Проект по физике "Мирный атом?"

Разделы: Физика


Метод проектов – организация  обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения практических заданий-проектов. Это  метод, комплексно реализующий ряд педагогических принципов – самодеятельность, сотрудничество детей и взрослых, учёт возрастных, индивидуальных особенностей детей, деятельностный подход, актуализация субъектной позиции ребёнка в педагогическом процессе и др.

Особая педагогическая значимость метода проектов состоит в том, что:

  • метод проектов – это метод практического целенаправленного действия, который позволяет формировать собственный жизненный опыт ребёнка по взаимодействию с окружающим миром;
  • метод проектов – это педагогическая технология, актуализирующая субъектную позицию ребёнка в образовательном и воспитательном процессе; является методом, учитывающим детские потребности и интересы, возрастные и индивидуальные особенностей детей, стимулирующим их самодеятельность;
  • метод проектов способствует актуализации знаний, умений и навыков ребёнка, их практическому применению;
  • метод проектов стимулирует потребность ребёнка в самореализации, самовыражении, в творческой личностно и общественно значимой деятельности;
  • метод проектов реализует принцип сотрудничества детей и взрослых, позволяет сочетать коллективное и индивидуальное в педагогическом процессе;
  • метод проектов является технологией, обеспечивающий рост личности ребёнка, позволяет контролировать этот рост. [2]

 Процесс работы по методу проектов состоит из нескольких основных этапов:

  1. Целеполагание. Постановка задачи. Педагог помогает ребёнку определить наиболее актуальную и в то же время посильную для него задачу в рамках предложенной темы.

  2. Составление плана деятельности по достижению намеченной цели. Детям предстоит определить основные шаги по достижению намеченной цели, подумать, какие книги предстоит прочесть, какое оборудование понадобится для выполнения проекта, с каким оборудованием предстоит научиться работать, к кому придётся обратиться за советом и помощью и т.д.

  3. Выполнение данного проекта:

  4. А) собирание конкретных фактов, самостоятельно наблюдаемых и изучаемых учениками;
    Б) группировка материала и установление общих положений;
    В) применение полученных знаний на практике.

  5. Составление и оформление отчёта о проделанной работе

  6. Подведение итогов произведённой работы, коллективное обсуждение, оценка и самооценка.

Я предлагаю разработку проекта  «Мирный атом?» для учащихся 9 класса
Весь проект рассчитан на 6 часов учебного времени по физике – столько отводится времени на освоение темы «Использование энергии атомных ядер» в курсе физики 9 класса – и 2 часа учебного времени по информатике для оформления презентаций на компьютере в программе Microsoft PowerPoint.

Роль и место данной темы в курсе:

В школьном курсе физики на базовом уровне (2 ч. в неделю) не так много времени отводится на изучение физики атомного ядра: строение атома и атомного ядра – 12 часов и 5 часов – использование энергии атомных ядер. Некоторые вопросы более подробно изучаются в 11-м классе.

Основные вопросы темы, рассматриваемые в рамках предлагаемого проекта:

Деление ядер урана. Цепная реакция.
Ядерный реактор. Преобразование внутренней энергии атомных ядер в электрическую энергию.
Атомная энергетика.
Биологическое действие радиации
Получение и применение радиоактивных изотопов
Термоядерная реакция.

Краткий обзор материала, изученного на предыдущих уроках:

На уроках, предшествовавших данному проекту, дано понятие радиоактивности, изучены темы о строении атомного ядра, его составе. Изучен альфа- и бета- распад, правило смещения. Даны понятия о ядерных силах, энергии связи и дефекте масс.
Проведены уроки по контролю знаний по этим темам и умению составлять уравнения ядерных реакций, применять правило смещения при альфа- и бета- распадах, решать задачи на нахождение энергии связи ядра и дефекта масс.

Средства обучения (+ТСО): компьютер, мультимедиапроектор, экран, электронные учебные издания и энциклопедии, учебно-методическая литература, доступ к Интернету для сбора информации

Использование компьютера при подготовке к проекту учителя:

Подготовка материалов для оценки работ творческих групп и самооценки учащихся, для контроля знаний учащихся.

