Цели урока:
- получить знания о видах движения земной коры;
- получить знания о вулканах, их строении, причинах возникновения.
- сформировать представления о горячих источниках и гейзерах.
Тип урока: изучение нового материала.
Оснащение урока: презентация «Движение земной коры. Вулканы, горячие источники, гейзеры», видеоролики “Вулканы”, «Гейзеры», тест, карта «Сейсмические районы земного шара», иллюстрации, физическая карта мира., атласы.
Формы контроля: индивидуальный, фронтальный
Содержание урока:
- Движения земной коры:
- горизонтальные;
- вертикальные.
- Землетрясения:
- причины возникновения;
- значение в природе.
- Вулканы.
- строение;
- действующие, потухшие, уснувшие;
- виды;
- просмотр видеороликов;
- Горячие источники и гейзеры.
- Строение;
- просмотр видеоролика;
- Сейсмические районы на земном шаре.
- Практическая работа «Определение по карте сейсмических районов земного шара»
- тест
Ход урока
I. Ориентация учащихся на урок
II. Изучение нового материала:
Движения земной коры.
На высоких обрывистых берегах рек, крутых склонах гор и вырытых человеком котловинах обращает на себя внимание различное залегание горных пород. Слои могут залегать горизонтально, наклонно, быть смятыми в складки. Иногда видны разрывы в пластах, смещение одной части относительно другой. Как вы думаете, в чем причина такого разнообразия?
Думаю, что вывод можно сделать только один: земная кора находится в постоянном движении. В одних местах она разламывается, образуются трещины, в других – горизонтально залегающие пласты сминаются в складки. Одни участки опускаются, другие поднимаются.
Хочу обратить ваше внимание на то, что существует причинно-следственная связь, в результате которой происходит движение земной коры.
Итак, главная причина движений земной коры – это процессы, происходящие внутри Земли. Исследование земной коры показало, что одни ее участки более устойчивы, другие – более подвижны.
Давайте вместе с вами рассмотрим и составим схему о том, какие виды движений свойственны земной коре.
Движения земной коры
Землетрясения.
В отдельных частях земной коры происходят грозные явления природы – землетрясения.
В результате толчков из глубин Земли в течение нескольких секунд или даже долей секунды одни участки земной коры поднимаются, другие – опускаются на несколько сантиметров или даже метров. Происходит смещение одних участков земной коры относительно других и в горизонтальном направлении. Причина образования землетрясений – внезапные смещения или разрывы на большой глубине в литосфере.
Место на глубине, где образуется разрыв и смещение пород, называют очагом землетрясения.
Место на земной поверхности, находящееся над очагом, называют эпицентром землетрясения.
Самые сильные разрушения происходят в эпицентре, где подземные толчки направлены снизу вверх. Дальше от эпицентра колебания распространяются во все стороны волнообразно. Сила землетрясения измеряется в баллах, от 1 до 12.
- А: 1-2-3-4 балла
- Б: 5-6 баллов
- В: 7 баллов
- Г: 8 баллов
- Д: 9 баллов
- Е: 10 баллов
- Ж: 11 баллов
- З: 12 баллов
Сейсмологи – ученые, которые наблюдают, изучают землетрясения. Сейсмограф – прибор, который измеряет и автоматически записывает малейшие движения, сотрясения земной коры.
Вулканы.
Магма по жерлу рвется наружу,
Выход из кратера ей очень нужен.
Если проход на поверхность дан,
Значит, проснулся грозный вулкан.
Вулканы – особые по форме и составу пород горы.
Строение вулкана
- Магма – (от греч. -густая мазь) – расплавленная масса глубинных зон Земли.
- Мантия – (от греч. – покрываю) – геосфера, окружающая ядро Земли. Вещество находится в твердом кристаллическом состоянии.
- Лава – (от лат.- обвал, падение) – магма, излившаяся на поверхность.
- Вулканы бывают действующие, потухшие и заснувшие. Прочитайте учебник и ответьте на вопрос, чем они отличаются. (Уснувшие – об их извержениях в историческое время нет данных, но уверенности в том, что их деятельность прекратилась, нет).
