Цели урока:
Оборудование: карта "Россия в 1-й четверти 19-го века".
Оформление доски.
Правила поведения при работе в группе (листок с правилами находится на столе каждой команды, основные правила выведены на доску).
Форма проведения урока: урок - игра, с использованием интерактивных технологий.
При подготовке к уроку учащиеся получают задание: разделиться на три команды, придумать название команды, её девиз, эмблему, выбрать капитана.
Вступительное слово учителя: "Дорогие ребята, сегодня мы проводим повторительно - обобщающий урок по теме: "Эпоха Александра I 1801-1825 гг.". Перед нами поставлена задача не просто повторить изученный материал, а систематизировать и углубить свои знания по очень важному и интересному периоду в истории России.
Итак, сегодня у нас соревнуются три команды:
Представление капитанов, эмблема, девиз команды. Для успешной работы необходимо повторить правила работы в группе, которые находятся на столе у каждой команды. Каковы они?
Правила работы в группе: (эти правила должны быть заранее объяснены участникам, во время интерактивного занятия написанные правила должны находиться на видном месте, чтобы в случае разногласий в группе, можно было обратиться к правилам).
- Чтобы попросить слово, подними руку.
- Говори по теме, понятно, кратко.
- Выслушай каждого, не перебивай. Не говори одновременно с другими.
- Старайся понять мнение другого, даже если ты с ним не согласен.
- Критически отнесись к мыслям, а не к людям.
- Старайся найти наилучшее решение проблемы.
- Поощряй других к участию в обсуждении.
- Будь доброжелателен и терпим.
- Задавай вопросы на понимание ( "Правильно ли я понял, что:").
- Соблюдай правило "трёх нельзя":
нельзя говорить: "всё уже сказано";
нельзя отказываться сообщить своё мнение группе;
нельзя прятать за высказыванием дурное настроение.
Учитывая возрастные особенности восьмиклассников, на доске для зрительного восприятия выведены основные правила:
- Правило уважения: когда говорит один- остальные слушают.
- Правило прилежания: выполняем все задания добросовестно.
- Правило дружелюбия: нельзя насмехаться, обзываться.
Для оценки нашей работы у капитанов есть списки команд, в которых отмечаются ответы каждого участника, а в конце игры капитаны должны будут подвести итоги работы своей команды, а команда должна будет оценить капитана.
Вступительное слово учителя: "Россия в начале 19-го века - огромная держава: площадь - 16 миллионов километров квадратных (1/ 6 часть земной суши ), население - 40 миллионов человек, плотность населения- менее 2,5 человек на 1 километр квадратный, общество - сословное".
Вопрос классу: что такое сословия? На доске выписаны сословия российского общества: дворянство, крестьяне (государственные, удельные, крепостные), казаки, мещане, купцы, духовенство.
Задание командам: назвать привилегированные, полупривилегированные, податные сословия.
Используя запись на доске, учащиеся дают ответ.
Учитель: "Анализируя на уроках особенности экономического развития России, мы пришли к выводу, что в России происходит разложение феодальных отношений и зарождение капиталистических".
Задание командам: из предложенного выбрать признаки капитализма (каждая команда получает задание на стол):
- барщинная система хозяйства;
- специализация районов;
- оброк;
- барщина;
- мануфактура;
- формирование Всероссийского рынка;
- система крепостного права;
- абсолютная монархия;
- ярмарки;
- разделение труда;
- натуральное хозяйство;
- помещичье землевладение;
- превращение ремесла в мелкотоварное производство;
- использование в промышленности и сельском хозяйстве труда крепостных;
- развитие товарно - денежных отношений;
- денежный оброк.
Проверили правильность выполнения задания.
Вопрос командам: Назовите условия необходимые для развития капитализма. Команды дают ответ: капитал, рынок свободной рабочей силы, рынок товаров. Развитие капитализма - закономерный прогрессивный процесс.
Вопрос командам: Назовите то, что мешало развитию капитализма? Команды дают ответ: крепостное право, самодержавие, помещичье землевладение.
Учитель: "Такую Россию получил для управления Александр I".
Вопрос классу: в ходе какого события Александр I пришёл к власти? Команды дают ответ: путём Дворцового переворота 11 - 12 марта 1801 года.
Вопрос классу: что Вам известно о таких личностях, как Кочубей Виктор Павлович, Строганов Павел Александрович, Новосильцев Николай Николаевич, граф Чарторыйский? Команды дают ответ: "Негласный Комитет" (1801 - 1803 г.г.).
По одному человеку от команды приглашаются за отдельный стол.
Задание: соотнесите даты и события начала правления Александра I:
1801г. "Указ о вольных хлебопашцах".
1803 г. Запрещены публикации о продаже крестьян.
1801 г. Право не дворян покупать землю.
1808 г. Запрет продавать крестьян на ярмарках.
1809 г. Ограничение произвола помещиков в отношении крестьян.
1802 г. Учреждение Государственного Совета.
1810 г. Учреждение министерств.
