ТИП УРОКА: урок закрепления и отработки навыков решения уравнений.
ЦЕЛИ УРОКА:
- отработка навыков решения уравнений, тренировка внимания, памяти,
- расширение кругозора учащихся, воспитание силы воли и целеустремлённости при решении сложных заданий, воспитание духа коллективизма и взаимовыручки.
ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедийный проектор, презентация, плакат с изображением солнца, иллюстрации.
ХОД УРОКА
Природа формулирует свои законы языком математики.
Г. Галилей.
СЛАЙДЫ 1, 2
Учитель: “Ребята, мы отправляемся с вами в увлекательное путешествие в мир живой природы Кубани. Деревья и цветы, птицы и звери не только радуют глаз и веселят душу, но и лечат человека, принося ему огромную пользу”. Во время устной разминки 3 ученика работают у доски по разноуровневым карточкам (см. Приложение 1).
I. УСТНАЯ РАЗМИНКАНа экран проецируются СЛАЙДЫ 3, 4, 5:
На доске прикреплён плакат с изображением солнечных часов.
Решая примеры для устного счёта, учащиеся прикрепляют изображения с растениями магнитами к солнечным часам, показывая, какие растения просыпаются или засыпают в вычисленный момент времени.
На экран проецируется СЛАЙД 6:
Учитель проводит фронтальный опрос по основным определениям и свойствам, связанным с понятием УРАВНЕНИЕ.
Учитель проводит устную разминку по решению простейших уравнений.
СЛАЙД 7:
Комментарии учителя: ”Узнав корень уравнения в задании №2, мы отгадаем с вами, какое животное занесено в Красную книгу Кубани и Красную книгу России”.
СЛАЙД 8:
Перевязка – зверёк с длинным, гибким туловищем (до 35 см), внешне похожий на хорька.
На затылке 3 полосы желтовато-серого цвета. Питается мышевидными грызунами. Активна в сумеречное и ночное время. В Краснодарском крае распространена в степной зоне вдоль северных границ.
II. ПРОВЕРКА РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ ПО КАРТОЧКАМ
.КАРТОЧКА №1: Самшит колхидский.
Учитель: “Ребята, что вы знаете о данном растении?”
- Это вечнозелёное дерево высотой 15-18 м с прямым стволом. Листья тёмно-зелёные, лоснящиеся, снизу беловатые, длиной 2-3 см. Сейчас он культивируется как декоративное растение. Его выращивают и как комнатное растение , и используют при озеленении городов. Самшит обладает прекрасной плотной, тяжёлой, матово-жёлтой древесиной, похожей на кость. Из неё делают множество резных и токарных изделий, включая духовые инструменты, шкатулки, гребни, вилки.
КАРТОЧКА №2: Ландыш.
Учитель: “Ребята, что вы знаете о данном растении?”
- Это цветок мая. Одни говорят, что слово “ландыш” произошло от ставропольского “ланье ушко”: длинные листья ландыша похожи на уши лани. Другие утверждают, что название этого растения произошло от слова “ладан”. И правда, запах его прекрасен. А научное название ландыша в переводе с латинского – “лилия долин, цветущая в мае”. Препараты из ландыша широко применяются при лечении сердечных заболеваний.
КАРТОЧКА №3: Крапива.
Учитель: “Ребята, что вы знаете о данном растении?”
- Это травянистое растение, его часто используют в медицине и косметологии. В листьях крапивы содержатся аскорбиновая кислота, каротин, витамин К, дубильные вещества, муравьиная кислота. Водный настой листьев и жидкий экстракт применяют как кровоостанавливающее средство, экстракт крапивы входит в состав лекарства для лечения хронического гепатита.
III. РАБОТА С КЛАССОМ.
СЛАЙД 9:
Учитель: “Ребята, нам предстоит решить 7 уравнений. Если полученные числа расставить в порядке возрастания, мы получим название удивительного растения”.
(К доске вызываются для решения уравнений сначала 3 человека, затем 4 человека. Ученикам за партами предлагается решить по 3 любых уравнения на оценку).
Цикорий можно увидеть растущим даже на обочинах дорог и пустырях нашего города. Цикорий просыпается на рассвете и раскрывает навстречу солнцу свои голубые лепестки – и вот уже весь цветок будто кусочек неба. Красив цикорий, а для букета не очень-то годится. Но его цветки помогают нам узнавать время и погоду (цикорий “засыпает” после полудня, а если его цветки закрыты с утра – жди дождя). Из его корней изготавливают порошок, который добавляют в кофе. Это растение помогает людям, больным сахарным диабетом, поэтому его выращивают и специально. Плантация цикория выглядит как лазоревое море!
IV. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ВИДЕ ТЕСТА
На экран проецируется СЛАЙД 10:
Вариант 1 |
Вариант 2 |
Вариант 3 |
Вариант 4 |
Решите уравнение: |
|||
Какое из перечисленных животных –
редкая рыба? 3(5-х)+13=4(3х-8) а) Скопа: 0,5 б) Чеграва: -4 в) Минога: 4 |
Какое из перечисленных растений не
растёт в Краснодарском крае? 4(3-х)-11=-7(2х-5) а) Ель: 4 б) Лиственница: 3,4 в) Сосна: -3,4 |
Какое дерево служит символом
экологического движения России? -3(х-2)+4(1+2х)=10,3+ +20х а) Лиственница: -50 б) Берёза: -0,012 в) Сосна: 0,492 |
Какое из перечисленных животных не
обитает в Краснодарском крае? -4(1+2х)+3(х-2)= =-10,3-20х а) Цуриката: -0,02 б) Стенолаз: 0,2 в) Серна: -2,93 |
Учитель: “Ребята, а теперь поменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проведите самопроверку”.
1 Вариант – корень уравнения х = 4.
Минога – тело червеобразное, голое, позади головы с каждой стороны по 7 жаберных отверстий. Развитие с превращением: вначале развиваются личинки, называемые пескоройками, у которых глаза скрыты под кожей. Пескоройки несколько лет живут в иле, после чего превращаются во взрослых миног. Масса до 11 г, длина тела до 16 см. Распространены в реке Кубань и её притоках.
2 Вариант – корень уравнения х = 3,4.
Лиственница – дерево, 35 – 40 м высотой, живёт 200 – 400 лет. Хвоинки лиственницы мягкие, собраны по 20-40 штук. Ежегодно осенью лиственница сбрасывает хвою, как листопадное дерево. У лиственницы древесина очень тяжёлая – тонет в воде, долговечная, красивая, розового или светло-коричневого оттенка, но труднообрабатываемая из-за твёрдости.
3 Вариант – корень уравнения х = -0,012.
Берёза – белоствольная, с развевающимися по ветру зелёными кудрями. В старину у славянских народов весной чествовали “берёзоньку кудрявую”, украшали разноцветными лентами и водили вокруг неё хороводы. У берёзы добывают сладкий сок, древесину используют в мебельном производстве. Сухой перегонкой из неё получают уксусную кислоту, а из бересты – дёготь и сажу для краски. В медицине используют почки, листья, кору, древесину, берёзовый сок.
4 Вариант – корень уравнения х = -0,02.
Цуриката – внешне похожа на суслика. Весит до 900 г, туловище до 30 см, является хищником. Ест преимущественно мелкую живность: насекомых, пауков, змей, птиц и их яйца, а также корни, клубни, побеги и плоды различных растений. Обитает в Южной Африке в полупустынях и сухих саваннах.
V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.
СЛАЙД 11:
VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Придумать математическую сказку с использованием названий растений и животных, с которыми вы познакомились на уроке.