Вулканы
Действующие |
Потухшие |
Уснувшие |
(которые извергаются, и сведения об этом на памяти человечества. Их насчитывается 800) |
(об извержении не сохранилось никаких сведений) |
(те, которые потухли вдруг начинают действовать) |
- Как вы думаете, где будет больше вулканов – на дне океанов или на материке? (На дне океанов, т.к. там тонкая земная кора, которую легче прожечь).
Виды вулканов.
1.
2. Подводные вулканы.
Найдите вулканы на физической карте мира:
- влк. Везувий
- влк. Этна
- влк. Котопахи
- влк. Ключевская Сопка
- влк. Фудзияма
- влк. Орисаба
- влк. Килиманджаро
Горячие источники и гейзеры.
Среди различных проявлений вулканизма наиболее интересными являются паро-водяные вулканы-гейзеры. Очень интересны их извержения.
Вулканы начинают действовать внезапно. Вдруг раздается подземный шум, который то прерывается, то возобновляется с повышенной силой. Вода в воронке гейзера вспучивается, изгибаясь в виде выпуклого свода; появляются пузыри паров; они лопаются на поверхности, и вода взлетает на несколько метров вверх. Затем все стихает, густой белый пар окутывает некоторое время воронку. Взрывы происходят через определенные промежутки времени. Внезапно картина меняется: из глубины раздается страшный грохот, вода снова в воронке сильно вспучивается, на этот раз начинает вихреобразно кружиться и вздыматься вверх; вырывается масса пара, и через несколько мгновений вылетает водяная струя; она поднимается на 30-40 м и рассыпается в воздухе ослепительно белой мельчайшей пылью; водяные брызги еще не успели достигнуть земли, как вдруг вырывается вторая струя, затем третья; с каждым разом они поднимаются все выше и выше. Водяные струи разлетаются во всех направлениях, разбрасываются в стороны, описывают дуги, поднимаются вверх с шипением и шумом, точно ракеты во время фейерверка; огромные облака пара окутывают водяные столбы; в глубине раздается глухой удар, и сопровождении массы камней вырывается последняя огромная струя. Все смолкает…
Когда ветер разнесет густые пары, перед глазами раскрывается лишенная воды воронка, покрытая серо-пепельными натеками. В глубоком канале вода стоит спокойно и тихо, как и во всяком колодце; проходит час – опять слышится грохот, начинается клокотание и шипение воды, чтобы закончиться таким же величественным зрелищем.
Вопрос: Как человек может использовать энергию внутреннего тепла Земли?
- Вулканический пепел – удобрение для растений
- Вулканический туф (горная порода, образованная из рыхлых продуктов вулканических извержений)- возводят здания
- Горячая вода источников и гейзеров- для отопления теплиц и домов
- Пар горячих источников- для вращения турбин электростанций
- Минерализованная горячая вода источников лечит заболевания
Сейсмические районы на земном шаре.
- Практическая работа «Определение по карте сейсмических районов земного шара»
III. Закрепление нового материала
/Приложение №2/:Тест.
- место на глубине, где образуется разрыв и смещение горных пород?
А.эпицентр
Б.очаг
В.магма - Излившаяся магма называется:
А.жерло
Б.лава
В.очаг - Место на земной поверхности, находящееся над очагом:
А.очаг
Б.эпицентр
В.кратер - канал, по которому поднимается магма:
А.жерло
Б.кратер
В.очаг - Фонтанирующий источник:
А.вулкан
Б.очаг
В.гейзер
Вопрос:
Может ли вулкан появиться в твоем дворе?
IV. Оценка знаний учащихся
V. Домашнее задание
§ 24,25, на контурных картах обозначить вулканы, которые указаны в тексте учебника
Презентация /см. Приложение №1/
Использованная литература:
- Учебник «География. Землеведение» под редакцией О.А. Климановой, М.Н. Беловой, Э.В. Ким.
- Энциклопедия «Зачем и почему» «Вулканы», автор Райнер Кете, М., «Издательство Мир книги», 2006
- Электронная библиотека «География 7 класс» 2006
- «Географический словарь» под ред.С.В.Агапова , М., «Просвещение» 2002
- Большая электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия 2007