Одним из путей совершенствования процесса обучения является выполнение учащимися домашних заданий. Своевременное выполнение домашних заданий в каждом классе - одно из необходимых условий успешного усвоения учащимися программного материала. Мои личные наблюдения и исследования качества знаний учащихся показывают, что домашнее задание в повышении качества знаний учащихся занимает не последнее место. Поэтому я как родитель двух детей школьного возраста и как педагог, решила изучить этот вопрос и дать советы родителям по нему, так как организация процесса приготовления домашних заданий ребенком является безусловным родительским долгом. Сюда входит и организация рабочего места, и уточнение распорядка дня, с тем, чтобы выделить на приготовление уроков необходимое время, и определение последовательности приготовления уроков для младших школьников.
В первую очередь я ознакомила учащихся моего класса с "Новыми санитарными нормами для школ", провела анкетирование, посредством которого получила необходимые данные об организации и выполнении моими учащимися домашних заданий. Обсудили с ними такой проблемный вопрос, как "Готовые домашние задания" и пришли к выводу, что нельзя злоупотреблять ими, чтобы не углубить пробелы в знаниях.
Я убеждена, что не все родители знают как вести себя при приготовлении ребенком домашних заданий, поэтому надеюсь, что моя беседа поможет вам в этом нелегком вопросе. И мы, совместно с вами и детьми добьемся повышения качества знаний, что является нашей главной целью.
Ни один вопрос не может быть исследован глубоко без изучения наследия прошлого. Рассмотрим организацию работы учащихся в русской дореволюционной и советской школах.
Для дореволюционной школы характерна перегрузка учащихся домашними заданиями, обусловленная догматическими методами обучения, господством механической зубрежки. Кратко такой тип учебного процесса можно охарактеризовать так:
- Догматические словесные формулировки.
- Заучивание словесных формулировок без достаточного понимания изучаемого.
- Дословное воспроизведение заучиваемого.
Такое обучение развивает механическую память. Механическая зубрежка порождала скуку и отвращение к учению.
К концу ХIХ века стали заметны существенные недостатки в сложившейся системе обучения. Огромный вклад в разработку проблемы обучения внес великий русский педагог, основоположник русской педагогической науки и народной школы в России
Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1871). Он считал выполнение домашних заданий необходимым видом учебных занятий, составной, обязательной частью обучения. С его точки зрения "без домашних уроков учение может продвигаться вперед лишь очень медленно".
К.Д. Ушинский определял домашнюю работу как одну из форм самостоятельной работы. Придавая при этом большое значение умению ученика самостоятельно учиться.
А теперь конкретно рассмотрим, что следует и чего не следует делать родителям при совместном приготовлении уроков, как приучить ребенка к выполнению домашних заданий.
Первое, что требуется от родителей, - это приучить сына или дочь вовремя садиться за уроки. Проверьте, правильно ли организовано рабочее место ребенка. Оно должно быть достаточно освещено. Источник света должен находиться спереди и слева, чтобы на тетрадь не падала тень от головы и от руки. Во время приготовления уроков на столе не должно быть никаких лишних предметов.
По советам психологов приступить к выполнению домашнего задания лучше всего через час-полтора после возвращения из школы, чтобы ребенок успел отдохнуть от занятий, но еще не устал и не перевозбудился от домашних развлечений и игр с товарищами. Речь идет о ребенке, не посещающем группу продленного дня. Если ребенок занят какими-либо другими важными делами (например, посещает кружок или спит после обеда, что для младшего школьника очень полезно), то конечно, можно садиться за уроки и попозже. Но в любом случае нельзя откладывать это на вечер. Детям, занимающимся во вторую смену, лучше всего делать домашние задания утром.
С каких предметов начинать выполнение домашних заданий, необходимо определить индивидуально. По совету психологов и опытных педагогов начинать лучше с чтения, оно "включает" ребенка в работу, зрительный образ слова подготавливает его к письменной работе. Однако, если ребенок выражает желание сменить порядок выполнения - дайте ему свободу, пусть он сам решит, что он хочет сделать сначала. Обычно дети охотнее берутся за те предметы, которые ими легче усваиваются, они кажутся им более интересными, им легче достичь успеха в этих предметах. Начав с такого предмета, ребенок легче "включится" в работу и перейдет на выполнение заданий по другим предметам.
