Использование технологии уровневой дифференциации на уроке обучения грамоте

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии


Тема: Звук э, буква Э.Закрепление.

Цели урока: закрепить звук э, букву э, учить читать слоги и слова с этой буквой.

Формировать навык беглого, осмысленного и выразительного чтения. Работать над слого-звуковым анализом слов при помощи дидактической игры.

Уделять внимание лексической работе, развивать умение анализировать слова, развивать познавательный интерес и способности учащихся.

Реализовать задачи нравственно-эстетического воспитания. Воспитывать внимательное и бережное отношение к окружающему миру.

Оборудование: карточки для каждого учащегося, пригласительные билеты, карточки слогов, наглядность для оформления, игры на доске.

Ход урока

1.Организационный момент.

Артикуляционная гимнастика.

Входит буква “э” и вносит с собой письмо и пригласительные билеты от Деда Мороза.

-Кто это? (буква э).

-Мы познакомились вчера с нашей подружкой, и думаю, вы много о ней узнали.

-Что вы можете о ней сказать? (гласная, твердая).

-Варежки и валенки говорят о том, что буква “э” издалека шла и письмо принесла.

Буква “э”: А письмо вам отдам тогда, когда загадку отгадаете:

Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила,
И на санках прокатила (зима).

-Сегодня на уроке речь пойдет о зиме.

Дед Мороз прислал каждому из вас пригласительный билет- новогоднюю открытку и приглашает нас в зимний лес. Он у нас был на новогоднем празднике, а теперь нас в гости зовет. Хотите в гости к Деду Морозу?

2. Основная часть.

  1. Путь к Деду Морозу долгий, поэтому мы отправимся на вертолете в сопровождении веселого Снеговика. (на доске вертолет и Снеговик). Для того, чтобы получить право занять места в вертолете, вы должны выполнить задание.

У каждого на парте карточки (желтые, зеленые, розовые – три уровня сложности). Нужно переставить буквы в словах, чтобы правильно звучало предложение.

Дети зачитывают предложения. (Зима. Выпал снег. В лесу тихо.)

-Давайте составим теперь из этих предложений рассказ. Какое предложение возьмем первым, вторым, третьим?

-Говорят о тишине: “Тише воды, ниже травы”. Но что может быть тише падающего снега! Падал, падал снег и как будто он принес с небес тишину.

Вы правильно выполнили задание и можете занять места в вертолете.

2. В вертолете нас встречает медвежонок Миша и предлагает загадку:

Одеяло белое не руками сделано, не ткалось и не кроилось,

С неба на землю свалилось (снег).

-Придумайте родственные слова к слову снег (снежинка, снежок, снега, снеговик, снежный).

-Чем они похожи? (по смыслу, общая часть снег).

-Постройте звуковую модель слова снежок (слово дается в устной форме).

-Сколько звуков в слове? Дать характеристику каждому, разделить на слоги, назвать ударный.

3. – Пока составляли звуковую модель слова, вертолет доставил нас к месту посадки. Но вот беда, в лесу нет посадочной площадки. Придется прыгать с парашютом, приземлиться может тот, кто правильно прочтет слово на парашюте (дети по цепочке читают).

4. Физ. минутка.

-Все правильно прочитали. В заданном месте приземлились. Страшно было лететь? Давайте снимать стресс ( опускаем голову, туловище, руки).

5. – Опустились легкие снежинки на лесные тайные тропинки. И мы отправляемся по лесной тропинке на лесную поляну. А как выглядит эта поляна прочитаем в азбуке на стр. 151, “Книга зимы”. Читаем по предложению вслух.

Работа над пониманием смысла текста:

-Как понимаете слово всяк? (всякий).

-С чем сравнивает автор поля и поляны?

-Почему автор так назвал рассказ?

Работа над техникой чтения:

-Найти в тексте слова из 2 слогов.

-Слова с большой буквы. Почему?

Игра “Ловушка”. Учитель читает текст и заменяет некоторые слова синонимами. Дети должны найти. (ровным-гладким, теперь-сейчас, здесь-тут).

Работа над выразительностью:

-Чтение труднопроизносимых слов (стра-ни-цы, рас-пи-шет-ся, глад-кие).

-Прочитайте, подражая голосу медведя.

-Прочитайте, подражая голосу старушки-рассказушки.

-Как надо читать этот рассказ? (плавно, нежно, загадочно).

Чтение рассказа одним учеником.

6. Идем дальше. Поляна покрыта сияющим, белым мягким снегом. Воздух морозный и тонкий, защипал в носу, иголочками уколол щеки. Не простудиться бы.

Физкульт. пауза.(точечный массаж).

Девочки и мальчики.
Приготовьте пальчики.
Кашель, насморк и отит
Лечит пальчик – Айболит!

Но кто это? Белка! Она спешит предупредить нас, что впереди тропинку завалило сугробом. Мы должны расчистить ее. А для этого нам надо из слогов составить слова. (этот, этажи, эхо).

Чем похожи эти слова? (есть буква “э”).

7.На поляну вышли. Кажется, зимой на поляне никто не живет. Но это только так кажется. Что это за знаки на снегу? Вы заметили, ребята? Что бы они значили? Надо прочитать рассказ в азбуке на стр. 151 “Кто чем пишет?”

Чтение по цепочке по предложению.

-Так кто же здесь расписался? (звери и птицы).

-Чем могут писать звери? ( лапой, копытом, хвостом, крыльями).

Игра “Голова-хвост”. Учитель читает начало предложения, а дети заканчивают.

- Нам нужно разгадать чьи это следы, а то вдруг какой страшный зверь здесь притаился и поджидает нас. Как их нам прочитать узнаем из рассказа “Кто как читает?” стр. 151, 1 часть. (1 вариант читает 2 варианту).

-2 вариант отвечает, как мы будем их читать? (глазами).

-Кто скажет о своих читателях хорошее?

На доске следы зверей и птиц, дети называют чьи это следы.

-Смотрите, нам на встречу бежит заяц. А он по-другому читает следы. Как?

Прочитаем в азбуке на стр. 151 “Кто как читает?” 2 часть. Чтение 2 части самостоятельно.

-Как понимаете слово умудряются? (могут). Слово шибко? (очень).

-Как читают звери? (носом).

8. А теперь закройте глаза и послушайте стихотворение:

Под голубыми небесами
Великолепными коврами
Блестя на солнце, снег лежит.
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет.

-Вот мы наконец и на сказочной, занесенной снегом поляне. Нас встречают Дед Мороз и красавица елка. Но как вы думаете, ребята, чего не хватает на елке?

Правильно, игрушек. Давайте украсим елочку. У каждого из вас на пригласительном билете написаны слова. Украсить елочку может тот, кто правильно прочитает слово. Дети украшают елку.

-Мы прощаемся с Дедом Морозом и возвращаемся в класс.

3.Итог урока.

-Вы сегодня были грамотными читателями, примерными наблюдателями, любознательными исследователями. Спасибо вам! Молодцы!

4.Домашнее задание.

Читать рассказ “Книга зимы” целыми словами. Приготовить рассказ “Чем звери и птицы пишут”.