крапивы содержатся аскорбиновая кислота, каротин, витамин К, дубильные вещества, муравьиная кислота. Водный настой листьев и жидкий экстракт применяют как кровоостанавливающее средство, экстракт крапивы входит в состав лекарства для лечения хронического гепатита.

III. РАБОТА С КЛАССОМ.

СЛАЙД 9:

Учитель: “Ребята, нам предстоит решить 7 уравнений. Если полученные числа расставить в порядке возрастания, мы получим название удивительного растения”.

(К доске вызываются для решения уравнений сначала 3 человека, затем 4 человека. Ученикам за партами предлагается решить по 3 любых уравнения на оценку).

Цикорий можно увидеть растущим даже на обочинах дорог и пустырях нашего города. Цикорий просыпается на рассвете и раскрывает навстречу солнцу свои голубые лепестки – и вот уже весь цветок будто кусочек неба. Красив цикорий, а для букета не очень-то годится. Но его цветки помогают нам узнавать время и погоду (цикорий “засыпает” после полудня, а если его цветки закрыты с утра – жди дождя). Из его корней изготавливают порошок, который добавляют в кофе. Это растение помогает людям, больным сахарным диабетом, поэтому его выращивают и специально. Плантация цикория выглядит как лазоревое море!

IV. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ВИДЕ ТЕСТА

На экран проецируется СЛАЙД 10:

Вариант 1

Вариант 2

Вариант 3

Вариант 4

Решите уравнение:

Какое из перечисленных животных – редкая рыба?

3(5-х)+13=4(3х-8)

а) Скопа: 0,5

б) Чеграва: -4

в) Минога: 4

Какое из перечисленных растений не растёт в Краснодарском крае?

4(3-х)-11=-7(2х-5)

а) Ель: 4

б) Лиственница: 3,4

в) Сосна: -3,4

Какое дерево служит символом экологического движения России?

-3(х-2)+4(1+2х)=10,3+

+20х

а) Лиственница: -50

б) Берёза: -0,012

в) Сосна: 0,492

Какое из перечисленных животных не обитает в Краснодарском крае?

-4(1+2х)+3(х-2)=

=-10,3-20х

а) Цуриката: -0,02

б) Стенолаз: 0,2

в) Серна: -2,93

Учитель: “Ребята, а теперь поменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проведите самопроверку”.

1 Вариант – корень уравнения х = 4.

Минога – тело червеобразное, голое, позади головы с каждой стороны по 7 жаберных отверстий. Развитие с превращением: вначале  развиваются личинки, называемые пескоройками, у которых глаза скрыты под кожей. Пескоройки несколько лет живут в иле, после чего превращаются во взрослых миног. Масса до 11 г, длина тела до 16 см. Распространены в реке Кубань и её притоках.

2 Вариант – корень уравнения х = 3,4.

Лиственница – дерево, 35 – 40 м высотой, живёт 200 – 400 лет. Хвоинки  лиственницы мягкие, собраны по 20-40 штук. Ежегодно осенью   лиственница сбрасывает хвою, как листопадное дерево. У  лиственницы древесина очень тяжёлая – тонет в воде,  долговечная, красивая, розового или светло-коричневого оттенка,  но труднообрабатываемая из-за твёрдости.

3 Вариант – корень уравнения х = -0,012.

Берёза – белоствольная, с развевающимися по ветру зелёными кудрями. В  старину у славянских народов весной чествовали “берёзоньку  кудрявую”, украшали разноцветными лентами и водили вокруг  неё хороводы. У берёзы добывают сладкий сок, древесину  используют в мебельном производстве. Сухой перегонкой из неё   получают уксусную кислоту, а из бересты – дёготь и сажу для  краски. В медицине используют почки, листья, кору, древесину,   берёзовый сок.

4 Вариант – корень уравнения х = -0,02.

Цуриката – внешне похожа на суслика. Весит до 900 г, туловище до 30 см,  является хищником. Ест преимущественно мелкую живность:   насекомых, пауков, змей, птиц и их яйца, а также корни, клубни,  побеги и плоды различных растений. Обитает в Южной Африке в полупустынях и сухих саваннах.

V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.

СЛАЙД 11:

VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Придумать математическую сказку с использованием названий растений и животных, с которыми вы познакомились на уроке.