Метод последовательного построения диаграмм. Оформление результатов исследовательской деятельности в 1–5-х классах

Разделы: Информатика, Начальная школа, Внеклассная работа


Для наглядного представления результатов исследовательской деятельности используют диаграммы.

Диаграммы помогают нам наглядно представить числовую информацию, особенно когда необходимо ее проанализировать. Диаграмма - это чертеж, на котором численные данные представлены с помощью геометрических объектов (точек, линий, фигур различной формы и различных цветов) и вспомогательных элементов (осей координат, условных обозначений, заголовков и т.п.).

Построение диаграмм по программе на уроках информатики проходят в 6 классе, после того как дети познакомятся с таблицами. В начальной школе дети могут еще не понять принципа построения диаграмм. Так как им трудно еще представить, как из полученных числовых данных компьютер получает диаграммы. А объяснение этой темы не достигнет нужного результата и не является столь необходимым в этом возрасте. Но это не является поводом для отказа от этого вида деятельности. На базе нашей школы был разработан метод последовательного построения диаграмм. Когда дети не используя полученные числовые значения, сразу получают наглядные результаты своей деятельности. Для этого необходимы листы, формата А3 или больше. Сверху необходимо подписать тему исследования. Сразу оговорюсь, что тема должна требовать однозначные ответы. Да, нет, не знаю. Или должны предлагаться готовые ответы, для того чтобы ребенок выбрал близкий ему.

Сбоку должны быть даны пояснения выбранных цветов, которые соответствуют ответам. У детей на столе должны лежать все из предложенных цветов. После того как вопрос задан, дети идут к доске с выбранным цветом ответа и приклеивают свой квадрат над ответом. И потом по полученной диаграмме анализируют полученные результаты:

Например, рассмотрим вариант работы по теме “Наши домашние животные”. В ходе проекта необходимо ответить на вопрос анкеты:

Назовите, домашнее животное, которое живет у вас дома.

  • кошка;
  • собака;
  • птичка;
  • другое;
  • нет животных.

Полученный рисунок. Приложение 1

Вопросы для обсуждения:

  • Сколько всего квадратиков? - Столько же, сколько и учеников. Отсюда вывод, что диаграмма построена исходя из ответов всех детей. Она правдива и дает истинный результат.
  • Сколько квадратиков в каждом столбике?- следуют ответы.
  • Какой столбик выше? Что это означает?- столько учеников выбрали этот ответ.
  • А может ли быть, что какой-то ответ могут не выбрать? – да.
  • Сколько квадратиков будет, если никто не выберет этот ответ – ноль.

Но кроме столбчатых диаграмм, детей можно познакомить с круговыми диаграммами. Но для этого нужно приготовить лист бумаги формата не менее А3 и одинаковые разноцветные круги. Их должно быть по количеству готовых ответов. Далее круги необходимо разрезать на количество секторов, равным количеству детей в классе или по количеству участвующих в эксперименте. Дети выбирают цвет своего ответа, выходят к доске. Из их ответов формируется круг. Но здесь когда трудно предугадать сколько нужно оставить места под каждый цвет, поэтому необходимо подстраховаться и попросить детей сразу поднять ответы и сформировать из них группы по цвету и уже попросить наклеивать по очереди. Сбоку должны быть заранее должны быть подписаны цвета соответствующим ответом.

После того как диаграмма получена. Необходимо ее проанализировать. Заметить, что количество секторов соответствует количеству ответов. А каждый цвет показывает, сколько человек выбрало этот ответ. А если цвета нет, значит, этот ответ никто не выбрал.

Например:

Делаешь ли ты зарядку?

  • да;
  • нет;
  • иногда.

Данная диаграмма подразумевает наличие трех цветов (ответы да, нет и иногда).

Примеры вопросов анкет для исследования:

Сколько кружков посещаешь?

  • один;
  • два;
  • три и больше;
  • не посещаю.

Как ты проводишь свободное время?

  • читаю;
  • гуляю;
  • играю в ПК;
  • смотрю телевизор;
  • другое.