Авторская программа детского объединения "Английский малышам"

Разделы: Иностранные языки


Пояснительная записка

Общие сведения об объединении «Английский малышам»
Обучение ведется в группе «Ромашки» в прогимназии «Сказка».
В объединении насчитывается   20  человек. 
Возраст детей: 4-7 лет. Группы разновозрастные. Это связано со спецификой прогимназии «Сказка», которая работает по программе «Золотой ключик»,
Общее количество занятий: 97.
Количество часов в неделю: 12 ч.
Регулярность проведения занятий: 3 раза в неделю.
Продолжительность:  от 25 до 30 минут.
Место проведения занятий: кабинет английского языка.

Общие сведения о программе

Опираясь на принципы развивающего обучения и воспитания детей по программе учреждения «Золотой ключик», научным руководителем которой является доктор психологических наук Г.Г.Кравцов, мы разработали авторскую программу «Английский малышам».  Данная программа по содержательной, тематической направленности является социально-педагогической; по функциональному предназначению – учебно-познавательной, по форме организации – групповой,  по времени реализации – годичной.
Построение дошкольного образования по программе «Золотой ключик» нацелено на достижение органического единства условий, обеспечивающих детям максимально полное, соответствующее возрасту развитие и одновременно полное эмоциональное благополучие и счастливую жизнь каждого ребенка.
Содержание программы нацелено на формирование культуры творческой личности, на приобщение учащихся  к культуре, традициям англичан, расширяет представления учащихся о стране изучаемого языка, знакомит с английскими стихами и песнями, играми, в которые играют их зарубежные сверстники.

Актуальность

В связи с возрастающей учебной нагрузкой в детском саду,  с одной стороны,  и заинтересованностью родителей в изучении их детьми английского языка с другой, а также исходя из заботы о здоровье ребенка, появилась необходимость в создании программы обучения английскому языку в раннем возрасте, которая позволит развить и сохранить интерес и мотивацию к изучению иностранных языков и не нанесет, в связи с изучением нескольких предметов в течение всего учебного года до поступления в школу, вреда здоровью детей. Актуальность данной программы обусловлена также ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт, когда пойдут в школу.  К тому моменту у них будет сформировано главное – интерес к дальнейшему изучению английского языка, накоплен определенный объем знаний, что значительно  облегчит освоение любой программы обучения английскому языку в начальной школе.

Проблемность

Проблема раннего обучения заключается в необходимости изыскивать резервы в организации обучения, чтобы не упустить и воспользоваться преимуществами сензитивного периода усвоения иностранного языка в дошкольном возрасте. Экспериментальные исследования указывают на то, что после 9 лет у ребенка частично утрачивается гибкость речевого механизма. Оптимальный возраст для начала обучения – 4 года. Данный возраст наиболее благоприятен для овладения иностранными языками в силу ряда психологических особенностей, характерных для ребенка-дошкольника, а именно интенсивное формирование познавательных способностей, быстрое и легкое запоминание языковой информации – импритинга, особая чуткость к явлениям языка, способность к имитации.

Однако практика показывает, что процесс обучения английскому языку дошкольников не принес еще должных результатов в силу разных причин, среди которых выделим следующие:

  • Нерешенность организационных вопросов  (нет преемственности между детским садом и школой. Во многих школах обучение языку начинается только со 2 класса);
  • Отсутствие должного методического обеспечения (нет общепринятых теоретических положений, на которых должна основываться вся система обучения);
  • Предлагаемые методики не учитывают всех объективно существующих факторов и условий реального процесса обучения;
  • Нехватка специально подготовленных кадров. Педагоги недостаточно владеют знаниями о возрастных особенностях своих воспитанников, зачастую превращают занятие с детьми в обычный урок с недостаточным количеством игр, песен, и.т.д.  В результате чего дети быстро теряют интерес к языку.

Работая по программе «Английский малышам», мы прививаем детям любовь к изучению английского языка. При разработке программы учитывались возрастные особенности детей дошкольного возраста, специфика дошкольного учебного заведения. Постоянно ведется  поиск новых,  интересных методов и приемов групповой  и индивидуальной работы с детьми дошкольного возраста.

Новизна

Основу всей жизнедеятельности учреждения и педагогического процесса задает специальная система событий, проживаемых детьми вместе со взрослыми по семейному принципу, которая позволяет пробудить детскую инициативу и ввести детей в смысловой контекст культурных традиций. Освоение основного объема знаний, практических навыков и умений в рамках реализации программы «Английский малышам» происходит в разновозрастном общении детей друг с другом, учителем, родителями  в коллективных, и  индивидуальных видах  деятельностях, в многообразных играх и театрализациях на занятиях, в запланированных и неожиданных событиях. Состав групп  разновозрастной от 4 до 7лет. Работа выстраивается на принципе сотрудничества, взаимопомощи. Младшие дети группы подражают старшим. Старшие помогают младшим. Такие условия благоприятны для преодоления языкового барьера, поскольку занятия проходят в комфортной, теплой, семейной обстановке, что способствует полному раскрытию творческих способностей и созданию положительной мотивации к изучению английского языка. Основой программы «Английский малышам» является идея последовательного саморазвития в ребенке способностей к творческому мышлению при наличии определенных условий, способствующих этому развитию.

