Открытый урок по литературному чтению. Е.И. Чарушин. "Страшный рассказ"

Разделы: Начальная школа


Цель.

  • Познакомить с произведением Е. И. Чарушина “Страшный рассказ”.
  • Совершенствовать восприятие и осознание текста, артикуляцию и выразительность - навыки скорочтения. Развивать оперативную память и внимание.
  • Воспитывать эмоционально-эстетическую отзывчивость на произведение.

1.Организационный момент.

Эмоциональный настрой.

– “Здравствуйте!” Мы скажем человеку. -“Здравствуйте” Улыбнется нам он в ответ,

И, наверное, не пойдет он в аптеку,
И здоровым будет много лет!
-Добрые люди , будьте здоровы!
Улыбнитесь, соберитесь,
Начинаем наш урок.

Девиз урока – слово “Труд” (Терпеливые ребята, увлеченные делом).

– На нашем уроке, лучший друг и помощник – слово. Слово можно сравнить с этим предметом – “орех”. Оболочка (скорлупа) – звучание (слово– “звук”), а ядро– значение, смысл (слово– “образ”). Например, слово “животные” ,оно звонко жужжит во рту звуком/ж-ж/, а раскрываем его смысл, оно имеет – нежное , теплое, смешное ядрышко. Недаром говорят: “ На великое дело – великое слово”

2. Проверка домашнего задания.

– Какое верное слово вы найдете в тексте , по сказке В.В.Бианки “Сова”. (Работа с сигналами). Игра “Верный ответ”. А) Что белил старик? 1) чай , 2) избу.

Б) Чем старик обидел сову? 1) дубинкой. 2) словом. В) Какого цвета были цветки клевера? 1)белые 2) красные. Г) Кто разорял шмелиные гнезда? 1) мыши 2) птицы

Молодцы , все дали верный ответ. Чему учит эта сказка? Итог по домашнему заданию.

Чтобы во всем был порядок, нужно, чтобы каждый занимался своим делом и

уважительно относился к окружающим. “ Стал старик Сову хвалить, к себе в гости звать,

“ уваживать ”.Хорошо поработали дома молодцы.

3. Фонетическая зарядка.

1) Артикуляционные упражнения. – Слово “звук”, приглашает нас, на фонетическую зарядку. (Сделаем глубокий вдох, произнесем протяжно: -ж-ж-ж. Шепотом -жа -жа. Тихо– жу-жу-жу. Громко -жи-жи-жи. Радостно -еж-еж-еж.).Чистоговорка: Лежит ежик у елки. У ежа– иголки. Скороговорка: У ежа -ежата, у ужа – ужата. Не живут ужи, где живут ежи. Загадка: Добродушен , деловит, весь иголками покрыт, слышишь топот шустрых ножек ? Это наш приятель – ежик.

4.Подготовка к восприятию.

– Сегодня на уроке лесной гость– это еж и его любознательный друг – Слово- “творчество”. А любознательные ученики нашего класса приготовили необычные сообщения, о разных животных этого семейства. Еж благодарит вас, за интересные сообщения и приглашает вас посетить книжную выставку.

Рассказ учителя о творчестве Е.И. Чарушина.

Физминутка: На опушке ежик ждет, руки в стороны ,вперед. Ежик топал под кустом,

Приглашая нас в свой дом. Руки вниз, потом на пояс, вверх, убегаем мы от всех.

Побежим скорее в класс и послушаем рассказ.

5. Работа над текстом.

1.Первичное чтение текста учителем. (-Какие чувства пробудил в вас этот рассказ?

Когда человеку страшно, что он чувствует? Как говорит ?)

2.3амер скорочтения. (Ежу захотелось узнать, как читают ученики нашего класса.) По команде “звук”– читаем вслух текст сначала. По команде “стоп”-прекращаем чтение и считаем количество слов, которое вы прочитали. (Узнаем результат замера.)

– Повторим скорочтение. Узнаем увеличилось скорочтение или уменьшилось. Физкультминутка с офтальмо – тренажером.

3.Повторное чтение текста учащимися. А)-Читаем шепотом. Б) “ За Диктором”

В) Хоровое чтение. Г) Упражнение “Губы”.

4.К.С.О. Собрать пословицы. (“У страха глаза велики” , “Страх на тараканьих ножках бегает”, “Страх по пятам за неправдой ходит”.)

6. Закрепление.

1) Словарная работа. – Народное слово , откроет вам секрет, смысл русских слов-

“сени”, “чулан”, “лампа”. (Работа с Толковым словарем).

2)Упражнение “Фотоглаз”. (Слово – действие , предлагает друг за другом прочитать

заключительную часть рассказа и подчеркнуть слова “действия”.)

– Кому захотелось прочитать другие произведения этого автора. Их вы найдете в

хрестоматии или в библиотеке.

7. Итог урока. -Подумайте, чему учит рассказ Е.И.Чарушина?

1)-Ежик и его друг “Слово – “ творчество” просит разгадать кроссворд “Герои произведения Чарушина”, и прочитав ключевое слово, мы узнаем, чему учат эти произведения (заботится о братьях наших младших-животных). (Кроссворд: заяц, лиса, белка, волк, кот, кабан – забота).

2)Рефликсия. – Пришла весна, появились цветы, “Слово “Цвет” предлагает вам выбрать цветок – настроение и подарить его Ежу.

3) Выставление оценок.

4)Растает даже ледяная глыба от слова теплого... (Спасибо),

На прощание и во Франции и в Дании говорят... (До свидания!),

8. Организация на перемену. – Урок окончен.