Преемственность между начальным и основным образованием

Разделы: Администрирование школы


Преемственность педагогической деятельности предполагает тесную связь содержания, методов, средств и форм работы, что позволит обеспечить всестороннее развитее ребенка, подготовить его к выполнению более сложных требований на последующих этапах обучения.

В современных условиях вариативного образования особенно остро встает вопрос о переходе к обучению в основной школе.

У пятиклассников изменяется социальное окружение (новый состав учителей добавление новых учеников, предметов) и система деятельности. Ученик оказывается в новой ситуации, которая вызывает определенную тревожность. Школьники в этот период испытывают эмоциональный дискомфорт из-за незнания новых требований педагогов, особенностей обучений. Такое состояние может привести к школьной дезадаптации. Поэтому цель адаптационного периода – помочь школьникам плавно и постепенно перейти из начальной школы в среднюю, а переходный период сделать здоровьесберегающим. Большую помощь оказать могут родители, для них это тоже новый виток их деятельности. Они могут помочь снять напряжение в работе с индивидуальными трудностями ребенка, создать в классе атмосферу взаимоподдержки, взаимопонимания, организовать отдых и внеклассные мероприятия, помочь своему ребенку преодолеть этот нелегкий, но еще и не самый трудный период в жизни.

Школьные годы – важнейший период в жизни человека, яркий, самобытный, незабываемый. И от того, кто вел ребенка в эти годы, что вошло в разум его и сердце, зависит, каким человеком он станет. Все начинается со школы, а в школе все начинается с учителя. В.А.Сухомлинский писал: “Вера школьника в учителя, взаимное доверие между воспитателем и воспитанником, идеал человечности, который видит ребенок в своем учителе, – это элементарные и вместе с тем самые сложные, самые мудрые правила воспитания, постигнув которые, учитель становится подлинным духовным наставником”.

Мудрые педагоги умело сочетают в своей деятельности ласку и строгость, душевность и требовательность. Они никогда не забывают, что “в воспитании нет главного и второстепенного, как нет главного лепестка среди многих лепестков, образующих цветок” /В.А. Сухомлинский/.

Дети ждут чуда! И только педагог, мудрый и сохранивший детскую непосредственность, готов, умеет и старается придать себе, предмету, событию, дню, минуте необычность, удивительность, новизну, поражающие воображение.

Важно помнить, что для ученика личность учителя значит беспредельно много, а значит каждое слово, поступок, решение, прежде чем принять или употребить, нужно молниеносно оценить, взвесить, исходя из интересов учеников. Вы блестящий учитель, у вас прекрасные ученики!

Есть очень важные качества, общие, без которых учитель не состоится. И в первую очередь – это такт. Не унизить, не подавить, не предать, не оскорбить. Если учитель этого добьется – он талантлив.

Помните, сильнейший тот, кто улыбается! Никто из нас не позволит себе появиться утром на своем рабочем месте неумытым, непричесанным. Внешне мы приводим себя в порядок. Этого требует наше самолюбие. Но какой беспорядок царит иногда у нас внутри! Часто уже с утра мы ворчливы, неразговорчивы, в дурном расположении духа. Забота о своем настроении – это та же забота о своем здоровье.

Конечно, учитель не застрахован от ошибок. Имеет ли он право на ошибку? Нельзя ответить однозначно, но ошибки бывают разные. Большинство из них связано с несдержанностью, раздражением учителя. Невроз подростков чаще всего возникает по вине учителя. Неосторожно сказанное слово, унизительные эпитеты, перегрузка заданиями и поручениями, опрос с пристрастием, недоверие ... Истинный профессионал не допустит этого.

Умейте развивать в ребенке умение находить красоту в той жизни, которая повседневно окружает его, и умение создавать красоту из самого заурядного... Присмотрись: есть много, очень много незаметной, тихой красоты!

Душевная чуткость – это качество невозможно достигнуть только обучением. В основе человеческой чуткости педагога лежит интеллектуальная, нравственная, эмоциональная культура. Учитель должен очень умело владеть словом, в котором таится человечность, чуткость, терпимость к слабостям ребенка. Будьте осторожны, осмотрительны, чтобы слово не стало кнутом, а целительной водой. Помните, В.Шефлера: “Словом можно убить, Словом можно спасти! Словом можно полки за собой повести!”. Каждый ваш поступок, каждое ваше желание и слово отражаются на учениках. Помните, что существует граница между тем, что вам хочется и тем, что можно. Проверяйте свои поступки сознанием, не причиняете ли вы зла, неприятностей, неудач или неудобств.

