Разработка урока "Образ Солнца в культуре коренных народов Урала"

Разделы: Внеклассная работа, МХК и ИЗО


Тема: Образ Солнца в культуре коренных народов Урала

Возраст: 4-6 класс.

Цель: Создание условий для социокультурного наполнения категории «Родные образы».

Задачи:

  • Воспитание сопричастности к родной природе, к нашим истокам.
  • Ознакомление с традициями изображений образов природы в декоративном искусстве.
  • Формирование мотивации на творческую деятельность.
  • Развитие коммуникативных навыков.

Оборудование: выставка декоративных работ учащихся, альбомы с иллюстрациями, образцы орнаментов, диски с мультимедийными презентациями, музыкальные диски, видеофильмы.

ТСО: компьютер, экран, музыкальный центр.

Материалы и инструменты: альбомные листы, карандаши, цветная бумага, ножницы, клей, ватман, фломастеры.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Присоединение к теме

Звуковой ряд:  этническая музыка.
Видеоряд: картины родной природы.

– Здравствуйте, дорогие ребята!

«Смотрю на бесконечную юношескую удаль – и забываюсь,
Дивлюсь вечным девичьим весельем – и забываюсь.
Нить золотого ума роняю где-то в воду.
И тело свое звериное
Роняю где-то в тайге.
И весь превращаюсь в дух,
В добрый дух тайги!
Где я? Сам не знаю!»

(Из вогульского фольклора)

– Дорогие ребята, сейчас вы увидели красоту природы родного края, услышали удивительные звуки, рожденные душой древнего народа, и ощутили запах леса и дымка от далекого жилища наших предков – вогулов.

II. Ресурсный круг

– Вспомните о своей недавней прогулке по весеннему лесу…
– Что вы чувствуете, когда бываете наедине с природой? Почему природа так сильно влияет на нас?
– Она живая….
– А что оживляет её?
– Солнце …
– Чем является для нас Солнце?
– Источником жизни и тепла…
– Это Свет…Добро…Любовь…

Видеоряд: фрагмент из фильма «Пятый элемент» Люка Бессона.

– Вы обратили внимание, что в природе всё гармонично? Солнце греет, Земля – принимает, Вода – питает, Ветер несет перемены. А что, по-вашему, является самым главным объединяющим элементом?
– Любовь…Человека к природе, человека к человеку…
Микрокосмос – это свой мир у каждого из нас, у всех народов, у каждой пылинки и травинки – этот ценный мир надо уметь сберечь. Вслушайтесь в слова: «сберечь», «оберегать…» Оберегающие знаки были издревле у всех народов.

III. Развитие темы

Видеоряд:

  • Коренные жители Урала и их жилище (Приложение 1).
  • Фотографии  работ учащихся по теме «Колыбель родного края» (Приложение 2).
  • Солярные знаки.
  • Вещи, украшенные узорами.
  • Элементы орнаментов (Приложение 3).

Свои понятия о мире и природе человек изображал разными знаками в виде орнаментов. Это и служило оберегом. Прямая горизонтальная линия - Земля, волнистая горизонтальная – Вода, вертикальная обозначала Дождь, а Огонь и Солнце – крест.
Образ Солнца занимает одно из главных мест в представлении человека о мире. Солнце в виде круглых розеток, ромбов, колец изображалось на одежде, предметах обихода, культовых вещах. Традиционная колористика вогульских орнаментов – красный, синий, черный, желтый, коричневый.
Давайте продолжим традиции наших предков и привнесём эти образы в наш современный мир.

IV. Индивидуальная работа

Звуковой ряд:  звучит фоном музыка «Звуки природы».
Задание: Используя известные древние элементы, придумайте, нарисуйте и вырежьте свой Солярный знак – образ Солнца (цветная бумага, карандаш) <Рис. 1, 2>.

 Рис. 1

Рис. 1

Рис. 2

Рис. 2

V. Работа в группах

Задание: Внимательно рассмотрите работы друг друга, найдите совпадения и отличия.  Придите к согласию. Соедините элементы ваших знаков в единый знак Солнца в виде коллажа,  используя для работы ножницы и клей.

VI. Оформление выставки работ учащихся

В классе на подготовленных планшетах размещаем работы учащихся.

VII. Рефлексия

– Пусть каждый скажет, какие получились наши солнышки?
– Дайте им имена.
– Солнышко-Добро, Солнышко-Любовь, Солнышко-Жизнь…
– В чем вы видите значимость нашей работы?
– Мы любим родную природу, а она оберегает нас.

VIII. Итог урока

– Давайте перенесём  нашу выставку (в фойе) и подарим её всем гимназистам, родителям, педагогам. Поделимся своим теплом, добротой, Любовью, Радостью...