Пояснительная записка
Общие сведения об объединении «Английский
малышам»
Обучение ведется в группе «Ромашки» в
прогимназии «Сказка».
В объединении насчитывается 20
человек.
Возраст детей: 4-7 лет. Группы
разновозрастные. Это связано со спецификой
прогимназии «Сказка», которая работает по
программе «Золотой ключик»,
Общее количество занятий: 97.
Количество часов в неделю: 12 ч.
Регулярность проведения занятий: 3 раза
в неделю.
Продолжительность: от 25 до 30 минут.
Место проведения занятий: кабинет
английского языка.
Общие сведения о программе
Опираясь на принципы развивающего обучения и
воспитания детей по программе учреждения
«Золотой ключик», научным руководителем которой
является доктор психологических наук
Г.Г.Кравцов, мы разработали авторскую программу
«Английский малышам». Данная
программа по содержательной, тематической
направленности является
социально-педагогической; по функциональному
предназначению – учебно-познавательной, по
форме организации – групповой, по времени
реализации – годичной.
Построение дошкольного образования по программе
«Золотой ключик» нацелено на достижение
органического единства условий, обеспечивающих
детям максимально полное, соответствующее
возрасту развитие и одновременно полное
эмоциональное благополучие и счастливую жизнь
каждого ребенка.
Содержание программы нацелено на формирование
культуры творческой личности, на приобщение
учащихся к культуре, традициям англичан,
расширяет представления учащихся о стране
изучаемого языка, знакомит с английскими стихами
и песнями, играми, в которые играют их зарубежные
сверстники.
Актуальность
В связи с возрастающей учебной нагрузкой в детском саду, с одной стороны, и заинтересованностью родителей в изучении их детьми английского языка с другой, а также исходя из заботы о здоровье ребенка, появилась необходимость в создании программы обучения английскому языку в раннем возрасте, которая позволит развить и сохранить интерес и мотивацию к изучению иностранных языков и не нанесет, в связи с изучением нескольких предметов в течение всего учебного года до поступления в школу, вреда здоровью детей. Актуальность данной программы обусловлена также ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт, когда пойдут в школу. К тому моменту у них будет сформировано главное – интерес к дальнейшему изучению английского языка, накоплен определенный объем знаний, что значительно облегчит освоение любой программы обучения английскому языку в начальной школе.
Проблемность
Проблема раннего обучения заключается в необходимости изыскивать резервы в организации обучения, чтобы не упустить и воспользоваться преимуществами сензитивного периода усвоения иностранного языка в дошкольном возрасте. Экспериментальные исследования указывают на то, что после 9 лет у ребенка частично утрачивается гибкость речевого механизма. Оптимальный возраст для начала обучения – 4 года. Данный возраст наиболее благоприятен для овладения иностранными языками в силу ряда психологических особенностей, характерных для ребенка-дошкольника, а именно интенсивное формирование познавательных способностей, быстрое и легкое запоминание языковой информации – импритинга, особая чуткость к явлениям языка, способность к имитации.
Однако практика показывает, что процесс обучения английскому языку дошкольников не принес еще должных результатов в силу разных причин, среди которых выделим следующие:
- Нерешенность организационных вопросов (нет преемственности между детским садом и школой. Во многих школах обучение языку начинается только со 2 класса);
- Отсутствие должного методического обеспечения (нет общепринятых теоретических положений, на которых должна основываться вся система обучения);
- Предлагаемые методики не учитывают всех объективно существующих факторов и условий реального процесса обучения;
- Нехватка специально подготовленных кадров. Педагоги недостаточно владеют знаниями о возрастных особенностях своих воспитанников, зачастую превращают занятие с детьми в обычный урок с недостаточным количеством игр, песен, и.т.д. В результате чего дети быстро теряют интерес к языку.
Работая по программе «Английский малышам», мы прививаем детям любовь к изучению английского языка. При разработке программы учитывались возрастные особенности детей дошкольного возраста, специфика дошкольного учебного заведения. Постоянно ведется поиск новых, интересных методов и приемов групповой и индивидуальной работы с детьми дошкольного возраста.
Новизна
Основу всей жизнедеятельности учреждения и педагогического процесса задает специальная система событий, проживаемых детьми вместе со взрослыми по семейному принципу, которая позволяет пробудить детскую инициативу и ввести детей в смысловой контекст культурных традиций. Освоение основного объема знаний, практических навыков и умений в рамках реализации программы «Английский малышам» происходит в разновозрастном общении детей друг с другом, учителем, родителями в коллективных, и индивидуальных видах деятельностях, в многообразных играх и театрализациях на занятиях, в запланированных и неожиданных событиях. Состав групп разновозрастной от 4 до 7лет. Работа выстраивается на принципе сотрудничества, взаимопомощи. Младшие дети группы подражают старшим. Старшие помогают младшим. Такие условия благоприятны для преодоления языкового барьера, поскольку занятия проходят в комфортной, теплой, семейной обстановке, что способствует полному раскрытию творческих способностей и созданию положительной мотивации к изучению английского языка. Основой программы «Английский малышам» является идея последовательного саморазвития в ребенке способностей к творческому мышлению при наличии определенных условий, способствующих этому развитию.
