Цели:
1. Дать представление о многообразии профессий и их важности для людей.
2. Учить анализировать, делать выводы.
3. Развивать кругозор, речь.
Оборудование: иллюстрации, рисунки, элементы костюмов, изделия мастеров, карта путешествия, словарь “Профессии от А до Я”.
ХОД УРОКА
1. Вступительное слово учителя.
Дорогие ребята! Задумывались ли вы над тем, что все взрослые обладают той или иной профессией, и каждый день трудятся?
Как вы объясните слово “профессия”? (Ответы учеников)
Правильно! Профессия - это основной род занятий, трудовой деятельности, которому человек посвящает всю жизнь.
Сегодня мы проведём “Турнир весёлых и смекалистых”. В ходе турнира вы будете выполнять интересные задания, соревноваться, получать новые знания. У нас две команды. Ваши мамы- члены жюри.
2. Приветствие команд.
3. Разминка
Кто больше назовёт профессий: детям показывают буквы, они называют профессии, начинающиеся на эти буквы.
А - архитектор, артист и т.д.
Б - бухгалтер, библиотекарь и т. д.
4. Игра “Сложи название”.
Детям даются конверты с буквами. Из них надо сложить название профессии. (Каждая команда получает конверт с равным количеством букв)
5. Игра “Угадай кто?”
Учитель произносит фразы соответствующим тоном и предлагает угадать, кто (т. е обладатель какой профессии) это говорит.
Примерные реплики:
- московское время десять часов пятнадцать минут…(диктор);
- открой рот и скажи: “А-а-а…”(врач);
- мороженое… сливочное, шоколадное, в стаканчиках…(продавец);
- тема сегодняшнего урока: “Животные живого уголка…”(учитель);
- уважаемые пассажиры, предъявите билеты для проверки…(контролёр);
- ребята, подходите к кабинкам и собирайтесь на прогулку…(воспитатель);
- вот ваша порция каши и компот…(повар);
- поезд прибывает на следующую станцию город Белово… (проводник).
6. Игра “Доскажи словечко”
Кто книгу даст? (Библиотекарь)
Кто хлеб печёт в пекарне? (Пекарь)
Письмо доставит? (Почтальон)
А кто же сварит нам бульон? (Повар)
Кто выучит всему-всему,
Научит счёту и письму? (Учитель)
Костюм красивый выходной искусно нам сошьёт? (Портной)
Трактор водит… (тракторист),
Электричку - …(машинист),
Стены выкрасил…(маляр),
Доску выстругал…(столяр),
В доме свет провёл…(монтёр),
В шахте трудится…(шахтёр),
В жаркой кузнице…(кузнец),
Кто всё знает – молодец!
Профессий очень много есть,
В стихах их все не перечесть!
Я думаю, ты подрастёшь-
И дело по душе найдёшь!
7. Конкурс “Защита профессий”.
1. Рассказ о профессии, об особенностях данной работы (домашнее задание).
а) ВОСПИТАТЕЛЬ
Ученик: когда мы приходили в детский сад, нас встречали воспитатели. У каждого был свой педагог. Воспитатель целый день занимается с детьми:
Водит их на прогулку, читает им стихи, рассказы, сказки, учит рисовать, лепить, вырезать из бумаги. Главное в профессии воспитателя - любовь к детям. Она любит малышей, понимает их, знает, как складываются отношения ребят в группе. Она прекрасно видит, кто добр и щедр, а кто умеет дружить, а кто любит жаловаться и ябедничать. Своим поведением, беседами воспитатель влияет на детей, учит их правилам, дружбы, умению общаться, стремится воспитать хорошие качества характера.
Воспитательница с нами
Занимается часами
С ней мы платья куклам шьём
И играем, и поём
Нам помочь она готова-
Нас подбодрит добрым словом.
Она учит нас дружить
И со всеми в мире жить.
И когда мы рядом с ней,
Веселей нам и светлей!
б) ВРАЧ
Ученик:
С самых древних времён люди старались предупреждать и лечить болезни:
Собирали и сушили целебные травы, знали о полезных свойствах минеральных вод и некоторых веществ.
Современная медицина оснащена самыми последними достижениями науки и техники: приборами и аппаратами, инструментами и лекарствами.
Но никакой прибор не заменит чуткого сердца врача, его доброй души.
Он врачом мечтает стать.
У меня есть друг Алёша -
Мальчик добрый и хороший.
Он врачом мечтает стать,
Чтобы людям помогать
И лечить любую хворь -
Грипп, ангину или корь.
Учитель:
У врачей бывает много специальностей.
Стоматологи лечат зубы, офтальмологи - глаза, отоларингологи - горло, ухо и нос, врачи - хирурги делают операции, травматологи лечат травмы.
Если заболел ребёнок, то лечить его будет врач-педиатр.
Это слово происходит от двух греческих слов: одно из них значит “дитя”, а второе – “лечение” т.е. детский врач. (Далее – рассказ о профессиях: учитель, милиционер и др.)
8. Конкурс “Пантомима”.
Одна команда изображает выбранную профессию пантомимически, в движении, показывает, что делает человек, а остальные называют профессию.
9. Конкурс “Угадай-ка”.
Открывается “Картинная галерея”, на которой представлены различные профессии. Учитель показывает какую – либо деталь к рабочему костюму.
Например: повар - поварская шапочка и поварёшка. Портной – ножницы, сантиметр, иголки. Врач – фонендоскоп на шее. Учитель – указка, книга, мел и др. Ученики соотносят предмет и картину. Говорят о профессии.
10. Подведение итога (выступление членов жюри).
11. Сюрпризный момент “Заглянем в будущее!” (вне конкурса).
Учитель: представьте, что вы уже взрослые и ваши мечты осуществились. Вы получили профессию, стали тем, кем хотели быть. (Дети заранее по секрету сообщили учителю о своей будущей профессии). Я предлагаю вам узнать себя в будущей профессии.
1. Ласковые руки лечат просто сами!
Будешь ты общаться больше с малышами.
И прививки ставить, и давать таблетки,
Ведь твоё призванье маленькие детки! (Оля)
2. Гастроли в Париже, Женеве, Гаване!
Реклама повсюду Терещенко Ани.
Известная личность – на сцене артистка!
Концерты повсюду, она пианистка!
3. Рампы сиянье, зал переполнен!
Шитов Денис номер исполнил!
Зал аплодирует сидя и стоя!
Ах! Как блестяще сыграл он героя!
Всюду афиши, аншлаги, реклама!
Денис на гастролях, скучает мама!
4. Платья и жакеты,
Шляпы и жилеты
Ты изобретаешь классно!
Ни к чему “Шанели”
Новые модели
Ты сама придумать мастер!
Даришь людям счастье!
Модельер ты, Настя!
5. Голосами детскими ты окружена.
Как цветами яркими ты украшена!
И твоя профессия - маленькие дети!
Любишь ты учеников больше всех на свете! (Света)
6. Любые плакаты, любую афишу
Художник – декоратор моментом напишет!
И вспомнив любимые школьные годы,
Подарит на праздник картинку природы! (Валя)
7. Защитить себя хотите?
Вы охранника наймите!
Вот Денис Аширов – он
И в СПЕЦНАЗе, и в ОМОН! (И т.д. всем ученикам
посвящаются стихи)
(Каждому ученику вручается памятная открытка со стихотворением о его будущей профессии)