Метод проектов – организация обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения практических заданий-проектов. Это метод, комплексно реализующий ряд педагогических принципов – самодеятельность, сотрудничество детей и взрослых, учёт возрастных, индивидуальных особенностей детей, деятельностный подход, актуализация субъектной позиции ребёнка в педагогическом процессе и др.
Особая педагогическая значимость метода проектов состоит в том, что:
- метод проектов – это метод практического целенаправленного действия, который позволяет формировать собственный жизненный опыт ребёнка по взаимодействию с окружающим миром;
- метод проектов – это педагогическая технология, актуализирующая субъектную позицию ребёнка в образовательном и воспитательном процессе; является методом, учитывающим детские потребности и интересы, возрастные и индивидуальные особенностей детей, стимулирующим их самодеятельность;
- метод проектов способствует актуализации знаний, умений и навыков ребёнка, их практическому применению;
- метод проектов стимулирует потребность ребёнка в самореализации, самовыражении, в творческой личностно и общественно значимой деятельности;
- метод проектов реализует принцип сотрудничества детей и взрослых, позволяет сочетать коллективное и индивидуальное в педагогическом процессе;
- метод проектов является технологией, обеспечивающий рост личности ребёнка, позволяет контролировать этот рост. [2]
Процесс работы по методу проектов состоит из нескольких основных этапов:
Целеполагание. Постановка задачи. Педагог помогает ребёнку определить наиболее актуальную и в то же время посильную для него задачу в рамках предложенной темы.
Составление плана деятельности по достижению намеченной цели. Детям предстоит определить основные шаги по достижению намеченной цели, подумать, какие книги предстоит прочесть, какое оборудование понадобится для выполнения проекта, с каким оборудованием предстоит научиться работать, к кому придётся обратиться за советом и помощью и т.д.
Выполнение данного проекта:
Составление и оформление отчёта о проделанной работе
Подведение итогов произведённой работы, коллективное обсуждение, оценка и самооценка.
А) собирание конкретных фактов,
самостоятельно наблюдаемых и изучаемых
учениками;
Б) группировка материала и установление общих
положений;
В) применение полученных знаний на практике.
Я предлагаю разработку проекта «Мирный
атом?» для учащихся 9 класса
Весь проект рассчитан на 6 часов учебного времени
по физике – столько отводится времени на
освоение темы «Использование энергии атомных
ядер» в курсе физики 9 класса – и 2 часа учебного
времени по информатике для оформления
презентаций на компьютере в программе Microsoft
PowerPoint.
Роль и место данной темы в курсе:
В школьном курсе физики на базовом уровне (2 ч. в неделю) не так много времени отводится на изучение физики атомного ядра: строение атома и атомного ядра – 12 часов и 5 часов – использование энергии атомных ядер. Некоторые вопросы более подробно изучаются в 11-м классе.
Основные вопросы темы, рассматриваемые в рамках предлагаемого проекта:
Деление ядер урана. Цепная реакция.
Ядерный реактор. Преобразование внутренней
энергии атомных ядер в электрическую энергию.
Атомная энергетика.
Биологическое действие радиации
Получение и применение радиоактивных изотопов
Термоядерная реакция.
Краткий обзор материала, изученного на предыдущих уроках:
На уроках, предшествовавших данному проекту,
дано понятие радиоактивности, изучены темы о
строении атомного ядра, его составе. Изучен
альфа- и бета- распад, правило смещения. Даны
понятия о ядерных силах, энергии связи и дефекте
масс.
Проведены уроки по контролю знаний по этим темам
и умению составлять уравнения ядерных реакций,
применять правило смещения при альфа- и бета-
распадах, решать задачи на нахождение энергии
связи ядра и дефекта масс.
Средства обучения (+ТСО): компьютер, мультимедиапроектор, экран, электронные учебные издания и энциклопедии, учебно-методическая литература, доступ к Интернету для сбора информации
Использование компьютера при подготовке к проекту учителя:
Подготовка материалов для оценки работ творческих групп и самооценки учащихся, для контроля знаний учащихся.
Использование компьютера при подготовке презентаций:
- Подбор иллюстративного материала.
- Подбор ссылок на интернет-ресурсы.