Цель программы: способствовать всестороннему развитию личности дошкольников через воспитание устойчивого интереса к овладению английским языком, развивать творческие способности воспитанников.
Задачи:
- Приобщать ребенка к английскому языку и культуре,
- Побуждать ребенка к самостоятельному решению коммуникативных задач на английском языке в рамках тематики,
- Научить элементарной диалогической и монологической речи,
- Развивать фонетический слух,
- Создать условия для полноценного и своевременного психологического развития,
- Развивать мышление, память, внимание, воображение, сообразительность, волю.
Документы и материалы, с учетом которых составлена программа
– Закон Российской Федерации «Об
образовании».
– Типовое положение об учреждении
дополнительного образования.
– Конвенция ООН о правах ребенка.
– Перспективный план работы прогимназии
«Сказка»
– Должностная инструкция педагога
дополнительного образования.
– Инструкции по технике безопасности.
Этапы реализации программы.
Данная программа предполагает обучать ребят по
методу «от простого к сложному», что наиболее
целесообразно для успешного освоения
материала.
Первый этап – сентябрь – ноябрь – диагностический
Проводится диагностика уровня возможностей детей, их познавательного интереса, изучаются мотивы и потребности. Это позволяет в дальнейшем выбрать правильные формы и методы работы, наладить благоприятную психологическую атмосферу в коллективе детей.
Второй этап – ноябрь – май – познавательный
Педагог знакомит с явлениями английского языка, элементарными речевыми структурами, обыгрывает с детьми мини-диалоги. Песенки, считалочки, соревнования, забавные конкурсы, загадочные гости, кукольный театр, подвижные игры, книжки-раскраски – все это поможет ребенку постигать азы общения на английском языке.
Третий этап – май – заключительный
Подготовка и проведение итогового мероприятия.
Содержание программы
Вводное занятие. «Привет, это мы!».
Знакомство детей и родителей с учителем. Рассказ
учителя о чудесной далекой Англии, о красотах и
пейзажах туманного Альбиона, о памятниках
архитектуры, о людях , живущих в этой стране и
говорящих на английском языке. Беседа о
важности изучения английского языка и о том, где
и как мы сможем его применять. Обратить внимание
детей на важность правильного произношения для
того, чтобы быть понятым носителями языка.
Фонетическая игра-сказка «Жил да был мистер
Язычок…»
Обучение речевой деятельности по темам
Процесс актуализации знаний включает в себя 4 этапа:
Занятие № 1: введение новой лексики
Занятие № 2: развитие навыков речевой
деятельности по теме (подготовленная речь)
Занятие №3: развитие навыков речевой
деятельности по теме (неподготовленная речь)
Занятие №4: Закрепление пройденного
материала.
Виды и формы работы:
Основополагающие моменты концепции дошкольного обучения сводятся к использованию широкого спектра методов, приемов, форм и средств обучения. При этом учитываются индивидуальные особенности детей, а также особенности их общекультурного развития и семьи. Итак, основные приемы:
а) имитация;
б) создание образов: визуальных, музыкальных,
пластических. Как следствие – доминирование
невербальных средств обучения на занятиях
(картинок, образов, музыки, танцев);
в) использование учебных игр;
г) загадки;
д) драматизация мини-спектаклей, что
способствует устранению психологического
барьера у детей, повышению самооценки,
значимости, что предполагает методика успеха.
Учитель на занятиях использует следующие виды работы:
1. Работа над произношением: сказка “Живой
язычок”, скороговорки, договорки, рифмовки
2. Работа с игрушкой: диалог с игрушкой, описание
игрушки
3. Работа с картинкой: описание картинки, игра
“Что исчезло”, “Найди картинку”
4. Разучивание и декламация стихов: конкурс
стихов, разучивание песенок
6. Инсценировка коротких рассказов и пьес
7. Игры: подвижные, спокойные, творческие игры
8. Воспроизведение ситуативных диалогов
9. Рассказ по картинке
Организация работы в группе
На занятиях дети сидят и стоят полукругом или
кругом, как можно ближе к учителю, что помогает им
хорошо видеть и слышать учителя и создает теплый
психологический климат, а также позволяет быстро
менять виды деятельности.
