Проект по модернизации организации питания в дошкольном учреждении "За обе щечки"

Разделы: Работа с дошкольниками


Адрес: г.Чебоксары, пер.Молодежный, д.7/1;
Телефон: (8352) 63-01-51;
e-mail: e-mail: leonchik70ds@rambler.ru

сайт: www.mdou70ds.narod.ru

Этот дом называется садом,
Где детишки растут, как цветочки.
Где, согреты заботливым взглядом
Подрастают сынишки и дочки

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 70» функционирует с 1967 года. В настоящее время в дошкольном учреждении действует 11 групп. Посещают их 252 ребенка, которых ежедневно встречают 48 сотрудников детского сада.

Руководит МДОУ «Детский сад №70» – Леончик Елена Владимировна. Имеет высшее педагогическое образование, I квалификационную категорию, стаж педагогической работы 16 лет, из них четыре года в должности заведующего. Награждена Почетной грамотой Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики.

Миссия  ДОУ – охрана и укрепление здоровья детей, обеспечение их разностороннего развития на уровне требований Госстандарта и превышение его в плане художественно-эстетического и физического развития детей.

Целью работы коллектива является – сохранение и укрепление здоровья, развитие познавательных и художественно-эстетических способностей детей через раскрытие их внутреннего мира.
В 2007/2008 гг. коллектив дошкольного учреждения начал углубленно работать над вопросом организации питания детей. Для более полного рассмотрения данного вопроса, выявления возможных проблем разработан проект по модернизации организации питания в дошкольном учреждении «За обе щечки», который и предлагается вашему вниманию в сокращенном варианте.

Обоснование проблемы

Одним из приоритетных направлений деятельности государства и общества является обеспечение здоровья населения страны. Это нашло свое отражение в Российской программе «Здоровое питание – здоровье нации» и Республиканской целевой программе «Здоровое питание (2006-2010 годы)».
Организация питания в дошкольных образовательных учреждениях представляет проблему большой социальной значимости, особенно в условиях современной сложной социально-экономической обстановки. Основное время дети находятся в дошкольном учреждении. Поэтому от того, насколько правильно организовано питание в ДОУ, во многом зависит здоровье и развитие дошкольников.
Нет сомнения, что дети 21 века – это уже не те дети, которые посещали детский сад 10-15 лет назад. Они более самостоятельные, их не заставишь делать то, что им не интересно и есть то, что они не любят. Родители же, а часто и воспитатели в детском саду стремятся скормить ребенку содержимое тарелки любым способом. На этом фоне часты психические расстройства детей и отвращение к еде вообще. Как помочь таким детям и их родителям?
На сегодняшний день не только в нашем дошкольном учреждении, но и в городе не разработано  меню, учитывающее вкусовые приоритеты детей и их уровень здоровья. Слабое техническое оснащение, низкий профессиональный уровень подготовки кадров и недостаточное осознание важности правильного рационального питания детей родителями – это те основные проблемы, которые стоят перед коллективом детского сада и требуют безотлагательного решения.
Обеспечив правильно организованное, полноценное сбалансированное питание, мы в значительной степени можем гарантировать нормальный рост и развитие детского организма, оказать существенное влияние на иммунитет ребенка, повысить работоспособность и выносливость детей, создать оптимальные условия для их нервно-психического и умственного развития.
Реализация данного проекта позволит осуществить модернизацию организации питания в дошкольном учреждении за счет введения нетрадиционной формы – вариативное питание с учетом приоритетов и уровня здоровья детей.
В проекте представлен конкретный алгоритм практических действий и этапы процесса модернизации применительно к нашему дошкольному учреждению. Освещены объективные проблемы.
Исполнителями проекта являются руководитель и сотрудники учреждения, родители воспитанников.
Проект будет выполняться поэтапно и включать в себя три этапа: подготовительный, преобразующий и итоговый этапы.