Будьте осторожны с оценкой. Оценка – главный идол в школе. Для одних он добрый, снисходительный, для других – жестокий, неумолимый, безжалостный. Оценкам должно вознаграждать за трудолюбие, а не карать за лень, нерадивость. В.А. Сухомлинский: “ 2 – это очень острый и тонкий инструмент, который в руках мудрого, опытного учителя лежит в запасе, и он им никогда не воспользуется. Педагогическая мудрость в том и заключается, чтобы ребенок никогда не потерял веры в свои силы”. Януш Корчак: “Уважайте детское незнание!”

Школа – не здание, не кабинет, не образцовая наглядность. Школа – это возвышенный дух, мечта, идея, которые увлекают сразу троих: учителя, ребенка и родителя. Администрация призвана реализовать мечты детей, надежды родителей. Сегодня мы попробуем скоординировать деятельность всех, от кого зависит успех ребенка, счастье, желание учиться.

Резкое снижение успеваемости учащихся 5 классов остается актуальной проблемой. Успешно учившиеся в начальной школе дети, переступив порог среднего школьного звена, вдруг оказываются среди отстающих учащихся.

Учителя-предметники хватаются за голову, учителя начальных классов удивляются. Как избежать такого падения и помочь учащимся, вступившим в трудный подростковый возраст, сохранить и развить дальше свой творческий потенциал? Нужна своевременная помощь со стороны учителей, классных руководителей, родителей.

Младший школьник, привыкший к “своему” одному учителю, к его манере работать, к его требованиям, сталкивается с таким количеством преподавателей, с таким различием их требований, многообразием методов работы, что не в силах сразу же к ним приспособиться. На перестройку нужно время, а в средней школе – программа. Учителю некогда вникать в психологические проблемы, нет учебного времени.

Анализ причин снижения успеваемости показывает, что находятся они не столько в предметной подготовке школьников, сколько в сфере взаимоотношений учитель-ученик. Если для учащихся начальной школы личностно-значимой является оценка учителя, то в 5 классе – это оценка товарищей по классу, сверстников. Если раньше был один оценивающий, то теперь их много. Они еще и веса не имеют в глазах ученика, а уже выносят ему другие, подчас даже суровые, оценки.

Возникающие внутренние противоречия (и внешние конфликтные ситуации) склоняют пятиклассников руководствоваться прежними критериями и оценками своих действий, в чем учащиеся и находят поддержку и у своих одноклассников. В итоге, дети испытывают стресс, из которого выходят только к концу пятого класса.

Кроме психологической проблемы, существует еще и кадровая проблема. На протяжении последнего года обучения в начальной школе учитель готовит детей к будущему: работа становится более насыщенной, проявляется меньше снисходительности и предъявляется больше требований. Но если эта работа ведется лишь со стороны начальной школы, то успешность ее практически ничтожна.

Еще одна проблема снижения успеваемости – это требования к знаниям, умениям и навыкам, которые должны иметься у школьников на момент выпуска из начальной школы. Они совершенно не соответствуют тому набору знаний, умений и навыков, которые должны быть у учащихся на момент прихода в среднее звено.

Учителя начальных классов, зная об этом, пытаются за последний год обучения в начальной школе дать детям недостающий объем, чтобы максимально облегчит работу и ученикам и учителям средней школы. За счет чего? За счет основной программы. Нескоординированность требований программы, отсутствие преемственности в самом важном – в программах, и, как следствие, в учебниках – вот корень проблемы! Эту проблему мы пробуем смягчить путем совместных заседаний методических объединений учителей начальных классов, русского языка и математики.

Главная фигура в школе – классный руководитель. Он и учитель, дающий знания, и друг детей, и руководитель их многогранной духовной жизни. В воспитании все главное: и урок, и развитие разносторонних интересов детей вне урока, и взаимоотношения в коллективе. На протяжении последних четырех лет мы традиционно проводим психолого-педагогические практически-ориентированные семинары.

