Цель урока – обобщение знаний о Москве.
Задачи урока:
Образовательная – обобщить знания детей о Москве, полученные на предыдущих уроках.
Воспитательная – воспитание чувства патриотизма и любви к Москве.
Развивающая – развивать у учащихся устную речь, творческие способности.
Ход урока
1. Организационный момент.
На доске висят доклады детей.
Чтение стихотворения – Молдавская Алиса.
Москва (Отрывок)
Город чудный, город древний,
Ты вместил в свои концы
И посады и деревни,
И палаты, и дворцы!Опоясан лентой пашен,
Весь пестреешь ты в садах...
Столько храмов, столько башен
На семи твоих холмах!.....Процветай же славой вечной,
Город храмов и палат,
Град срединный, град сердечный,
Коренной России град!
Сегодня мы с вами не просто проведём урок окружающего мира, а отправимся в путешествие по одному из самых красивых городов мира, по столице России, городу, в котором мы живём – по Москве.
2. Проверка домашнего задания.
Вот уже 2 года мы знакомимся с нашим городом не только на уроках окружающего мира и чтения, но и на экскурсиях. А начать наш урок мне хотелось с небольшого теста – который поможет нам вспомнить те задания, которые вы выполняли дома. Дети работают с тестом, затем взаимопроверка и проверка на экране.
Тест
- Первое упоминание о Москве было ………… лет назад.
- Основатель Москвы князь ……………… .
- Город Москва стоит на берегах ………………………………
- Первоначально границами Москвы являлись стены ……………
- Москва стоит на ……….. холмах.
3. Московский Кремль.
Первую остановку мы сделаем в сердце нашего города – в Кремле.
Чтение стихотворения – Никуленкова Анна
Вот, окружен своей дубравой,
Петровский замок. Мрачно он
Недавнею гордится славой.
Напрасно ждал Наполеон,
Последним счастьем упоенный,
Москвы коленопреклоненной
С ключами старого Кремля:
Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою.
Не праздник, не приемный дар,
Она готовила пожар
Нетерпеливому герою.
Отселе, в думу погружен,
Глядел на грозный пламень он.
В этом году мы побывали на экскурсии в Кремле и сейчас вспомним, что же там увидели
Доклад о Кремле.
4. Церкви и храмы Москвы.
Во время автобусной экскурсии по Кремлю мы смогли увидеть, как много в Москве красивых церквей и храмов.
Чтение стихотворения – Клименко Дарья.
Но вот уж близко. Перед ними
Уж белокаменной Москвы,
Как жар, крестами золотыми
Горят старинные главы.
Ах, братцы! как я был доволен,
Когда церквей и колоколен,
Садов, чертогов полукруг
Открылся предо мною вдруг!
Как часто в горестной разлуке
В моей блуждающей судьбе,
Москва, я думал о тебе!
Москва... как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нем отозвалось!
Недалеко от Кремля расположен Храм Христа Спасителя, о котором нам расскажет Молдавская Алиса.
А ещё у нас на уроке есть возможность послушать рассказ ученика 2 «В» класса Дениса Потышева о колокольне Ивана Великого.
5. Времена года в Москве.
Москва хороша в любое время года, но особенно красива зимой и весной.
Чтение стихотворения – Стогниенко Александр.
Ночь морозная. Иней укутал траву.
Пыль веков на державном граните.
Заклинаю в ночи: берегите Москву!
Храм истории нашей храните.Долговязые краны над старой Москвой.
На холмах что ни день, то обнова.
Берегите Москву, каждый камень живой,
каждый выступ лица дорогого.Я давно уже истиной этой живу.
И какая б над миром ни шлялась погода,
я друзьям говорю: "Берегите Москву.
Это главная наша забота."За грядою домов начинает светать.
Белый пар над прохожими вьется...
Берегите Москву. Ей стоять и стоять.
Мы проходим... Она - остается.
Чтение стихотворения – Косенкова Любовь.
И вдыхаю жадно полной грудью
Ароматы яблонь и сирени.
Да куда же вы спешите, люди,
В этот вечер ласковый весенний?Умоляю - говорите тише,
И в аллеях городского парка
Соловья вы сможете услышать.
Не найти вам лучшего подарка.Майский вечер запахами дразнит.
О делах не может быть и речи,
Ведь у нас, в Москве, сегодня праздник,
Хоть в календаре и не отмечен.Вы о нём не знаете? Как странно.
Поднимите головы, смотрите -
Расцвели московские каштаны!
Ах, вам всё равно? Ну, извините...
6. Государственная Третьяковская галерея.
Большой интерес вызвала экскурсия в Третьяковскую галерею и сейчас Саша Стогниенко напомнит нам о ней.
7. В Москве так много интересных мест!
Чтобы познакомиться с ними у вас впереди ещё очень много времени. А сейчас вспомним некоторые достопримечательности, которые мы с вами видели.
Показ слайдов с изображением достопримечательностей.
- Собор Василия Блаженного
- ВВЦ
- Зоопарк
- Царицыно
- Большой театр
А к какому празднику украсили Большой театр? А что это за праздник?
8. Подведение итогов урока.
Вот и подошло к концу наше путешествие.
Давайте вспомним, о каких знаменитых местах Москвы мы сегодня вспомнили?
А какие ещё вы знаете достопримечательности Москвы, о которых мы не говорили на этом уроке?
Выставление отметок.
Дом.задание – нарисуйте те места Москвы, которые запомнились вам больше всего.
Тест «Путешествие по Москве»
- Первое упоминание о Москве было ………… лет назад.
- Основатель Москвы князь ……………… .
- Город Москва стоит на берегах ………………………………
- Первоначально границами Москвы являлись стены ……………
- Москва стоит на ……….. холмах.