Цели:
Образовательные:
- Проконтролировать степень усвоения составления формул в электронных таблицах.
- Систематизация знаний по теме «Расчет сопротивления для последовательного, параллельного и смешанного соединения проводников».
- Формирование навыков самоконтроля.
Воспитательные: воспитание коллективизма, работоспособности.
Развивающие:
- Умение выделять главное, сравнивать, обобщать.
- Развитие самостоятельности.
- Развитие умения преодолевать трудности.
- Умение прочувствовать связь теории физики и практики информатики через межпредметные связи.
Ход урока
I. Повторение и обобщение изученного
Прежде чем приступить к решению задач, целесообразно обобщить материал предыдущих двух уроков. Результатом такого обобщения может стать таблица с общими закономерностями в цепях с последовательным и параллельным соединением проводников.
Последовательное соединение |
Параллельное соединение |
Iобщ= I1 = I2 Uобщ=U1 + U2 Rобщ=R1 + R2 |
Iобщ= I1 + I2 Uобщ=U1 = U2 |
Усвоению и закреплению знаний по этой теме способствует хороший подбор качественных вопросов и расчетных задач.
Далее приводится примерный список качественных вопросов:
- Как формулируется закон Ома для участка цепи и записать его на доске?
- Чему равно сопротивление проводника, если известна сила тока и напряжение?
- Чему равно напряжение, если известна сила тока и сопротивление проводника?
- Как сопротивление проводника зависит от длины проводника и от площади поперечного сечения проводника?
- Что называется удельным сопротивлением проводника?
- Записать на доске формулу, по которой можно рассчитать сопротивление проводника;
- В каких единицах выражается удельное сопротивление проводника?
- Из каких веществ на практике изготовляют проводники?
- Как изменится сопротивление электрической цепи, если подключить к любому звену цепи еще один резистор последовательно (параллельно)?
- Как измерить напряжение прибором, измеряющим силу тока?
- В каком случае вольтметр даст большее показание: при присоединении к лампе, или к амперметру? Почему?
- Что нужно сделать, чтобы уменьшить чувствительность амперметра?
- В ходе лабораторной работы ученик собрал цепь неправильно, поменяв местами амперметр и вольтметр. Будет ли в собранной цепи гореть лампочка? Что покажут приборы? Какой прибор может выйти из строя?
II. Решение задач
Учитель разбирает решение двух задач в качестве примера.
Задача 1
Три проводника с сопротивлением 7 Ом и 11 Ом и 6 Ом соединены последовательно. Определить сопротивление цепи.
Дано: |
Решение: |
||
Rобщ,- ? |
|
Ответ: Rобщ= 24 Ом.
Так решение задачи выглядит на доске. А как же оно будет выглядеть на компьютере?
В ячейке D12 нужно записать формулу для расчета общего сопротивления последовательного соединения.
Задача 2
Три проводника с сопротивлением 8 Ом и 12 Ом и 24 Ом соединены параллельно. Определить сопротивление цепи.
Дано: |
Решение: Rобщ= 4 (Ом) |
||
Rобщ,- ? |
|
Ответ: Rобщ= 4 Ом.
III. Самостоятельная работа
Электрические цепи, с которыми приходится иметь дело на практике, обычно состоят не из одного приемника электрического тока, а из нескольких различных, которые могут быть соединены между собой по-разному. Зная сопротивление каждого и способ соединения, можно определить общее сопротивление цепи.
Для выполнения самостоятельной работы учащимися можно предложить следующие задачи:
Определите общее сопротивление цепи. Оформите решение задач в ЭТ.
IV. Итог урока (5 мин.) – рефлексия
Что нового узнали на уроке?
Способствует ли форма проведенного урока лучшему усвоению изучаемого материала?
Используемая литература:
- Перышкин А. В. Учебник “Физика – 8”.
- Ситникова Т.А. Физика. 9 класс. Карточки заданий. – Саратов: Лицей, 2004.
- Пинский А. А.,Разумовский В. Г. “Физика и астрономия – 8”, М: Просвещение 1995.