В январе конкретно определяется нагрузка учителей на новый учебный год. Учителя 4 классов знают, кто будет работать у них в 5 классе. Зная перечень требований учителя средней школы, зная методы работы учителя начальных классов, мы, администрация, стремимся соблюдать преемственность в подборке и расстановке кадров.

Есть в школе уроки русского языка и математики, природоведения и истории... Не значатся в расписании уроки великодушия и благородства, уважения и внимания. Но учитель всему этому учит своих питомцев ежеминутно, ежечасно, повседневно, каждой своей мыслью, жестом, манерой говорить, улыбаться.

Очень важно возбуждать и развивать чувства, делать их близкими и дорогими, превращать их в духовное достояние. Наблюдать, думать, рассуждать, переживать радость труда в мире сказки, игры, красоты, творчества, фантазии, музыки – таким стараются делать учение наши преподаватели.

Дети приходят в школу с открытой душой, с искренним желанием хорошо учиться. Малыша пугает даже мысль о том, что на него могут смотреть как на лодыря или неудачника. Желание хорошо учиться – это яркий огонек, озаряющий весь смысл детской жизни, мир детских радостей. Этот огонек, слабый и беззащитный, ребенок несет учителю с безграничной доверчивостью. Он уверен, что его примут таким, какой он есть, что его будут любить!

Нет будней и однообразия в процессе создания человека. Особенность труда учителя по призванию состоит в том, что и он многократно повторяется в детях; в них, как в зеркале, отражается его духовная культура, интеллект, его сердечность, вкусы и привычки.

Голова успеет поседеть, пока учитель сможет увидеть реальные плоды своего нелегкого труда. Учитель учит, пока живет, и живет, пока учит. Уважению, великодушию, благородству, достоинству учитель учит своих питомцев ежеминутно, ежечасно, повседневно, каждой своей мыслью, жестом, манерой говорить, одеваться, улыбаться.

Учитель верит в уникальность каждого ребенка и пытается создать условия для самостоятельного проявления этой уникальности. Постоянно ищет и открывает в ребенке богатство его души.

5-й класс – это переход из начальной школы в среднюю, и из-за смены структуры, содержания обучения у этих детей происходят изменения психологического и учебного характера:

  • возрастает состояние стресса;
  • анонимность в первые месяцы способствует негативным проявлениям личности;
  • увеличивается количество изучаемых предметов, меняются задания;
  • переутомление;
  • кабинетная система и много учителей;
  • отсутствие единства требований приводит к безответственному отношению к изучению.
  • сложность адаптации к учителям;

Все эти причины неизменно влияют на качество успеваемости.

В соответствии с планом работы по преемственности мною был проведен классно-обобщающий контроль в 5-х классах: за качеством знаний обучающихся, уровнем формирования классного коллектива, уровнем адаптации обучающихся на 2-й ступени обучения.

В целях успешной адаптации учащихся 5 классов, совершенствования уровня образовательной деятельности педагогов начального и среднего звена школы, оказания помощи родителям были использованы анкеты, памятки, рекомендации и другие материалы, представленные в Приложениях: Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3, Приложение 4, Приложение 5, Приложение 6, Приложение 7, Приложение 8.

В.А. Сухомлинский: “Учителю надо обладать огромным талантом человеколюбия и безграничной любовью к своему труду и прежде всего к детям, чтобы на долгие годы сохранить бодрость духа, ясность ума, свежесть впечатлений, восприимчивость чувств – а без этих качеств труд педагога превращается в муку!”

Ш.А. Амонашвили: “Будь осторожен! Не ошибись! Не вреди! Будь надеждой школьника! Дари себя детям! Знай к чему стремишься! Постоянно ищи в ребенке богатство его души! Будь терпелив в ожидании чуда и будь готов для встречи с ним в ребенке!”

Ш.А. Амонашвили:

Вы – любовь и преданность,
Вера и терпение!
Вы – радость и сорадость,
Страдание и сострадание!
Вы – истина и сердце,
Совесть и благородство!
Вы – ищущие и дарящие!
Вы – прокладывающие путь
И художники жизни!
Вы – убежище детства
И колыбель человечества!
Вы – улыбка будущего
И факел настоящего!
Вы – учитель от Бога
И творцы настоящего!