Уроки лучше выполнить в будни, в крайнем случае, на выходные можно оставить занимательные задания, к примеру, по труду или рисованию. Если уж есть необходимость сесть за уроки, они не должны занимать больше положенного в будни времени. А вот что обязательно должен сделать ребенок - это выспаться, вволю погулять, пообщаться с мамой и папой, поиграть в те игры, на которые в будни не хватает времени. Постарайтесь, чтобы он не выбивался из привычного ритма жизни, не нарушайте обычного режима дня. Тогда к началу новой рабочей недели ребенок будет готов полноценно учиться дальше.
Большое волнение испытывает ребенок, когда ему ставят оценки. Приятно, когда это стабильно высокие оценки. Но нельзя допустить, чтобы ребенок на этом основании почувствовал свое превосходство перед другими, чтобы, расспрашивая детей об их оценках, хвастался своими, дружил только с теми, кто хорошо учится. Следует опасаться, чтобы мотивы познавательной деятельности не подменились мотивами получения высоких оценок любой ценой и любыми средствами. Оценка не должна стать самоцелью, она лишь венчает хорошую, добросовестную работу.
Если оценки на первых порах недостаточно высоки, нужно разобраться в причинах такого положения дел. Медлительность, невнимательность и неаккуратность являются частыми причинами первых неудач ребенка. Часто у детей возникают трудности с выполнением письменных работ. Последовательные, доброжелательные занятия дома помогут исправить положение: ускорить темп деятельности, усилить концентрацию внимания, улучшить почерк. Обязательно должно быть отмечено старание ребенка и выражена уверенность в том, что учеба скоро наладится.
В тех случаях, когда ребенок испытывает стабильные трудности в течение достаточно длительного времени, и советы учителя не помогают улучшить положение, рекомендуется обратиться за помощью в психологическую или медико-педагогическую консультацию. Специалисты вместе с родителями помогут ребенку преодолеть трудности обучения так, чтобы отрицательно не повлиять на его характер и не подорвать здоровье. Доброжелательное отношение взрослых дает возможность ребенку не пасть духом.
Дети младшего школьного возраста делают много ошибок и помарок от неумения распределять внимание, от чрезмерного напряжения, быстрого утомления. Присутствуя при приготовлении ребенком домашнего задания, родители подбадривают его, объясняют, если ребенок что-то не понял или забыл, но не подменяют его деятельность своей. Конечно, нужно требовать, чтобы домашнее задание было выполнено чисто, аккуратно, красиво. Но все эти требования должны оставаться в пределах возможностей ребенка. Неправы те родители, которые заставляют переписывать домашнее задание по десять раз. Сегодня ребенок со слезами на глазах перепишет работу десять раз, а завтра выполнит задание небрежно, т.к. родители были заняты и не проверяли качество работы. Как следствие - ребенок может начать ловчить, учитывать занятость и настроение родителей, а собственной ответственности у него так и не сформируется.
Родители, которые практически сразу предоставляют детям полную самостоятельность в приготовлении уроков, также неправы, как и те, которые оказывают детям чрезмерную опеку. Одни взрослые сразу заявляют ребенку: "Уроки заданы тебе, а не мне, вот ты и делай!" Другие ласково спрашивают: "Ну, что нам сегодня задано?" И раскрывают учебники и тетрадки. В первом случае возникает обида на равнодушие родных к таким важным школьным делам и страдает качество выполняемых заданий, а во втором - формируется безответственность, уверенность, что все будет сделано хорошо и без собственных усилий.