Цель программы: способствовать всестороннему развитию личности дошкольников через воспитание устойчивого интереса к овладению английским  языком, развивать творческие способности воспитанников.

Задачи:

  • Приобщать ребенка к английскому языку и культуре,
  • Побуждать ребенка к самостоятельному решению коммуникативных задач на английском языке в рамках тематики,
  • Научить элементарной диалогической и монологической речи,
  • Развивать фонетический слух,
  • Создать условия для полноценного и своевременного психологического развития,
  • Развивать мышление, память, внимание, воображение, сообразительность, волю.

Документы и материалы, с учетом которых составлена программа

–  Закон Российской Федерации «Об образовании».
– Типовое положение об учреждении дополнительного образования.
– Конвенция ООН о правах ребенка.
– Перспективный план работы прогимназии «Сказка»
– Должностная инструкция педагога дополнительного образования.
– Инструкции по технике безопасности.

Этапы реализации программы.
Данная программа предполагает обучать ребят по методу «от простого к сложному», что наиболее целесообразно  для успешного освоения материала.

Первый этап – сентябрь – ноябрь – диагностический

Проводится диагностика уровня возможностей детей, их познавательного интереса, изучаются мотивы и потребности. Это позволяет в дальнейшем выбрать правильные формы и методы работы, наладить благоприятную психологическую атмосферу в коллективе детей.

Второй этап – ноябрь – май – познавательный

Педагог знакомит с явлениями английского языка, элементарными речевыми структурами, обыгрывает с детьми мини-диалоги.  Песенки, считалочки, соревнования, забавные конкурсы, загадочные гости, кукольный театр, подвижные игры, книжки-раскраски – все это поможет ребенку постигать азы общения на английском языке.

Третий этап – май – заключительный

Подготовка и проведение итогового мероприятия.

Содержание программы

Вводное занятие. «Привет, это мы!». Знакомство детей и родителей с учителем. Рассказ учителя о чудесной далекой Англии, о красотах и пейзажах туманного Альбиона, о памятниках архитектуры, о людях , живущих в этой стране и говорящих на английском языке.  Беседа о важности изучения английского языка и о том, где и как мы сможем его применять. Обратить внимание детей на важность правильного произношения для того, чтобы быть понятым носителями языка.
Фонетическая игра-сказка «Жил да был мистер Язычок…»

Обучение  речевой деятельности по темам

Процесс актуализации знаний включает в себя 4 этапа:

Занятие № 1: введение новой лексики
Занятие № 2: развитие навыков речевой деятельности по теме (подготовленная речь)
Занятие №3:  развитие навыков речевой деятельности по теме (неподготовленная речь)
Занятие №4:  Закрепление пройденного материала.

Виды и формы работы:

Основополагающие моменты концепции дошкольного обучения сводятся к использованию широкого спектра методов, приемов, форм и средств обучения. При этом учитываются индивидуальные особенности детей, а также особенности их общекультурного развития и семьи. Итак, основные приемы:

а) имитация;
б) создание образов: визуальных, музыкальных, пластических. Как следствие – доминирование невербальных средств обучения на занятиях (картинок, образов, музыки, танцев);
в) использование учебных игр;
г) загадки;
д) драматизация мини-спектаклей, что способствует устранению психологического барьера у детей, повышению самооценки, значимости, что предполагает методика успеха.

Учитель на занятиях использует следующие виды работы:

1. Работа над произношением:  сказка “Живой язычок”, скороговорки, договорки, рифмовки
2. Работа с игрушкой: диалог с игрушкой, описание игрушки
3. Работа с картинкой: описание картинки, игра “Что исчезло”, “Найди картинку”
4. Разучивание и декламация стихов: конкурс стихов, разучивание песенок
6. Инсценировка коротких рассказов и пьес
7. Игры: подвижные, спокойные,  творческие игры
8. Воспроизведение ситуативных диалогов
9.  Рассказ по картинке

Организация работы в группе

На занятиях дети сидят и стоят полукругом или кругом, как можно ближе к учителю, что помогает им хорошо видеть и слышать учителя и создает теплый психологический климат, а также позволяет быстро менять виды деятельности.
При выборе тематики, лексико-грамматических конструкций учитываются уровень развития детей, их мотивация и интересы, а также соотнесенность с учебными планами по развитию познавательных способностей и речи на русском языке в детском саду. На этом этапе обучения детей и, исходя из опыта обучения английскому языку детей данного возраста,  представляется целесообразным ввести следующие темы:  «Моя семья», «Мои игрушки», «Веселый счет», «Цвета радуги», «Животные», «Тело человека»,  «Времена года»,  «Магазин игрушек»,  «Мой дом»,  «Мы в кафе»,  «Во саду ли в огороде», «Путешествие»,  «Эта удивительная Англия», «Привет, мы из России!»