Проект по модернизации организации питания в дошкольном учреждении «За обе щечки»

Сколько бумаги исписано детскими диетологами и врачами, сколько дискуссий отшумело в разных семейных и педагогических журналах по поводу питания детей в детском саду и дома. А дети не перестают капризничать за столом, мамы и особенно бабушки продолжают переживать по поводу «бледненьких» и «худеньких» малышей.
Дошкольные образовательные учреждения обеспечивают конституционное право каждого ребенка на охрану жизни и здоровья. Рациональное питание детей дошкольного возраста – необходимое условие их гармоничного роста, физического и нервно-психического развития, устойчивости к воздействию инфекций и других неблагоприятных факторов внешней среды.
В дошкольных учреждениях города Чебоксары воспитываются более 80% детей дошкольного возраста. В круглосуточных группах детского сада дети получают 100% своего ежедневного рациона. В 11-ти часовых садах детей кормят трижды в день (они только ужинают дома), т.е. в этом случае мы имеем дело с 75% суточного рациона. Таким образом, получается, что львиная доля питания детей дошкольного возраста отнесена в зону ответственности именно дошкольной системы образования.
На сегодняшний день при организации питания в дошкольных учреждениях возникает множество проблем – начиная с поставки продуктов и заканчивая просвещением родителей в вопросах рационального питания детей.
При большом количестве нормативных правовых актах в области питания населения лишь в последнее время стало обращаться внимание на организацию питания дошкольников. Так, основными направлениями государственной политики в области здорового питания населения Чувашской Республики являются - полноценное, качественное питание детей; сбалансированность и рациональность питания; обучение населения принципам здорового питания.
Таким образом, модернизация организации питания детей в дошкольном учреждении позволит сделать не просто действенный шаг по реализации Республиканской целевой программы «Здоровое питание», сколько принципиально изменить социальный взгляд на питание детей в детских садах.

Проблемы, реализацию которых необходимо осуществить в рамках проекта «За обе щечки»

Мы выделили основные группы проблем которые связаны с организацией питания во многих дошкольных учреждения г.Чебоксары, возможные пути реализации которых предоставлены в данном проекте

  • Не разработан принцип индивидуализации питания детей в ДОУ. В группу детского сада приходят дети – «совы» и дети – «жаворонки», дети с хорошим и плохим аппетитом, дети с пищевой аллергией и с ожирением. Решение данной проблемы мы видим в создании вариативного меню с учетом приоритетов и уровня здоровья детей.
  • Низкий профессиональный уровень подготовки кадров и недостаточное осознание важности правильного питания детей родителями. Даже при хорошем финансировании, отличной холодильной и кухонной технике организация питания будет зависеть от уровня подготовки персонала. Нужно учить и родителей - «пищевые» стереотипы очень сильны в семьях, а, следовательно, у детей. Решение проблемы – в курсовой переподготовки кадров в сфере питания детей дошкольного возраста и информатизация родителей и педагогов по организации рационального правильного питания детей в семье и детском саду.
  • Слабое техническое оснащение значительно снижает качество приготовляемой пищи. Оснащение пищеблока универсальными приводами, специальными устройствами через поиск внебюджетных ассигнований – решение данной проблемы.
  • Не использование информационных технологий, специальных компьютерных программ для проведения ревизии питания, создании сбалансированного меню-раскладки и оценки качества питания. При существовании подобных компьютерных программ в РФ они не используются в нашем городе. На сегодняшний день решение проблемы возможно лишь при разработке собственной информационной компьютерной сравнительной базы данных.

Таким образом, стратегия питания детей должна предусматривать как решить вопросы качества, безопасности, сбалансированности, организации питания, индивидуального подхода к ребенку, как внедрить современные рекомендации специалистов и как научить детей и взрослых питаться правильно.
Поставленные проблемы согласуются с целями и задачами организации-заявителя.

Цель настоящего проекта: модернизация организации питания детей в дошкольном учреждении за счет введения нетрадиционных форм, ревизии материально-технической базы и совершенствования методического компонента.

Проектная идея: реформирование существующей системы организации питания в дошкольном учреждении.

