Цель: Способствовать закреплению и расширению знаний учащихся о сказках, формированию устойчивого интереса к русскому народному творчеству. Воспитывать нравственно – эстетические качества, способствовать сплочению детского коллектива, коллектива родителей и учащихся. Развивать навыки выразительного и правильного чтения, обогащать речь и словарный запас учащихся.
Оборудование: костюмы Азбуки, Волка, Лисы, Красной Шапочки; красочно оформленные телеграммы, мелодии детских песен, дипломы, альбомные листы, фломастеры, жетоны, корзинка со “сказочными” предметами, таблички с названием сказок.
Оформление: зал украшен шарами, детскими рисунками на тему “Наши любимые сказки”, плакаты с героями сказок.
Звучит мелодия песни “Чему учат в школе”
Учитель: Сегодня у нас большой праздник “Прощание с Азбукой”. А совсем недавно – 1 сентября – вы пришли в школу.
1 ученик.
Зашумел осенний лес
Золотой листвою.
С тёплым летом расставаться
Грустно нам с тобою.
Колокольчик зазвенел
Звонкий и весёлый.
2 ученик.
Он сегодня всех ребят
Приглашает в школу.
Постучал в окошко клён
Красно – жёлтой лапкой,
И чирикнул воробей:
- В добрый путь, ребятки.
3 ученик.
Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Мы учили букву А,
Мы учили букву У,
Малыши кричат – уа,
Мы в лесу кричим – ау.
4 ученик.
С буквы а – арбуз и аист
(Мы запомнить постарались)
С буквы У у нас, ребята,
Ухо, удочка, утята…
Вот чему на первый раз
Научился первый класс.
5 ученик.
Нас научила Азбука читать
Слова на слоги разделять,
Открыла тайны многих книг
К ней любой из нас привык.
6 ученик.
Тому, кто хочет много знать,
Про горы и долины,
Про водные глубины,
Про реки, звёзды и моря –
Не обойтись без азбуки, друзья.
Стук в дверь. Входит “Азбука”.
Азбука:
Здравствуйте, дети! (Дети здороваются)
Я – Азбука, учу читать, меня никак нельзя не знать.
Меня изучишь хорошо и сможешь ты тогда
Любую книжку прочитать без всякого труда.
А в книжках есть про всё, про всё: про реки и моря,
И что у неба нет конца, и круглая Земля,
Про космонавтов, к облакам, летавших много раз,
Про дождь, и молнии, и гром, про свет, тепло и газ.
А сегодня я пришла посмотреть – хорошо ли вы читать научились.
Учитель: Присаживайся, дорогая Азбука, посмотри, чему мы научились в первом классе.
Дети читают стихи:
1.Мне теперь не до игрушек – я учусь по азбуке.
Соберу свои игрушки и Серёже подарю.
2. Деревянную посуду я пока дарить не буду,
Заяц нужен мне самой – ничего, что он хромой.
3. А медведь изломан слишком, куклу жалко
отдавать –
Он отдаст её мальчишкам или бросит под кровать.
4. Паровоз отдать Серёже? Он плохой и без колёс,
И потом – мне надо тоже поиграть хоть полчаса.
5. Мне теперь не до игрушек – я учусь по азбуке.
Но я, кажется, Серёже ничего не подарю.
Учитель: По азбуке вы учились читать. В “Прописях”, в тетрадях вы учились правильно писать буквы, слова и целые предложения. Вам помогала в этом школьная доска.
Ученица:
Доска черна, зато умна. Немало знает слов она.
Весна. Работа. Хлеб. Века. Какая умная доска!
Крошится мел в моей руке, слова выводит на доске:
Мир. Небо. Солнце. Облака. Какая умная доска!
Учитель: Сегодня вас поздравить пришли ребята пятиклассники.
Пятиклассники: Мы очень рады за вас, что вы научились читать, писать. Некоторые дети, научившись писать и читать, думают, что писать можно везде: на заборах, на стенах домов. Вот что о таких “писателях” говорится в стихотворении В.Степанова “Я по улице иду”
Я по улице иду,
Я читаю на ходу
Вывески, афиши
От земли до крыши.А на заборе прямо
Написано: “Динамо”.
Болельщик! Стыдно это,
Забор – не стенгазета.Навстречу мне рекламы
Спешат, как телеграммы,
Машин поток,
Людей поток,
Автобус пятый номер,Вдруг вижу:
“Сева – молоток”! –
Написано на доме.
Написано старательно,
Но думается мне:
Писать не обязательно
Об этом на стене.Вот улица Садовая
Весенним тёплым днём
Она блестит, как новая,
Умытая дождём.
Вокруг листвой весёлой
Шумит лесной “народ”
Простое слово “школа”
Читаю у ворот.Шумит на улице листва,
Но тихо в школьном доме,
Здесь пишут на доске слова,
В тетрадке и в альбоме.
Обязан каждый школьник знать:
Всё, о чём писать и где писать!
Учитель: Спасибо, ребята. А сейчас мы посмотрим сценку по сказке С. Маршака “Волк и лиса”
Ведущий:
Серый волк в густом лесу
Встретил рыжую лису.
Волк: Лисавета, здравствуй!
Лиса: Как дела, зубастый?
Волк:
Ничего идут дела.