Но постепенно ребенку будет требоваться все меньше времени для организации занятий. Поэтому прямое участие родителей в выполнении уроков можно будет заменить только присутствием. Постепенно нужно снижать степень контроля. К концу начальной школы ребенок должен научиться делать уроки самостоятельно, показывая родителям только готовый результат. В этом случае родители могут ограничиться контролем качества выполнения заданий. Неизменными остаются лишь интерес и внимание к жизни ребенка, умение радоваться его успехам, а при первом появлении трудностей в учебе или общении вы, конечно, должны помочь ему.
Родители часто требуют, чтобы ребенок не вставал из-за стола, пока не приготовит все уроки. Это не верно. Для 7-летнего ребенка время непрерывной работы не должно превышать 15-20 минут, к концу начальной школы оно может доходить до 30-40 минут. Перерывы не должны быть длительными - достаточно пяти минут, если они заполнены интенсивными физическими нагрузками. Можно в эти пять минут поиграть с ребенком в мяч. Если дома есть спортивный комплекс, ребенок может полазать по канату и несколько раз подтянуться на турнике. Если всего этого нет, можно попрыгать через скакалку, сделать несколько приседаний, наклонов. Когда советуешь родителям не переутомлять школьника слишком долгими непрерывными занятиями, нередко слышишь в ответ: "В школе же он может сидеть 45 минут!" Но не забывайте: сегодня он уже отсидел 5-6 уроков. Именно из-за этого его работоспособность теперь снизилась.
Время выполнения домашних заданий не должно превышать санитарно-гигиенические нормы, предусмотренные для учащихся школы. Домашние задания даются учащимся с учетом возможности их выполнения в следующих пределах: в 1-м классе (со второго полугодия) - до 1 ч, во 2-м - до 1,5 ч, в 3-4-м - до 2,5 ч, в 5-6-м - до 2,5 ч, в 7-8-м - до 3 ч, в 9-11-м - до 4 ч.
Ни в коем случае не давайте ребенку дополнительных домашних заданий, кроме тех, которые дали в школе. Не заставляйте переделывать плохо выполненную классную работу. Можно предложить проверить ее и поправить ошибки, но переписывать не надо. Повторное выполнение уже сделанного (пусть и с ошибками) задания воспринимаются как бессмысленное, скучное дело. Оно отбивает охоту заниматься, лишает веры в свои силы.
Если ребенок ошибся, не спешите возмущаться: "О чем ты только думаешь?!" Лучше по окончании работы помогите исправить ошибки. В отдельных случаях, если ребенок не понял задачи, которую объясняли на уроке, повторите объяснение дома. Но, конечно, нельзя за ребенка решать задачу, проводить вычисления.
Когда ребенок делает уроки, придвиньтесь к нему поближе, погладьте по голове, по спинке, пошепчите на ушко что-нибудь ласковое. Спокойная доброжелательная помощь поможет ребенку сэкономить силы. Поверить в то, что успех вполне достижим. Преодолев с вашей помощью свои трудности, он научится не бояться предстоящей работы, рационально организовывать и планировать свою деятельность. И еще одно предупреждение. Никогда не ругайте сына или дочь за исправления, даже если от них в тетради получается "грязь". Самоисправления - это первая форма самоконтроля. Они должны всячески поощряться.
Не раздражайтесь и не считайте потерянным время, которое вы проведете, сидя рядом с детьми за письменным столом. Может быть, именно эти мгновения запомнятся им на всю жизнь как что-то самое драгоценное.
Но неужели не бывает , что ребенок просто избалован и садится на шею?
Конечно, бывает! Хотя справиться с этим не так уж и трудно. Тут главное соблюдать принцип "утром деньги, вечером стулья". К примеру, хочет сын пригласить приятеля - пожалуйста, но прежде пусть выполнит домашние задания. И никаких авансов! Если ребенок избалован, рассчитывать на его "благонадежность не приходится". Такие дети склонны наобещать с три короба, но добившись своего, нарушают обещания.
Ученики начальных классов еще очень трепетно относятся ко всему, что связано со школой. И признаться перед всеми, что ты не выучил урок, им гораздо страшнее, чем, скажем, восьмиклассникам. Так что пусть почувствуют последствия собственной безответственности. Пусть пару раз сходят в школу с несделанным упражнением или с нерешенной задачей. Это гораздо полезнее, чем вам полдня трепать себе нервы, умоляя чадо приступить к урокам и тем самым, создавая у него впечатление, будто он работает исключительно ради вашего спокойствия.