Использование компьютера при подготовке презентаций:

  • Подбор иллюстративного материала.
  • Подбор ссылок на интернет-ресурсы.
  • Создание презентаций по следующим темам:
    • Цепная ядерная реакция
    • Реактор
    • История освоения ядерной энергии
    • Биологическое действие радиации (Приложение 1)
    • Атомная энергетика: вчера, сегодня, завтра

Ожидаемые результаты обучения:

После изучения данной темы учащиеся должны:

знать/понимать:

  • смысл понятий атом, атомное ядро, дефект массы, энергия связи, радиоактивность, ионизирующее излучение;
  • смысл физических величин поглощённая доза излучения, эквивалентная доза излучения;
  • смысл физических законов, принципов, постулатов закон связи массы и энергии, закон радиоактивного распада, законы сохранения в микромире;
  • вклад российских и зарубежных учёных в развитие атомной энергетики;

уметь:

  • описывать и объяснять результаты своих исследований;
  • приводить примеры и описывать фундаментальные опыты по изучаемой теме;
  • приводить примеры практического применения полученных знаний;
  • воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в СМИ, научно-популярных статьях;
  • использовать новые информационные технологии для поиска, обработки и предъявления информации по физике
    • обеспечения безопасности жизнедеятельности;
    • анализа и оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения (в том числе и радиоактивного) окружающей среды;
    • рационального природопользования и защиты окружающей среды;
    • определения собственной позиции по отношению к экологическим  проблемам и поведению в природной среде.

В 9 классе в МОУ СОШ №33 пос. Кытлым  учится 11 человек. Они  были разделены на следующие творческие группы (группы составом более 3 человек я считаю не целесообразными):

Теоретики – Половников  Н., Бузин В.
Инженеры – Старцев  В., Ярославцев С.
Журналисты – Непомнящий  А., Бойко В.
Биологи – Кочергина  Н., Новикова О.
Дизайнеры – Пешеходов  А., Козлова О.
Историк – Тетюева  М.

Таблица 1

Темы исследований по творческим группам

Творческая группа Темы, предлагаемые для изучения при работе над проектом Название проекта
Теоретики Цепная ядерная реакция, физические основы существования и использования энергии атомных ядер. Термоядерные реакции «Большие возможности маленьких частиц» или «Самые мощные силы в природе»
Инженеры Атомные электростанции. Ядерный реактор – классификация ядерных реакторов, их устройство, применение. Ядерное оружие «Быть или не быть ядерной энергетике?» (Приложение 2)
Журналисты Атомная энергетика сегодня. Использование радиоактивных изотопов в наши дни. Обзор прессы «Ядерная энергия в мирных целях» или «Атом сегодня»
Биологи Биологическое действие радиации. (Приложение 1) «Кто кого?»
Историки История развития знаний о природе ядерной энергии. История развития атомной энергетики. «У истоков знаний об атомной энергии» и «Хроника событий» или «Как укрощали микромир» 
Дизайнеры Помощь творческим группам в оформлении «Досье», оформление газеты – плаката по результатам урока-диспута «Мирный атом: «За» и «Против». Создание презентации «Мирный атом?»  

Таблица 2

Перечень уроков по данной теме

№ урока Содержание Домашнее задание
1 Постановка задачи перед учащимися, деление учащихся на группы, распределение тем исследовательских работ по творческим группам, определение целей и задач каждого исследовательского проекта. Составление плана деятельности по достижению намеченной цели, определение основных шагов по достижению цели, какие экспериментальные задачи надо решить для реализации поставленных задач. Знакомство с литературой по проекту Прочитать по учебнику §66 – 71. Сделать подборку материалов по теме своего исследования из различных источников.
2 Оформление «Досье» по собранному материалу на листе А3 каждой рабочей группой Начать работу по оформлению презентации или выступления по теме исследования.
Подготовить выступления от своей творческой группы для участия в диспуте. Рассмотреть положительные и отрицательные стороны использования атомной энергии
3 Урок-диспут «Мирный атом: «За» и «Против»» Оформить презентацию или подготовиться к выступлению по теме исследования творческой группы
4 Презентация исследовательских работ групп учащихся Готовиться к контрольной работе по теме «Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер» (IV глава учебника)
5 Презентация исследовательских работ групп учащихся
6 Контрольная работа  

Предполагается несколько контрольных точек для оценивания хода подготовки к защите по темам исследований:

  • Досье по теме проекта творческой группы
  • Урок-диспут «Мирный атом: «За» и «Против»»

В качестве экспертов на защите презентаций могут выступать как учащиеся этого же класса из других творческих групп, так и учащиеся 11 класса. Я предполагала, что в оценке презентаций будут участвовать сами ученики. То есть каждая творческая группа оценивает работу других творческих групп. Кроме этого презентации оценивает учитель и приглашённые на урок педагоги.  Для оценивания я предлагаю балльную оценку, которая впоследствии переводится в традиционную школьную
Кроме этого предполагается самооценка учащихся.По этой самооценке можно судить также и об участии каждого ученика в работе над презентацией и, возможно,  корректировать итоговую отметку в соответствии с вкладом каждого ученика в общий проект.