Голова ещё цела.
Лиса: Где ты был?
Волк: На рынке.
Лиса: Что купил?
Волк: Свининки.
Лиса: Сколько взяли?
Волк:
Шерсти клок.
Ободрали правый бок.
Хвост отгрызли в драке!
Лиса: Кто отгрыз?
Волк: Собаки.
Лиса: Сыт ли, милый куманёк?
Волк:
Еле ноги уволок!
Как, Лиса, твои дела?
Лиса: На базаре я была.
Волк: Что ты так устала?
Лиса: Уток я считала.
Волк: Сколько было?
Лиса: Семь с восьмой.
Волк: Сколько стало?
Лиса: Ни одной.
Волк: Где же эти утки?
Лиса: У меня в желудке.
Азбука: Молодцы, ребята! Книги помогают вам увидеть удивительный и прекрасный мир. Какие книги вы любите больше всего читать? Конечно, сказки. Вот сейчас мы и проверим, каких сказочных героев вы знаете. (За правильные ответы дети получают жетоны)
Он и весел, и не злобен, этот милый чудачек.
С ним хозяин, мальчик Робин, и приятель – Пятачок.
Для него прогулка – праздник и на мёд особый нюх.
Это плюшевый проказник. Медвежонок… (Вини – Пух)
Он дружок зверям и детям, он живое существо,
Но таких на белом свете больше нет ни одного.
Потому что он не птица, не тигрёнок, не лисица,
Не котёнок, не щенок, не волчонок, не сурок.
Но заснята для кино и известна всем давно
Эта милая мордашка, а зовётся… (Чебурашка)
И на мачеху стирала,
И горох перебирала
По ночам при свечке.
А спала у печки.
Хороша, как солнышко.
Кто же это? (Золушка)Работать умела красиво и ловко,
В деле любом проявляла сноровку.
Лебедью белой в танце плыла…
Кто мастерица эта была? (Василиса Премудрая)
Она легко, как по канату,
Пройдёт по тоненькой веревочке.
Она жила в цветке когда – то.
Ну, а зовут её… (Дюймовочка)Парень слез с любимой печки,
За водой поплёлся к речке.
Щуку в проруби поймал
И с тех пор забот не знал. (Емеля)
Азбука: Некоторые сказочные герои прислали телеграммы. Давайте вместе угадаем, кто же их прислал.
Телеграммы:
1.Очень расстроена. Нечаянно разбила яичко. (Мышка. “Курочка – ряба”)
2.Всё закончилось благополучно, только хвост мой остался в проруби. (Волк. “Волк и лиса”)
3. Гуси – лебеди догоняют! (Алёнушка. “Гуси – лебеди”)
4. Все козлята найдены! (Коза. “Волк и семеро козлят”)
5. Всё вижу из короба! ( Машенька. “Маша и медведь”)
Азбука: Очень хорошо, ребята. Но я к вам в гости пришла не одна. Со мной пришла Красная Шапочка. Давайте дружно похлопает, чтобы она нас услышала и вошла к нам.
Входит Красная Шапочка.
Красная Шапочка: Шла я лесом к своей бабушке и нашла кем-то потерянные вещи. Помогите мне вернуть их в сказки.
Красная Шапочка достаёт из корзинки предметы и показывает их.
(Золотое яйцо, аленький цветочек, денежка, золотая рыбка, репка, рукавичка).
Дети называют, из какой сказки эти предметы.
Учитель: Молодцы, ребята, очень рада за вас, вы успешно прошли испытания на звание начинающего читателя и знатока сказок. А сейчас вам Азбука вручит дипломы, в которых написано, что вы умеете читать.
(Вручение дипломов)
Учитель: Сейчас самое время и потанцевать.
(“Танец маленьких утят” или другой детский танец)
Конкурсы:
- Восстановите название сказки.
- “Шаам и двеемьд” - (“Маша и медведь”)
- “Ивакс – Каруб” - (“Сивка – бурка”)
- “Болайти” - (“Айболит”)
2. Художники.
Нарисовать с закрытыми глазами: Кота в сапогах, Дюймовочку.
(можно класс разделить на две команды, каждый из членов команды рисует одну часть рисунка)
3.Сочини стихотворение.
По данным рифмам сочинить небольшое стихотворение.
Солнце – оконце
Елочка – иголочка
Лягушка – подружка
Подведение итогов игр, конкурсов, выставки рисунков; награждение.
Ученик:
Сказка по лесу идёт –
Сказку за руку ведёт.
Из реки выходит сказка,
Из трамвая! Из ворот!
Это что за хоровод?
Это сказок хоровод!
Сказка – умница и прелесть
С нами рядышком идёт
Чтобы,
Чтобы,
Чтобы снова
Добрый злого победил!
Чтобы добрый,
Чтобы злого
Стать хорошим убедил!
В сказке солнышко горит,
Справедливость в ней царит!
Сказка – умница и прелесть!
Ей повсюду путь открыт.
(Ю.Мориц)
Азбука: Очень мне понравилось на вашем празднике, но пора уходить и учить чтению других детей. До свидания, ребята!
Ученик.
До свидания! До свидания!
А на следующий год
Азбука читать научит
Тех, кто в первый класс пойдёт.
Азбука уходит. Праздник заканчивается.