- Создание презентаций по следующим темам:
- Цепная ядерная реакция
- Реактор
- История освоения ядерной энергии
- Биологическое действие радиации (Приложение 1)
- Атомная энергетика: вчера, сегодня, завтра
Ожидаемые результаты обучения:
После изучения данной темы учащиеся должны:
знать/понимать:
- смысл понятий атом, атомное ядро, дефект массы, энергия связи, радиоактивность, ионизирующее излучение;
- смысл физических величин поглощённая доза излучения, эквивалентная доза излучения;
- смысл физических законов, принципов, постулатов закон связи массы и энергии, закон радиоактивного распада, законы сохранения в микромире;
- вклад российских и зарубежных учёных в развитие атомной энергетики;
уметь:
- описывать и объяснять результаты своих исследований;
- приводить примеры и описывать фундаментальные опыты по изучаемой теме;
- приводить примеры практического применения полученных знаний;
- воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в СМИ, научно-популярных статьях;
- использовать новые информационные технологии
для поиска, обработки и предъявления информации
по физике
- обеспечения безопасности жизнедеятельности;
- анализа и оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения (в том числе и радиоактивного) окружающей среды;
- рационального природопользования и защиты окружающей среды;
- определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам и поведению в природной среде.
В 9 классе в МОУ СОШ №33 пос. Кытлым учится 11 человек. Они были разделены на следующие творческие группы (группы составом более 3 человек я считаю не целесообразными):
Теоретики – Половников Н., Бузин В.
Инженеры – Старцев В., Ярославцев С.
Журналисты – Непомнящий А., Бойко В.
Биологи – Кочергина Н., Новикова О.
Дизайнеры – Пешеходов А., Козлова О.
Историк – Тетюева М.
Таблица 1
Темы исследований по творческим группам
Творческая группа | Темы, предлагаемые для изучения при работе над проектом | Название проекта |
Теоретики | Цепная ядерная реакция, физические основы существования и использования энергии атомных ядер. Термоядерные реакции | «Большие возможности маленьких частиц» или «Самые мощные силы в природе» |
Инженеры | Атомные электростанции. Ядерный реактор – классификация ядерных реакторов, их устройство, применение. Ядерное оружие | «Быть или не быть ядерной энергетике?» (Приложение 2) |
Журналисты | Атомная энергетика сегодня. Использование радиоактивных изотопов в наши дни. Обзор прессы | «Ядерная энергия в мирных целях» или «Атом сегодня» |
Биологи | Биологическое действие радиации. (Приложение 1) | «Кто кого?» |
Историки | История развития знаний о природе ядерной энергии. История развития атомной энергетики. | «У истоков знаний об атомной энергии» и «Хроника событий» или «Как укрощали микромир» |
Дизайнеры | Помощь творческим группам в оформлении «Досье», оформление газеты – плаката по результатам урока-диспута «Мирный атом: «За» и «Против». Создание презентации «Мирный атом?» |
Таблица 2
Перечень уроков по данной теме
№ урока | Содержание | Домашнее задание |
1 | Постановка задачи перед учащимися, деление учащихся на группы, распределение тем исследовательских работ по творческим группам, определение целей и задач каждого исследовательского проекта. Составление плана деятельности по достижению намеченной цели, определение основных шагов по достижению цели, какие экспериментальные задачи надо решить для реализации поставленных задач. Знакомство с литературой по проекту | Прочитать по учебнику §66 – 71. Сделать подборку материалов по теме своего исследования из различных источников. |
2 | Оформление «Досье» по собранному материалу на листе А3 каждой рабочей группой | Начать работу по оформлению
презентации или выступления по теме
исследования. Подготовить выступления от своей творческой группы для участия в диспуте. Рассмотреть положительные и отрицательные стороны использования атомной энергии |
3 | Урок-диспут «Мирный атом: «За» и «Против»» | Оформить презентацию или подготовиться к выступлению по теме исследования творческой группы |
4 | Презентация исследовательских работ групп учащихся | Готовиться к контрольной работе по теме «Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер» (IV глава учебника) |
5 | Презентация исследовательских работ групп учащихся | |
6 | Контрольная работа |
Предполагается несколько контрольных точек для оценивания хода подготовки к защите по темам исследований:
- Досье по теме проекта творческой группы
- Урок-диспут «Мирный атом: «За» и «Против»»
В качестве экспертов на защите презентаций
могут выступать как учащиеся этого же класса из
других творческих групп, так и учащиеся 11 класса.
Я предполагала, что в оценке презентаций будут
участвовать сами ученики. То есть каждая
творческая группа оценивает работу других
творческих групп. Кроме этого презентации
оценивает учитель и приглашённые на урок
педагоги. Для оценивания я предлагаю балльную
оценку, которая впоследствии переводится в
традиционную школьную
Кроме этого предполагается самооценка
учащихся.По этой самооценке можно судить также и
об участии каждого ученика в работе над
презентацией и, возможно, корректировать
итоговую отметку в соответствии с вкладом
каждого ученика в общий проект.
Критерии оценивания презентации по физике по теме исследования по проекту «Мирный атом?»
