Урок №: 1
Тема: Былинные герои
Цель:
Обучающая: сформировать представления о былинах, о типах былинных героев,
Развивающая: развивать умения применять на уроке знания, полученные ранее;
расширять лексикон в рамках изучаемой темы: старина, сказитель, имена героев;
Воспитывающая: воспитывать чувство гордости за русских народных героев.
Тип урока: урок изучения новой темы, лекция.
Методы: словесный, наглядный.
Оборудование: репродукция картины Васнецова “Богатыри”.
Ход урока
I. Оргмомент
II. Подготовка к усвоению нового материала.
Демонстрируется репродукция картины Васнецова.
- Кто здесь изображен?
Правильно, это былинные герои Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович. Сегодня на уроке мы поговорим о Былинных героях.
III. Усвоение новых знаний.
Былины – это рассказ о том, что было когда-то, русские народные песни сказания. Раньше их называли старины (запись в тетрадях). В давние времена былины пели под аккомпанемент гуслей. Эпические песни знали и исполняли немногие знатоки, которых называли сказителями. На Руси сказители пользовались особым почетом и уважением среди крестьян. Их старались пригласить в артели, ведь под хороший сказ и работа спорилась. И в воскресные дни собирались крестьяне в какой-нибудь избе послушать сказ о богатырях. Народ верил в то, что могучие люди, богатыри, жили в давние времена. А слово богатырь вошло в нашу жизнь как мера оценки людей. Но богатыри, прежде всего главные герои былин, рассказывающих о событиях, связанных со становлением и защитой Древней Руси.
Выделяют несколько типов героев.
- Главные герои былин: Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович.
Давайте еще раз посмотрим на картину. Написал ее Виктор Михайлович Васнецов. Работал над ней очень долго, почти 17 лет. Три статных витязя на конях-исполинах. Васнецов хотел отобразить на холсте именно те черты богатырей, которые воспевались в былинах и сказках. У Ильи Муромца нахмурены брови. Он смотрит вдаль. Добрыня Никитич положил руку на рукоять меча, а Алеша Попович готов в любую секунду выпустить стрелу. Гордо застыли степные орлы на серых камнях, венчающих древние курганы. Все замерло, но этот миг тишины напряжен, словно натянутая тетива лука. Даже налитый кровью глаз неистового Бурушки, коня Ильи Муромца, показывает, какого усилия стоит это минутное ожидание, это кажущее спокойствие.
- Всмотритесь еще раз в лица этих богатырей и попробуйте ответить, каков их характер.
Богатыри эти не просто вымысел сказителя. Действительно жили люди, которые и стали прототипами сказочных богатырей. Прототипом Алеши Поповича был Ольбег Ратиборович. Ученые определили дату донного из подвигов Алеши – победы над Тугарином Змеевичем. Оказалось, что под именем Тугарина имелся в виду половецкий хан Тугархан, убитый во время похода на Русь. Его прозвали Змеевичем, потому что он принадлежал к династии Шупаханидов, а имя Шурахан, в переводе с половецкого, означает змей. Известна и дата второго подвига Алеши Поповича – победы над Идолищем Поганым. Под этим именем скрывается знаменитый половчанин Итларь. О том, что Илья Муромец существовал, ученые узнали из записей одного из иноземных посланцев, который заезжал в Киев. Это происходило в XVI-XVII веках. Там ему показали гробницу Ильи Муромца в главном храме Киевской Руси – Софии Киевской. Сама могила в то время уже была разграблена. Слово мур на Руси означало землю, камень, стену, а муром - крепость. Таким образом, имя Ильи Муромца было расшифровано как Илья из пограничной крепости. Возведенная им система оборонительных сооружений прикрыла от набегов печенегов всю Южную Русь. Этим и объясняется то, что его так любит народ. Добрыня – знаменитый человек, который упоминается во многих летописях. Он крупный русский полководец и политик конца X века. Он был также назначен посадником в Новгород.
Народ не забывал своих спасителей, героев, и со временем наделял их сказочными свойствами.
Чтение отрывков из былин.
- Древнейшие былинные образы: Святогор, Волх Всеславьевич, Михайло Потык и др.
- Богатыри героического цикла, воины- богатыри: Суровец - Суздалец, Василий Игнатьевич и др.
- Богатыри киевские и новгородские. Былины, дошедшие до нас, группируются вокруг двух древнерусских центров – Киева и Новгорода. Ставр Годинович, Глеб Володьевич; Садко, Василий Буслаевич.
Святогор – наиболее загадочный образ. В одной из былин говорится, что Святогор ездит только по горам, что его мать сыра земля не держит. Нет ему равных по силе, и в то же время его сила не находит применения. Святогор не совершает никаких подвигов. Не случайно сумочка, которую не мог поднять Святогор, принадлежит Микуле Селяниновичу, пахарю. То, что легко несет пахарь, губит богатыря. Но в одной из былин Святогор наделяет своей силой Илью Муромца.
