Тема: Образ Солнца в культуре коренных народов Урала
Возраст: 4-6 класс.
Цель: Создание условий для социокультурного наполнения категории «Родные образы».
Задачи:
- Воспитание сопричастности к родной природе, к нашим истокам.
- Ознакомление с традициями изображений образов природы в декоративном искусстве.
- Формирование мотивации на творческую деятельность.
- Развитие коммуникативных навыков.
Оборудование: выставка декоративных работ учащихся, альбомы с иллюстрациями, образцы орнаментов, диски с мультимедийными презентациями, музыкальные диски, видеофильмы.
ТСО: компьютер, экран, музыкальный центр.
Материалы и инструменты: альбомные листы, карандаши, цветная бумага, ножницы, клей, ватман, фломастеры.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Присоединение к теме
Звуковой ряд: этническая музыка.
Видеоряд: картины родной природы.
– Здравствуйте, дорогие ребята!
«Смотрю на бесконечную юношескую удаль – и забываюсь,
Дивлюсь вечным девичьим весельем – и забываюсь.
Нить золотого ума роняю где-то в воду.
И тело свое звериное
Роняю где-то в тайге.
И весь превращаюсь в дух,
В добрый дух тайги!
Где я? Сам не знаю!»
(Из вогульского фольклора)
– Дорогие ребята, сейчас вы увидели красоту природы родного края, услышали удивительные звуки, рожденные душой древнего народа, и ощутили запах леса и дымка от далекого жилища наших предков – вогулов.
II. Ресурсный круг
– Вспомните о своей недавней прогулке по
весеннему лесу…
– Что вы чувствуете, когда бываете наедине с
природой? Почему природа так сильно влияет на
нас?
– Она живая….
– А что оживляет её?
– Солнце …
– Чем является для нас Солнце?
– Источником жизни и тепла…
– Это Свет…Добро…Любовь…
Видеоряд: фрагмент из фильма «Пятый элемент» Люка Бессона.
– Вы обратили внимание, что в природе всё
гармонично? Солнце греет, Земля – принимает, Вода
– питает, Ветер несет перемены. А что, по-вашему,
является самым главным объединяющим элементом?
– Любовь…Человека к природе, человека к
человеку…
Микрокосмос – это свой мир у каждого из нас, у
всех народов, у каждой пылинки и травинки – этот
ценный мир надо уметь сберечь. Вслушайтесь в
слова: «сберечь», «оберегать…» Оберегающие
знаки были издревле у всех народов.
III. Развитие темы
Видеоряд:
- Коренные жители Урала и их жилище (Приложение 1).
- Фотографии работ учащихся по теме «Колыбель родного края» (Приложение 2).
- Солярные знаки.
- Вещи, украшенные узорами.
- Элементы орнаментов (Приложение 3).
Свои понятия о мире и природе человек изображал
разными знаками в виде орнаментов. Это и служило
оберегом. Прямая горизонтальная линия - Земля,
волнистая горизонтальная – Вода, вертикальная
обозначала Дождь, а Огонь и Солнце – крест.
Образ Солнца занимает одно из главных мест в
представлении человека о мире. Солнце в виде
круглых розеток, ромбов, колец изображалось на
одежде, предметах обихода, культовых вещах.
Традиционная колористика вогульских орнаментов
– красный, синий, черный, желтый, коричневый.
Давайте продолжим традиции наших предков и
привнесём эти образы в наш современный мир.
IV. Индивидуальная работа
Звуковой ряд: звучит фоном музыка
«Звуки природы».
Задание: Используя известные древние
элементы, придумайте, нарисуйте и вырежьте свой
Солярный знак – образ Солнца (цветная бумага,
карандаш) <Рис. 1, 2>.
Рис. 1
Рис. 2
V. Работа в группах
Задание: Внимательно рассмотрите работы друг друга, найдите совпадения и отличия. Придите к согласию. Соедините элементы ваших знаков в единый знак Солнца в виде коллажа, используя для работы ножницы и клей.
VI. Оформление выставки работ учащихся
В классе на подготовленных планшетах размещаем работы учащихся.
VII. Рефлексия
– Пусть каждый скажет, какие получились наши
солнышки?
– Дайте им имена.
– Солнышко-Добро, Солнышко-Любовь,
Солнышко-Жизнь…
– В чем вы видите значимость нашей работы?
– Мы любим родную природу, а она оберегает нас.
VIII. Итог урока
– Давайте перенесём нашу выставку (в фойе) и подарим её всем гимназистам, родителям, педагогам. Поделимся своим теплом, добротой, Любовью, Радостью...