"Негласный комитет" - ближайшее окружение Александра I, друзья императора изучил обстановку в стране и приходит к выводу о необходимости решения аграрного вопроса и проведении реформ госаппарата. Таким образом, с деятельностью "Негласного комитета" связан либеральный период правления Александра I.
Задание командам: сравнить решение аграрного вопроса в правление Павла I и Александра I. Напоминание командам, что при сравнении находим общие черты и различия. Команды дают ответ.
С 1807 г. в ближайшем окружении Александра I оказывается М.М. Сперанский.
Задание командам: что предлагает изменить Сперанский М.М. в системе управления Россией? На доске создана схема "Государственное устройство России в проекте Сперанского М.М.".
Команды дают ответ: Сперанский М.М. предлагал реализовать основные принципы деятельности государственных органов власти:
- разделение властей на законодательную, исполнительную, судебную;
- независимость судебной власти;
- ответственность исполнительной власти перед законодательной;
Задание командам: Что из предложенного было реализовано в России?
Знатоки реформ государственного аппарата приглашаются за отдельный стол.
Задание: Назвать функции министерств и их отличия от коллегий.
Задание командам: Дайте определение понятиям и терминам. Каждая команда получает листок с заданием:
- барщина;
- оброк;
- абсолютная монархия;
- ярмарка;
- натуральное хозяйство;
- дворцовый переворот;
- мануфактура;
- Всероссийский рынок;
- коалиция;
- Коституция;
- континентальная блокада;
- духовенство;
- "месячина";
- дворцовый переворот;
- товарно - денежное хозяйство;
- Юрьев день;
- пожилое;
- заповедные лета;
- урочные лета
Внешняя политика 1801 - 1812 г.г.
Задание командам: назвать основные направления и задачи внешней политики Александра I.
Команды заполняют таблицу: "Войны России с Турцией и Ираном", отражая в ней причины войн и условия заключения мира, рассматривая таким образом восточное направление внешней политики Александра I.
Знатоки западного направления внешней политики и участия России в антифранцузских коалициях, а так же условий Тильзитского мира приглашаются за отдельные столы.
Задание: назвать даты участия России в антифранцузских коалициях, основные события и их результаты, а также дату и условия Тильзитского мира, позитивные и негативные последствия для России этого договора.
Соглашения, заключённые в Тильзите не могли быть прочными. Наполеон продолжал захватническую политику в Европе, что вызывало возражения со стороны Александра I. Это раздражало Наполеона, привыкшего к раболепству. С 1810 г. отношения между Россией и Францией испортились. Активная внутренняя политика Александра I будет прервана войной 1812г., в состояние которой , в силу непримиримых противоречий сползала Россия и Франция.
Задание командам: назовите основные причины войны 1812г.; назовите наиболее значимые сражения Отечественной войны 1812г., расположите их в хронологической последовательности.
Знатоки карты приглашаются за отдельные столы для выполнения задания на контурных картах.
Вопрос классу: Почему война называется Отечественной, народной? В чём её историческое значение? Когда состоялся Заграничный поход русской армии, каковы его цели? Что получила Россия по решениям Венского Конгресса?(показать по карте).
Значение Заграничного похода: Россия на несколько десятилетий стала ведущей европейской державой, оказывавшей влияние не только на европейскую политику, но и на мировую.
Учитель: "Политика Александра I после Отечественной войны связана с именем Алексея Андреевича Аракчеева".
Задание командам: выбрать из предложенных событий либеральные и реакционные преобразования России.
Учитель: "В эпоху Александра I в России зарождается революционная идеология декабристов".
Задание командам: Раскрыть планы декабристов о переустройстве России через знание программ Северного и Южного обществ по плану:
- Государственное устройство;
- Крестьянский вопрос;
- Гражданские свободы;
- Крепостное право;
- Сословный строй;
Команды составляют предложенную им таблицу.
Задание командам: объяснить крылатые выражения, кому принадлежат и по какому поводу сказаны?
"Дней Александровых прекрасное начало:".
"Вот взошло солнце Аустерлица".
"С потерею Москвы не потеряна Россия".
"Они будут во что бы - то ни стало, хотя бы пришлось уложить трупами дорогу от Петербурга до Чудово:".
"Не угодно ли вам, государь, променять этого человека на какое либо королевство".
"Я отращу себе бороду и буду есть картофель с последним из своих крестьян, но не подпишу стыд своего Отечества".
"На Москву ведёт множество дорог, но одна из них - через Полтаву".
"Из всех моих сражений, самое ужасное то, которое дал под Москвой".
"Через пять лет я буду господином мира; остаётся одна Россия, но я раздавлю её".
Подведение итогов: капитаны выставляют оценки команде, команда - капитану.
Использованная литература:
- Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России 19 век. - М., 2006.
- Данилов А.А., Косулина Л.Г. Рабочая тетрадь к учебнику "История России 19 век". - М., 2006.
- Жукова Л.В. История России 19 века. Пособие для учащихся. - М., 1996.
- Зырянов П.Н. История России 19 век. 8 кл. - М., 1998.