Задачи проекта:

  • введение в практику организации питания детей дошкольного возраста вариативного меню с учетом приоритетов и уровня здоровья детей;
  • разработка и утверждение в Роспотребнадзоре трех видов 10-ти дневного примерного меню для детей дошкольного возраста – меню для детей раннего возраста, вариативное меню и меню для детей с аллергопатологией;  
  • формирование у педагогов, родителей воспитанников и детей знаний о правилах рационального питания, их роли в сохранении и укрепления здоровья, а также готовности  соблюдать эти правила;
  • информирование детей о чувашских национальных традициях, связанных с питанием и здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа, формирование чувства уважения  к культуре своего народа и культуре и традициям других народов;
  • усовершенствование материально-технической базы пищеблока дошкольного учреждения за счет привлечения внебюджетных средств;
  • создание информационной базы для автоматизированного формирования ежедневного рациона питания детей в ДОУ с анализом пищевой и энергетической ценности

Ожидаемые результаты:

  • утверждение специалистами Роспотребнадзора примерного 10-ти дневного меню для детей раннего возраста, для детей с аллергопатологией и вариативного меню для детей дошкольного возраста. Введение утвержденных меню в практику работы по организации питания детей в ДОУ;
  • внедрение в практику организации питания детей дошкольного возраста вариативного меню и как следствие – выполнение детьми натуральных норм, удовлетворение потребностей и пожеланий детей и родителей, повышение культуры питания детей;
  • обеспечение сбалансированного по химическому составу и калорийности питания детей в ДОУ, выполнение натуральных норм питания;
  • расширение знаний педагогов, родителей воспитанников и детей о правилах рационального питания, о культуре еды, чувашских национальных блюдах и традициях;
  • оснащение пищеблока универсальными приводами, специальными устройствами для приготовления пищи
  • приобретение в каждую группу системы для потребления детьми чистой питьевой воды с микроэлементами и фильтр для воды на пищеблок.
  • создание единой информационной базы по организации питания в дошкольном учреждении, автоматизация ежедневного рациона питания детей в ДОУ с анализом пищевой и энергетической ценности

Содержание проекта “За обе щечки” отвечает следующим принципам:

  • возрастная адекватность - соответствие используемых форм и методов возрастным физиологическим и психологическим особенностям детей;
  • научная обоснованность  и достоверность – содержание проекта базируется на данных  научных исследований в области   питания детей;
  • практическая целесообразность – содержание проекта отражает наиболее актуальные проблемы, связанные с организацией питания детей;
  • динамическое развитие и системность – содержание каждого из  последующих этапов проекта, цели и задачи определялись с учетом тех сведений, оценочных суждений и поведенческих навыков, которые были сформированы  у детей в результате предыдущих этапов;
  • вовлеченность в реализацию программы родителей воспитанников;
  • культурологическая сообразность – в содержании проекта отражены исторически сложившиеся традиции питания, являющиеся частью культуры народов России и Чувашии.

Механизм реализации проекта

Вся работа по реализации проекта делится на три этапа:

I этап – подготовительный.

Итог данного этапа:

– разработка и утверждение в Роспотребнадзоре примерного 10-ти дневного меню для детей раннего возраста, вариативного меню и меню для детей с аллергопатологией;
– создание материально-технических условий в каждой возрастной группе для перехода на нетрадиционную форму организации питания;
– психологическая готовность сотрудников и родителей воспитанников на новую нетрадиционную форму организации питания в учреждению.

II этап – преобразующий.

В результате которого происходит постепенный переход на новую форму организации питания детей; постепенное реформирование материально-технической базы пищеблока.

III этап – итоговый.

Работа МДОУ «Детский сад №70» в новом режиме работы по организации питания детей. Подведение итогов работы за год в новом режиме по организации питания на педагогическом совете и общем родительском собрании.

Технология реализации организации рационального вариативного питания в дошкольном учреждении с учетом приоритетов и уровня здоровья детей

Разработка и внедрение вариативного меню для детей:

  • разработка десятидневного вариативного меню с учетом его разнообразия в течение дня и выполнения норм питания и калорийности;
  • утверждение вариативного меню в Роспотребнадзоре
  • заключение договора с поставщиками продуктов, утверждение спецификации в зависимости от десятидневного вариативного меню
  • издание приказа о введение в действие 10-дневного вариативного меню
  • проведение семинарских занятий с сотрудниками ДОУ о реализации вариативного питания в детском саду
  • отслеживание сбалансированного питания и выполнение норм одним ребенком
  • контроль за организацией питания в дошкольном учреждении