1. Содержательность презентации | Максимальная оценка по критерию оценивания | Ваша оценка |
1. В презентации дан ответ на проблемный вопрос. | 2 | |
2. Порядок исследования и его результаты представлены полно и логично | 2 | |
3. Формулы и уравнения приведены с комментариями | 2 | |
4. Использование в презентации таблиц, графиков, диаграмм | 2 | |
Общая оценка | 8 | |
2. Защита презентации | Максимальная оценка по критерию оценивания | Ваша оценка |
1. Знание основных формул и определений по теме исследования | 2 | |
2. Рассказ о содержании презентации и работе над ней логичный, связный, интересный | 2 | |
3. На дополнительные вопросы по теме исследования даны развёрнутые, правильные ответы | 2 | |
Общая оценка | 6 | |
3. Грамотность и работа с различными источниками информации | Максимальная оценка по критерию оценивания | Ваша оценка |
1. В презентации использована информация из различных источников | 2 | |
2. Грамотность, отсутствие ошибок | 2 | |
3. В презентации указаны источники информации | 2 | |
4. Творческий подход к подборке и оформлению материалов | 2 | |
Общая оценка | 8 | |
4. Дизайн презентации | Максимальная оценка по критерию оценивания | Ваша оценка |
1. Доступность изложенного материала | 2 | |
2. Эффективность использования пространства презентации | 2 | |
3. Применение иллюстративного материала (необходимость и достаточность) | 2 | |
Общая оценка | 6 |
Оценка отдельных параметров:
2 – данный параметр представлен в
презентации в оптимальном объёме.
1 – недостаточно представлен в презентации.
0 – не представлен в презентации.
Порядок перевода рейтинговой оценки в традиционную школьную оценку:
При получении суммарной оценки 26 – 28 баллов
выставляется оценка – 5;
При получении суммарной оценки 22 – 25 баллов
выставляется оценка – 4;
При получении суммарной оценки 16 – 21 балл
выставляется оценка – 3;
При получении суммарной оценки менее 16 баллов
предлагается доработать публикацию для
повторной защиты.
Самооценка работы над проектом «Мирный атом?»
I. Ответьте на следующие вопросы, оценивая свои ответы по четырехбалльной шкале:
– если ваш ответ характеризуется
формулировкой «нет» или «не ясно», то количество
баллов равно «0»;
– если – «скорее нет, чем да», то «1» балл;
– если – «скорее да, чем нет», то «2» балла;
– если – «да, в полной мере», то «3» балла.
№ п/п | Формулировка | Балл |
1 | Мне понравилось работать над проектом | |
2 | Я справился с задачей, поставленной передо мной в работе над проектом. | |
3 | Я приобрёл полезные знания во время работы над темой проекта | |
4 | Я хочу изучить дополнительную литературу по теме проекта | |
5 | Я полностью согласен с оценкой работы моей творческой группы другими учащимися | |
6 | В оценке работ других творческих групп я был объективен | |
7 | В поиске материала и работе над проектом мне помогали родители | |
8 | Я хотел бы участвовать в работе и над другими исследовательскими проектами | |
Общий балл |
II. Оцените Ваш вклад в работу вашей творческой группы. Если всю проделанную работу оценить 10 баллами, то Ваша часть – ___________. И такую же оценку произведите по этапам работы:
№ | Этапы работы над проектом | Оценка |
1 | Знакомство с темой проекта. Выбор темы исследования для своей творческой группы | |
2 | Подбор литературы и поиск информации из различных источников по теме исследования | |
3 | Оформление «Досье» по выбранной теме исследования | |
4 | Участие в диспуте ««За» и «Против»» | |
5 | Оформление презентации или подготовка устного выступления по теме исследования | |
6 | Защита презентации или устное выступление по теме исследования | |
7 | Оценка работ других творческих групп | |
Общий балл |
III. Я считаю, что моя работа над
проектом должна быть оценена ________ (укажите, какую
оценку, Вы считаете, учитель поставит вам в
журнал)
В следующем проекте я хотел бы быть в группе с
______________________________________________________________ (напишите
несколько фамилий из Вашего класса, с которыми Вы
бы хотели сотрудничать)
IV. Я хотел бы работать в следующем проекте в качестве: теоретика, инженера, биолога, дизайнера, историка, журналиста. (Подчеркните выбранное Вами направление, можно несколько, но более предпочтительное направление тогда подчеркните двумя чертами).
Список литературы:
1. Intel® «Обучение для будущего» (при поддержке
Microsoft): Учебное пособие. – 5 издание – М.:
Издательско-торговый дом «Русская редакция», 2005.
– 368 с.+CD
2. Цветкова И.В. Экология для начальной школы.
Игры и проекты. Популярное пособие для родителей
и педагогов – Ярославль: «Академия развития»,1997.
– 192с., ил.