При выборе тематики, лексико-грамматических
конструкций учитываются уровень развития детей,
их мотивация и интересы, а также соотнесенность с
учебными планами по развитию познавательных
способностей и речи на русском языке в детском
саду. На этом этапе обучения детей и, исходя из
опыта обучения английскому языку детей данного
возраста, представляется целесообразным
ввести следующие темы: «Моя семья»,
«Мои игрушки», «Веселый счет», «Цвета радуги»,
«Животные», «Тело человека», «Времена
года», «Магазин игрушек», «Мой дом», «Мы
в кафе», «Во саду ли в огороде»,
«Путешествие», «Эта удивительная Англия»,
«Привет, мы из России!»
Итоговое занятие. Контроль усвоенных знаний, умений, навыков по теме. Подведение итогов. Поощрение детей за активность и успешность.
Контроль и оценка деятельности ребенка
На ранней стадии обучения английскому языку прямой контроль учебных действий детей может привести к отрицательным эмоциям и снижению мотивации к изучению английского языка. Поэтому мы предлагаем проводить контрольные мероприятия в виде различных инсценировок, концертов, праздников, на которые можно пригласить родителей и детей из параллельных групп прогимназии.
Предполагаемый результат
К концу учебного года (май) дети умеют:
- Вычленять английскую речь в общем речевом потоке.
- Преодолевать психологический барьер в усвоении речи на английском языке.
- Здороваться, прощаться на английском языке.
- Отвечать на вопросы:
What is your name? – Как тебя зовут?
How old are you? – Сколько тебе лет?
What is it? – Что это?
Whose toy is it? – Чья эта игрушка?
What colour is it?– Какого это цвета?
What season it is now? – Какое сейчас время года?
Whose is this toy? – Чья это игрушка?
Do you have a sister? –У тебя есть сестра?
Do you like you father? –Ты любишь своего папу?
What can you see in the bedroom? –Что ты можешь увидеть в спальне?
What is your favorite fruit? – Какой твой любимый фрукт?
Do you like to travel by…? – Ты любишь путешествовать на…?
- Называть предметы и явления природы,
- Произносить некоторые специфические звуки английского языка.
Так же дети приобретают определенное
представление о культуре, традициях страны
изучаемого языка, расширяют свой кругозор.
А к тому моменту, когда ребенок пойдет в школу, у
него будет сформировано главное – интерес к
дальнейшему изучению английского языка и будет
накоплен определенный объем знаний, который
облегчит дошкольнику освоение любой программы
обучения английскому языку в начальной школе.
Учебно-дидактическое обеспечение программы
- Карта мира, глобус;
- «Живые » картины;
- Кукольный театр;
- Лото «Цвета», «Игрушки», «Животные»;
- Кубики;
- Мягкие игрушки;
- Игра «Теремок»;
- Пазлы «Части тела»;
- Дидактические пособия по темам: «Времена года», «Транспорт», «Овощи», «Фрукты», «Мой дом», «Народы мира»;
- Фоторепродукции достопримечательностей России и Великобритании.
Источники информации
- Штайнепрайс М.В. Английский язык и дошкольник / М.В. Штайнепрайс. – М.: ТЦ Сфера, 2007.– 160с. – (программа развития)
- Вербовская М.Е. Английский для малышей / М.Е. Вербовская, И.А. Шишкова. – Москва, «Просвещение», 1999 г.
- Гудкова Л.М. Стихи и сказки на уроках английского языка в начальной школе / Л.М. Гудкова, Л.М..– АСТ Астрель, профиздат, Москва, 2005 г. – 234с.
- Маслыко Е.А. Настольная книга преподавателя английского языка / Е.А Маслыко, П.К. Бабинская.– Минск: Высшая школа, 1998 г. – 269с.
- Учу английский. Кенгуру, слон и другие.– Москва: издательский дом Дрофа, 1998 г. – 10с.
- Учу английский. Кенгуру, слон и другие.– Москва: издательский дом Дрофа, 1998 г. – 10с.
- Учу английский. Белка, тигр и другие.– Москва: издательский дом Дрофа, 1998 г. – 10с.
- Учу английский. Обезьяна, ослик и другие.– Москва: издательский дом Дрофа, 1998 г.– 10с.
- Учу английский. Репа, тыква и другие.– Москва: издательский дом Дрофа, 1998 г. – 10с.
- Учу английский. Апельсин, банан и другие.– Москва: издательский дом Дрофа, 1998 г.– 10с.
- Английский язык и дошкольник.– Москва: издательский дом Дрофа, 1998 г. – 10с.
- Английский для самых маленьких.– М.: Росмэн, 2006 г.– 129с.
- Обучение английскому языку дошкольников и младших школьников, Ярославль: ООО Академия развития, 2006 г.
- Английский для малышей. – Москва: Росмэн, 2000 г.– 12с.
- Открытые уроки и праздники на английском языке. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2006 г.– 235с.
- Театрализованные уроки и внеклассные мероприятия на английском языке. – Москва: Вако, 2006 г.– 163с.
- Muzzy in Gondoland. – BBC English: Инфа-М, 1990.