Итоговое занятие. Контроль усвоенных знаний, умений, навыков по теме. Подведение итогов. Поощрение  детей за активность и успешность.

Контроль и оценка деятельности ребенка

На ранней стадии обучения английскому языку прямой контроль учебных действий детей может привести к отрицательным эмоциям и снижению мотивации к изучению английского языка. Поэтому мы предлагаем проводить контрольные мероприятия в виде различных инсценировок, концертов, праздников, на которые можно пригласить родителей и детей из параллельных групп прогимназии.

Предполагаемый результат

К концу учебного года (май) дети умеют:

  • Вычленять английскую речь  в общем речевом потоке.
  • Преодолевать психологический барьер в усвоении речи на английском языке.
  • Здороваться, прощаться на английском языке.
  • Отвечать на вопросы:

What is your name? – Как тебя зовут?
How old are you? – Сколько тебе лет?
What is it? – Что это?
Whose toy is it? – Чья эта игрушка?
What colour is it?– Какого это цвета?
What season it is now? – Какое сейчас время года?
Whose is this toy? – Чья это игрушка?
Do you have a sister? –У тебя есть сестра?
Do you like you father? –Ты любишь своего папу?
What can you see in the bedroom? –Что ты можешь увидеть в спальне?
What is your favorite fruit? – Какой твой любимый фрукт?
Do you like to travel by…? – Ты любишь путешествовать на…?

  • Называть предметы и явления природы,
  • Произносить некоторые специфические звуки английского языка.

Так же дети приобретают определенное представление о культуре, традициях страны изучаемого языка, расширяют свой кругозор.
А к тому моменту, когда ребенок пойдет в школу, у него будет сформировано главное – интерес к дальнейшему изучению английского языка и будет накоплен определенный объем  знаний, который облегчит дошкольнику освоение любой программы обучения английскому языку в начальной школе.

Учебно-дидактическое обеспечение программы

  • Карта мира, глобус;
  • «Живые » картины;
  • Кукольный театр;
  • Лото «Цвета», «Игрушки», «Животные»;
  • Кубики;
  • Мягкие игрушки;
  • Игра  «Теремок»;
  • Пазлы «Части тела»;
  • Дидактические пособия по темам:  «Времена года», «Транспорт», «Овощи», «Фрукты», «Мой дом», «Народы мира»;
  • Фоторепродукции достопримечательностей России и Великобритании.

Источники информации

  1. Штайнепрайс М.В. Английский язык и дошкольник / М.В. Штайнепрайс. – М.: ТЦ Сфера, 2007.– 160с. – (программа развития)
  2. Вербовская М.Е. Английский для малышей  / М.Е. Вербовская, И.А. Шишкова. – Москва, «Просвещение», 1999 г.
  3. Гудкова Л.М. Стихи и сказки на уроках английского языка в начальной школе / Л.М. Гудкова, Л.М..– АСТ Астрель, профиздат, Москва, 2005 г. – 234с.
  4. Маслыко Е.А. Настольная книга преподавателя английского языка / Е.А Маслыко, П.К. Бабинская.– Минск: Высшая школа, 1998 г. – 269с.
  5. Учу английский. Кенгуру, слон и другие.– Москва: издательский дом Дрофа, 1998 г. – 10с.
  6. Учу английский. Кенгуру, слон и другие.– Москва: издательский дом Дрофа, 1998 г. – 10с.
  7.  Учу английский. Белка, тигр и другие.– Москва: издательский дом Дрофа, 1998 г. – 10с.
  8.  Учу английский. Обезьяна, ослик и другие.– Москва: издательский дом Дрофа, 1998 г.– 10с.
  9.  Учу английский. Репа, тыква и другие.– Москва: издательский дом Дрофа, 1998 г. – 10с.
  10.  Учу английский. Апельсин, банан и другие.– Москва: издательский дом Дрофа, 1998 г.– 10с.
  11.  Английский язык и дошкольник.– Москва: издательский дом Дрофа, 1998 г. – 10с.
  12.  Английский для самых маленьких.– М.: Росмэн, 2006 г.– 129с.
  13.  Обучение английскому языку дошкольников и младших школьников, Ярославль:  ООО Академия развития, 2006 г.
  14.  Английский для малышей. – Москва:  Росмэн, 2000 г.– 12с.
  15.  Открытые уроки и праздники на английском языке. – Ростов-н/Д.:  Феникс, 2006 г.– 235с.
  16.  Театрализованные уроки и внеклассные мероприятия на английском языке. – Москва:  Вако, 2006 г.– 163с.
  17.  Muzzy in Gondoland. – BBC English:  Инфа-М, 1990.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3