Чтение отрывков из былин.
Чтение отрывков из былин.
В отличие от других героев былин у Садка нет силы, чтобы бороться с противниками, ни богатства (первоначально), чтобы состязаться с соперниками. Он богатырь в сфере искусства.
Чтение отрывков из былин.
Былинные герои были идеалом для русского народа, и идеалом во всем. В одежде: У былинных героев всегда праздничная одежда (платье цветное), украшенное драгоценностями. Даже на работающем в поле Микуле Селяниновиче кафтан черна бархата, сапожки зелен сафьян. Между героями соблюдаются величавые отношения. Приветствие: “Ой ты гой еси..”При встрече незнакомого человека богатырь спрашивает: Из какой ты земли, какого отца-матери, как тебя именем зовут, величают по отчеству? Честь богатырская даже не позволяет нападать на противника врасплох.
Чтение отрывков из былин.
IV. Закрепление новых знаний.
Какой из былинных героев вам нравится больше всего?
V. Информация о дом. задании.
Знать основные типы былинных героев.
Урок №: 2
Тема: Былинные герои в изобразительном искусстве
Цель:
Обучающая: закрепить и обобщить знания о былинных героях, выяснить, как изображают героев художники;
Развивающая: развивать умение сравнивать,
Воспитывающая: воспитывать чувство гордости за национальных героев.
Тип урока: урок закрепления пройденного материала, урок-презентация
Методы: словесный, наглядный
Оборудование: проектор, презентация “Былинные герои в изобразительном искусстве” (приложение).
Ход урока
- Оргмомент.
- Проверка домашнего задания.
- Подготовка к усвоению новых знаний.
- Усвоение новых знаний.
Опрос.
Былины, былинные герои вдохновляли многих художников. Мы с вами уже видели одну картину, изображающую богатырей. Как она называется и кто ее автор.
Ответ ученика.
Сегодня мы познакомимся с другими картинами, посмотрим, как разные художники изображают былинных героев.
Тема урока: Былинные герои в изобразительном искусстве.
В. М.Васнецов написал богатырей, настоящих защитников Земли Русской. Они стоят на страже, охраняя свою родину, и можно быть уверенным, что даже зверь не пробежит мимо, птица не пролетит. Много подвигов совершили богатыри.
Слайд 2 (см. приложение.)
- Какой подвиг?
Эта былина вдохновляла разных художников, в разное время.
Слайд 3
Сравним два этих произведения.
Слайд 4
- Есть ли общие черты в изображении героя?
- Можем ли мы сказать, что это один и тот же человек?
- Опишите Добрыню. Какой он? (могучий, сильный, смелый …)
- Какая битва? Что в картинах нам говорит, что бой был страшным? (Цвета)
Как вы представляете Илью Муромца?
Ответы учеников.
Слайд 5
А так его изобразил художник Малютин.
Седовласый богатырь, он смелый, он призывает к бою, он бесстрашно выступает против огромного войска.
Былинные богатыри – храбрые воины
Слайд 6,7
(богатырский конь мчит над землей, богатырь выступает один против войска, опровергая пословицу)
Слайд 8
- Как вы думаете, кто изображен на этой картине?
- Почему вы так решили?
- С каким деревом можно сравнить этого богатыря?
Чтение отрывка былины
Слайд 9
А таким увидел Святогора К.А.Васильев.
- Какой момент изображен?
Каких новгородских героев вы можете назвать?
Слайд10
- В чем была сила Садко?
- Как художник изобразил его чудесные способности?
Слайд 11
Еще один новгородский герой Василий Буслаев. Лихой удалец, любящий кулаками разъяснить дело.
Давайте сравним двух этих героев. Как художники смогли в картинах изобразить их характер?
5.Закрепление пройденного материала.
Какая картина вас больше всего впечатлила?
Ученики выражают собственное мнение.
6. Информация о дом. задании.
Читать и анализировать русские былины
Урок №: 3
Тема: Былинные герои
Цель:
Обучающая: закрепить знания о типах былинных героев, активизировать словарный запас
Развивающая: развивать умение составлять проект работы и воплощать его,
Воспитывающая: воспитывать чувство гордости за национальных героев,
Тип урока: урок закрепления материала, урок творчества
Методы: словесный, практический
Оборудование: репродукции картин, у детей альбомы, карандаши.
Ход урока
- Оргмомент.
- Подготовка к работе на уроке.
- Работа на уроке.
- Имя
- Внешность
- Атрибуты
- Особенности характера
- Подвиги.
- Итог урока.
На прошлых уроках мы познакомились с былинными героями.
Кого вы можете назвать?
Какими качествами характера обладают былинные герои?
Каков ваш идеал былинного героя?
Сегодня мы будем выступать в роли народных сказителей и напишем свою старину о славном богатыре, жившем на земле русской, а может быть, он живет среди нас?
Цель нашего урока: придумать своего богатыря.
Детям предложен примерный план, по которому составляется образ героя.
Дети представляют свои работы.