Критерии оценивания презентации по физике по теме исследования  по проекту «Мирный атом?»

1. Содержательность презентации Максимальная оценка по критерию оценивания Ваша оценка
1. В презентации дан ответ на проблемный вопрос. 2  
2. Порядок исследования и его результаты представлены полно и логично 2  
3. Формулы и уравнения приведены с комментариями 2  
4. Использование в презентации таблиц, графиков, диаграмм 2  
Общая оценка 8  
2. Защита презентации Максимальная оценка по критерию оценивания Ваша оценка
1. Знание основных формул и определений по теме исследования 2  
2. Рассказ о содержании презентации и работе над ней логичный, связный,  интересный 2  
3. На дополнительные вопросы по теме исследования даны развёрнутые, правильные ответы 2  
Общая оценка 6  
3. Грамотность и работа с различными источниками информации Максимальная оценка по критерию оценивания Ваша оценка
1. В презентации использована информация из различных источников 2  
2. Грамотность, отсутствие ошибок­ 2  
3. В презентации указаны источники информации 2  
4. Творческий подход к подборке и оформлению материалов 2  
Общая оценка 8  
4. Дизайн  презентации Максимальная оценка по критерию оценивания Ваша оценка
1. Доступность изложенного материала 2  
2. Эффективность использования пространства презентации 2  
3. Применение иллюстративного материала (необходимость и достаточность) 2  
Общая оценка 6  

Оценка отдельных параметров:

2 – данный параметр представлен в презентации в оптимальном объёме.
1 – недостаточно представлен в презентации.
0 – не представлен в презентации.

Порядок перевода рейтинговой оценки в традиционную школьную оценку:

При получении суммарной оценки 26 – 28 баллов выставляется оценка – 5;
При получении суммарной оценки 22 – 25 баллов выставляется оценка – 4;
При получении суммарной оценки 16 – 21 балл выставляется оценка – 3;
При получении суммарной оценки менее 16 баллов предлагается доработать публикацию для повторной защиты.

Самооценка работы над  проектом «Мирный атом?»

I. Ответьте на следующие вопросы, оценивая свои ответы  по четырехбалльной шкале:

– если ваш ответ характеризуется формулировкой «нет» или «не ясно», то количество баллов равно «0»;
– если – «скорее нет, чем да», то  «1» балл;
– если – «скорее  да, чем нет», то «2» балла;
– если – «да, в полной мере», то  «3» балла.

№ п/п Формулировка Балл
1 Мне понравилось работать над проектом  
2 Я справился с задачей, поставленной передо мной в работе над проектом.  
3 Я приобрёл полезные знания во время работы над темой проекта  
4 Я хочу изучить дополнительную литературу по теме проекта  
5 Я полностью согласен с оценкой работы моей творческой группы другими учащимися  
6 В оценке работ других творческих групп я был объективен  
7 В поиске материала и работе над проектом мне помогали родители  
8 Я хотел бы участвовать в работе и над другими исследовательскими проектами  
  Общий балл  

II. Оцените Ваш вклад в работу вашей творческой группы. Если всю проделанную работу оценить 10 баллами, то Ваша часть – ___________. И такую же оценку произведите по этапам работы:

Этапы работы над проектом Оценка
1 Знакомство с темой проекта. Выбор темы исследования для своей творческой группы  
2 Подбор литературы и поиск информации из различных источников по теме исследования  
3 Оформление «Досье» по выбранной теме исследования  
4 Участие в диспуте ««За» и «Против»»  
5 Оформление презентации или подготовка устного выступления по теме исследования  
6 Защита презентации или устное выступление по теме исследования  
7 Оценка работ других творческих групп  
  Общий балл  

III. Я считаю, что моя работа над проектом должна быть оценена ________ (укажите, какую оценку, Вы считаете, учитель поставит вам в журнал)
В следующем проекте я хотел бы быть в группе с ______________________________________________________________ (напишите несколько фамилий из Вашего класса, с которыми Вы бы хотели сотрудничать)

IV. Я хотел бы работать в следующем проекте в качестве: теоретика, инженера, биолога, дизайнера, историка, журналиста. (Подчеркните выбранное Вами направление, можно несколько, но более предпочтительное направление тогда подчеркните двумя чертами).

Список литературы:

1. Intel® «Обучение для будущего» (при поддержке Microsoft): Учебное пособие. – 5 издание – М.: Издательско-торговый дом «Русская редакция», 2005. – 368 с.+CD
2. Цветкова И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты. Популярное пособие для родителей и педагогов – Ярославль: «Академия развития»,1997. – 192с., ил.