Цели урока: познакомить с басней И.А.Крылова “Стрекоза и Муравей”; развивать творческие способности детей – учить читать басню по ролям; находить главную мысль, мораль; подбирать пословицы; учить работе в паре постоянного состава и в группе.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
-Проверим, как вы выучили басню И.А.Крылова “Лебедь, Рак и Щука”. Работать будем в парах постоянного состава. Сейчас каждый из вас выступит в роли и учителя и ученика. Договоритесь между собой, кто первым будет читать басню наизусть, а кто будет проверять. Затем поменяетесь ролями. На доске записаны параметры, на которые вы должны обратить внимание при оценивании ответа вашего напарника.
Доска:
- Знание текста.
- Правильная постановка ударения.
- Соблюдение пауз.
- Темп.
- Эмоциональность.
(Идет работа в парах. Ученики по очереди читают наизусть басню, оценивают ответы. После работы в парах, несколько учеников читают басню у доски).
3. Работа по теме.
– Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством И.А.Крылова. более двухсот басен было написано Крыловым. В 1855 году в Летнем саду Петербурга был установлен памятник этому замечательному баснописцу. Этот памятник был сооружен на деньги, которые собрали по всей России. Как вы думаете, почему народ так высоко ценил память о великом баснописце?
– Давайте вспомним, что такое Басня?
(Ученики вспоминают, что басня-это короткие, чаще всего стихотворные рассказы, где вместо людей действуют звери, птицы, деревья, вещи; рассказывается об их жизни).
– Познакомиться с новой басней Крылова– значит узнать что-то новое и важное о себе и людях. Сегодня мы познакомимся с еще одной басней И.А.Крылова “Стрекоза и Муравей”.
4. Знакомство с басней.
– О чем и о ком эта басня? Кто из героев басни тебе понравился и почему?
- Чтение басни учениками. Работа в группах по плану. (В каждой группе есть ответственный, который получает план работы, по которому ученики будут работать в группе).
План работы по басне И.А.Крылова “Стрекоза и Муравей”
- Откройте учебник на странице 106.
- Прочитай басню.
- Ответь на вопросы к басне. Обсуди ответы в группе.
– Объясни значение слов “удручена”, “мурава”.
– Что делала Стрекоза все лето?
– Что делал Муравей все лето?
– Почему Стрекоза обратилась за помощью к Муравью?
– Что спросил у нее Муравей?
– Что ответила ему стрекоза?
– Почему Муравей отказался помочь Стрекозе?
4. Выскажи своими словами главную мысль басни.
5. Прими участие в общеклассной беседе.
- Сопоставление басен Крылова “Стрекоза и Муравей” и басни Л.Н.Толстого “Стрекоза и муравьи”.
– У знаменитого русского писателя Л.Н.Толстого есть басня, которая называется “Стрекоза и Муравьи”. Послушайте ее. (Учитель читает басню Л.Н. Толстого).
Осенью у Муравьев подмокла пшеница; они ее сушили. Голодная Стрекоза попросила у них корму. Муравьи сказали: “Что же ты летом не собрала корму?”.
Она сказала: “Недосуг было: песни пела.” Они засмеялись и говорят: “Если летом играла, зимой попляши”.
– Что общего в этих баснях?
– Чем отличаются герои басен о которых писал Крылов и Толстой?
5. Особенности стиля автора.
– Как вы понимаете выражения, записанные на доске? Прочитайте сначала выражения из правого столбика, а потом из левого.
Доска:
Зима катит в глаза. В мягких муравах у нас. |
Неожиданно наступила зима. В мягкой траве у нас. |
– Какие из этих выражений вам нравятся больше и почему?
6. Смысл басни Крылова, ее мораль.
– Крылов написал эту басню не ради стрекоз и муравьев. Объясните, что осуждается в этой басне? (Беспечность, лень, черствость, эгоизм).
– В каких строках заключена мораль басни? Как вы ее понимаете?
– Какие пословицы лучше всего выражают главную мысль басни? Почему?
(Пословицы записаны на доске)
Лето пролежишь, зимой с сумой побежишь.
Делу – время, потехе – час.
Много захочешь, последнее потеряешь.
7. Чтение басни по ролям.
- Подготовка к чтению по ролям.
– Сколько действующих лиц в этой басне.
– Если поставить ее на сцене театра, как спектакль, чьи слова пропадут для зрителей?
– Как надо читать слова Стрекозы и Муравья, чтобы зрители в театре поняли, что хотел сказать автор?
- Чтение басни в паре с пропуском слов автора.
- Чтение по ролям 2-3 раза.
8. Итог урока.
– С какой басней мы сегодня познакомились?
– В чем заключается мораль басни?
– Какие недостатки людей высмеиваются в этой басне?
– Какие пословицы к ней подходят?
9. Домашнее задание.
Выучить наизусть басню. Нарисовать одного из героев.