Разработка и реализация примерного 10-ти дневного меню для детей с аллергопатологией

  • разработка 10-дневного меню для детей с аллергопатологией в зависимости от их заболеваний, с учетом утвержденного в Роспотребнадзоре 10-дневного вариативного меню
  • запрос от участкового дерматолога ребенка с аллергопатологией заключения о его состоянии и примерном перечне заменяемых продуктов
  • составление списков детей претендующих на пятый стол
  • составление дополнительной спецификации на продукты питания для детей аллергиков не включенные в основной перечень
  • издание приказа о введение в действие пятого стола для детей с аллергопатологией
  • проведение семинарских занятий с сотрудниками ДОУ об организации питания в детском саду детей с аллергопатологией
  • отслеживание сбалансированного питания и выполнение норм одним ребенком

Видение результатов проекта по организации вариативного питания детей

В перечень блюд вариативного меню входят несколько видов бутербродов, салатов, молочных, мясных и рыбных блюд, различных напитков, фрукты и т.д. На все блюда оформлены технологические карты с подробным описанием норм расхода сырья, требований к технологии приготовления изделия. Рассчитаны химический состав и калорийность каждого блюда.
«Вариативный стол» предлагается на завтрак и (или) на ужин. Во время еды играет тихая, спокойная музыка. Столы сервируются красивой посудой, накрыты специально сшитыми, подобранными соответственно интерьеру скатертями и салфетками.
Каждый ребенок имеет возможность выбрать ту еду, которую он больше любит или которую хочет сегодня попробовать, оценить новое для него явство, обсудить со сверстниками вкус пищи, даже посоветовать друг другу отведать то или иное блюдо.
В зависимости от ассортимента продуктов ежедневно к завтраку и ужину на стол детям предлагаются 2-3 наименования салатов, порционные овощи, 2-3 наименования рыбных, мясных блюд, гарниров, молочные каши, омлеты, напитки, фрукты.
Меню-требование выписывается на отдельном бланке. Учитывая, что часть продуктов съедается детьми на «вариативном столе», в общем меню-требовании потребление продуктов питания доводится до суточной нормы.

Управление и система контроля за реализацией проекта «За обе щечки»

Цели контроля:

  • выявление эффективности процесса реализации проекта;
  • вскрытие проблем, определе­ние причин их появления, проведение корректирующих воз­действий, направленных на приведение промежуточных ре­зультатов реализации проекта в соответствие с намеченны­ми целями.

Качество контроля за реализацией проекта возможно при соблюдении сле­дующих условий:

  • сформированность потоков информации;
  • распределение полномочий сотрудников по сбору информа­ции;
  • защита информации от искажения, что во многом зависит от уровня компетентности контролирующих;
  • своевременность переработки полученной информации;
  • конструктивный характер анализа полученной информации;
  • гласность контроля.

Управление и контроль за реализацией проекта обеспечивают:

  • Заведующий МДОУ – Леончик Е.В.;
  • Совет МДОУ «Детский сад №70» по питанию. Создается приказом заведующего с целью прослеживания результатов, сроков выполнения запланированных мероприятий. 

Управление образования администрации г. Чебоксары оказывает необходимую помощь и координацию работы по реализации проекта.

Совет МДОУ «Детский сад №70» по питанию:

  • определяет промежуточные результаты реализации проекта;
  • производит оценку объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации программы;
  • рассматривает вопросы выделения материальных средств исполнителям проектов и осуществляет контроль за их целевым и эффективным использованием;

В рамках практической реализации проекта предусматривается:

  • формирование ежегодного перечня первоочередных работ по осуществлению мероприятий проекта и организация их исполнения;
  • рассмотрение на совете трудового коллектива дошкольного учреждения и общем родительском собрании хода выполнения проекта;
  • формирование координационных планов ежегодных совместных действий педагогов учреждения, органов местного самоуправления по выполнению мероприятий проекта,
  • организация их выполнения;
  • создание системы мониторинга оценки качества и эффективности реализации проекта и обеспечение его функционирования.