Цели урока:
- повторение, обобщение и закрепление пройденного материала;
- развитие мышления;
- воспитание навыков коллективной работы.
Правила игры:
1. На классной доске чертится игровое поле. Оно выглядит, как показано на рисунке.
Цифры на поле означают:
1 – море ”Признаки делимости”;
2 –море “Разложение на простые множители”;
3 – море “НОД, НОК”;
4 – море ”Сокращение дробей”;
5 – море “Сложение и вычитание смешанных чисел”.
2. Класс разбивается на команды, и каждая команда придумывает себе название. Эти названия записываются на доске. Далее - объясняются правили игры.
3. Команды говорят цифру и букву, например, а - 2, попадая в море 1. Если при выстреле происходит попадание в “корабль” (попадание отмечается знаком х), то команда уже за это получает одно очко. Далее команде задается вопрос из данного “моря’. Если ответ верный, то зарабатывает ещё 2 балла и имеет право ещё на один ход. Если же команда сделала выстрел и попала в пустую клетку, то ход автоматически переходит другой команде, а в этой клетке ставится точка. Если команда попала в клетку М (мина), то имеет право на 2 хода подряд (за каждый правильный ответ 1 балл). Б (бомба) и Ш (шторм) не дают права на следующий ход. Выигрывает та из команд, которая наберет больше очков.
4. В подборке имеются вопросы устного и письменного характера. При необходимости игроки для ответа на предложенные вопросы могут выполнять вычисления письменно.
Правильные ответы учащихся оцениваются похвалой, а неверные – исправляются самими учащимися и дополнительно проговариваются учителем.
5. У учителя находится поле, на котором в каждом “море” произвольным образом отмечены по два, например, двухпалубных (две клетки поля) корабля, буквы “Б”, “М”, “Ш”. По своему рисунку он говорит, куда попала команда во время своего хода.
Вопросы командам:
Море 1 - “Признаки делимости”
- Сформулировать признак делимости на 2, 5, 10;
- Сформулировать признак делимости на 3, 9;
- Что такое делители и кратные?
- Длина прямоугольника 20 м., ширина – натуральное число метров. Верно ли, что значение площади (в м2) кратно 8?
Б – запишите четырехзначное число, которое делилось бы на 2 и на 3 одновременно.
М – из чисел 25; 63; 14; 26; 200 выберите те, которые делятся на 9.
Ш – является ли число 3 делителем числа 10375?
Море 2 - “Разложение на простые множители”
- Какие числа называются простыми? Пример.
- Какие числа называются составными? Пример.
- Разложите на простые множители число 1101.
- Найти частное от деления а на в, если а=, в = 135.
Б – разложите на простые множители число 280.
М – кратна ли 5 сумма 7314+454?
Ш – Найти остаток от деления 87656 на 9.
Море 3 - ”НОД, НОК”
- Как найти НОД?
- Как найти НОК?
- Найти НОД чисел 675 и 825.
- НОК (72; 99) - ?
Б – НОД (52;31) - ?
М – какие числа называются взаимно простыми?
Ш – НОК (15; 42) - ?
Море 4 - “Сокращение дробей”
- Основное свойство дроби?
- Что называют сокращением дробей?
- Сократить дробь:
- Чтобы привести дроби к общему знаменателю, надо: ... привести к знаменателю 78.
Б – чему равно а?
М – Сократить дробь: .
Ш – представить в виде десятичной дроби: .
Море 5 - “Сложение и вычитание смешанных чисел”
Найти по формуле А= m - m , если А = .
- при каком натуральном а значение выражения ?
- сколько существует натуральных чисел в , при которых ?
- Решите уравнение: .