Но что делать, если ребенок приносит плохие отметки? Прежде всего, отнеситесь к этому спокойно, разберитесь, в чем дело. Перестаньте замечать только неудачи, сосредоточьте все внимание на тех школьных достижениях, которые есть. Пусть они невелики, но вовсе не быть их не может. Итак, родителям нужно начать интересоваться не промахами, а успехами своего ребенка.
"Двойки", поставленные за неряшливость, "грязь" в тетради, - серьезное наказание для ребенка. Родителям достаточно выказать огорчение и выразить надежду на то, что в дальнейшем ребенок будет писать аккуратнее. Никаких дополнительных наказаний применять не надо.
А бывает, что ребенок получает низкие отметки за устные ответы, хотя знает материал, выучил все уроки. Хорошо ответить ему мешает волнение, возникающее каждый раз, когда учитель вызывает его к доске. Такого ребенка надо ободрить, внушить ему веру в свои силы.
Ни в коем случае не надо при ребенке плохо отзываться об учителях. Именно сомнения в действиях учителя вызывают у многих детей охлаждения к школе. В книге "Популярная педагогика" известный американский психолог Аллан Фромм пишет: "Отношение ребенка к школе и учебе, приятие их или не приятие, обычно зависит не столько от учебного заведения, сколько от семьи, интеллектуального уровня ее членов. Если в доме много книг и их регулярно читают, очень возможно, ребенок легко станет осваивать знания, предлагаемые ему в любой школе. А приобретя какие-то интересы, он уже никогда не растеряет их".
Чтобы человек научился преодолевать трудности, у него не должно возникать впечатления беспросветности. Это и взрослых-то расхолаживает, а детей, которым гораздо больше, чем взрослым, необходим скорый результат, и подавно. Поэтому крайне важно создавать у ребенка впечатление, что он продвигается вперед. Пусть даже иллюзорное! Со временем иллюзия непременно станет реальностью. Ребенок поверит в свои силы, и произойдет прорыв. Тут я хочу привести пример со своей практики как родитель. Мой сын, когда поступал в школу, не умел читать. Я учила его за лето, хваля его за малейшие продвижения. Теперь он успешно учится в 3 прогимназическом классе, у него по якутской и русской литературе оценки "4" и "5". Если же вы будете воздерживаться от похвал, дожидаясь реальных успехов, то скорее всего и не дождетесь.
Я, как педагог и как родитель, против готовых домашних заданий, считаю этот вопрос очень большой проблемой нынешней школы.
Великий педагог Антон Семенович Макаренко сказал: "Наши дети - это наша старость. Правильное воспитание - это наше счастливая старость; плохое воспитание - это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной". Так, давайте воспитывать наших детей трудолюбивыми людьми, а учеба - это главный труд учащихся. И успехи в учебе напрямую зависят от качественного выполнения домашних заданий.
Литература.
- "Популярная психология для родителей", под редакцией А.А.Бодалева, А.С.Спиваковской, Н.Л.Карповой, изд. "Флинта", 1998 г.
- Аллан Фромм, Томас Гордон "Популярная педагогика", Екатеринбург АРД ЛТД, 1997.
- Хрестоматия по возрастной психологии, Москва, Институт практической психологии, 1996.
- А.С. Макаренко "Лекции о воспитании детей", Минск "Народная асвета", 1978.
- К.В. Бардин "Чтобы ребенок успешно учился", Москва "Педагогика", 1988.
- Новые санитарные нормы для школ и дошкольных учреждений, Москва, 2001.
- Р. Фахрутдинова "Совершенствование процесса обучения", №15 газеты "Математика", 2004.
- Т.Шишова "Ох, уж эти уроки!", журнал "Крестьянка", март, 2005.
- А.О. Дробинская "Школьные трудности нестандартных детей", Москва, "Школа - Пресс", 1999.