Урок математики в 1-м классе по теме "Подготовка к решению задач в два действия"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • повторить изученные приемы сложения и вычитания, закрепить нумерацию в пределах второго десятка, продолжить работу над задачами;
  • уточнить и дополнить представления учащихся о лекарственных растениях, о происхождении названий и особенностях их внешнего строения,
  • развивать логическое мышление, наблюдательность, совершенствовать вычислительные навыки, воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование:

  • для учителя – рисунки цветов (ноготки, мак, мать-и-мачеха, гвоздика, шиповник, тюльпан), каточки для игры “Третий лишний”;
  • для учащихся – сигнальные карточки красного и зеленого цвета, учебник, рабочая тетрадь.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы и целей урока.

- Сегодня на уроке мы будем учиться решать задачи, узнаем о лекарственных растениях, поиграем в игру “Третий лишний”.

3. Устный счет.

1) Отгадайте загадку:

Кто ходит ночь
И ходит день,
Не зная, что такое лень? (Часы)

- Для чего нужны часы? (Часы нужны, чтобы определять время)

- А вы знаете, ребята, что время еще можно определять по цветам? Разные цветы распускаются в одно и то же время. Вечером все цветы закрывают свои лепестки, а днем в определенное время они раскрывают свои бутоны. Решив примеры, мы узнаем, в какое время раскрываются лепестки.

На доске – рисунки цветов и примеры.

Тюльпан – 7+2

Мать-и-мачеха – 9-3

Ноготки – 10-1

Шиповник – 5-2

Гвоздика – 6+3

Мак – 8-3

(По ходу решения примеров учитель рассказывает о происхождении названий цветов)

- Многие растения получили свои названия за их свойства. Например, тюльпан так назван за то, что своим внешним видом напоминает головной убор восточных народов – тюрбан.

Шиповник получил свое название за то, что покрыт острыми шипами. Листья у мать-и-мачехи с одной стороны гладкие и холодные, а с другой стороны – бархатистые и теплые. За это цветок сравнивается с матерью, доброй и теплой, и с мачехой, злой и холодной. А гвоздика получила свое имя за семена, похожие на маленькие гвоздики. Семена цветка ноготки, или календулы, похожи на маленькие детские ногти. Мак свое имя получил за свою яркую, красивую макушку, очень приметную издали.

- Вот так наблюдая за цветами, можно узнать время. Многие растения используют при лечении разных заболеваний. Их называют лекарственными растениями, а лечение разными травами называют фитотерапией.

2) Решение логических задач.

А) Клубника поспевает раньше смородины, смородина – раньше малины. Какая ягода созревает позднее? (Первая – клубника, вторая – смородина, третья – малина)

Б) В трех вазах стояли цветы: колокольчики, васильки, ромашки. В первой вазе не было ни васильков, ни ромашек. Во второй не было ромашек. Какие цветы в каждой вазе? (В первой вазе – колокольчики, во второй – васильки, в третьей – ромашки)

3. Физкультминутка.

4. Работа над темой урока.

1. Решение задач. № 1, с.54.

- Откройте учебники на странице 54, прочитайте задачу № 1.

- Можно ли решить эту задачу? (Нет, надо поставить вопрос к задаче)

- Поставьте вопрос к задаче и решите устно. № 2, с.54.

1) Анализ задачи.

- Прочитайте условие и вопрос задачи. Что нам известно из условия?

- Что надо найти?

- Как ответить на вопрос задачи?

- Как записать решение?

- Почему надо прибавить?

2) Запись условия и решения на доске.

С. – 10 к.

Р. – 4 к.

Всего - ?

Решение.

10+4=14 (к.)

Ответ: 14 книг

№ 4, с.54 – решение примеров (устно) с сигнальными карточками.

- Следующее задание – решение примеров устно. Один из учащихся называет ответ, а остальные, если согласны, то поднимают зеленую карточку, если нет, то красную.

5. Повторение.

1) Игра “Третий лишний”.

- В этой игре принимают участие 4 ученика. Они читают карточки с тройками слов и называют “лишнее” слово и объясняют, почему оно “лишнее”.

1 карточка 2 карточка 3 карточка 4 карточка
первое слагаемое

разность

сумма

уменьшаемое

вычитаемое

сумма

один

два

двенадцать

сантиметр

килограмм

дециметр

2) Сравнение величин – № 6 (устно).

6. Итог урока.

- Что нового вы узнали на уроке? Чему мы учились? Что понравилось?

Урок окончен.