Работая по системе Л.В.Занкова, важное место отвожу урокам окружающего мира. Данная система помогает повысить степень влияния учителя на каждого ученика и достигнуть максимальных результатов, в общем, его развитии. Процесс обучения строится на основе самостоятельного поиска новых знаний, на основе наблюдений, сравнений, классификаций, обобщений.
На данном уроке дается разнообразное представление о природе, человеке, элементарной ориентировке в обществоведческих понятиях. Развивается целостное восприятие мира.
Задачи урока:
1) Познакомить учащихся с весенними изменениями в природе, расширить представления детей об охране природы.
2) Развивать познавательную активность учащихся, учить наблюдать, сравнивать и анализировать увиденное; пробуждать интерес к предмету, через дидактическую игру, логические задания.
3) Воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, слайды с изображениями объектов живой и неживой природы, рисунок “Девушка-Весна”.
План.
1. Актуализания знаний.
2. Сообщение темы и цели.
3. Работа над кроссвордом
4. Групповая работа
5. Беседа о птицах и насекомых
6. Подготовка к сочинению.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
Учитель: Ребята, сегодня мы совершим увлекательную прогулку, А вот куда? Вы мне скажите сами.
(На интерактивной доске появляется картинки: трактор, птицы, горы, солнце бабочки)
- Посмотрите внимательно на доску. Назовите предметы, изображенные на картинках.
- Что вы считаете лишним и почему?
- Все оставшиеся предметы разделите на две группы. (Учащиеся пробуют разделить предметы по группам)
- Да , вы правы их можно поделить на живую и неживую природу. Докажите.
III Сообщение темы и цели урока.
IV. Работа над кроссвордом.
Учитель: Дети, если вы верно разгадаете кроссворд, то узнаете, кто к нам еще придет и о чем мы будем говорить на уроке.
(На доске появляется изображение кроссворда)
1) Под ногами мурава, под названием… (Трава)
2) Без рук, без топора, построена изба. (Гнездо)
3) Красна девица, по небу ходит. (Солнце)
4) Синенькая шубенка покрыла весь мир. (Небе)
5) Фырчит, рычит, ветки ломает, пыл поднимает. (Ветер)
(На доске появляется картинка “Девушки-Весны”)
Учитель: Кто пришел к нам в гости? (Дети дают ответ-весна)
- Верно, кто хочет поприветствовать “Девушку-Весну” стихотворением?
(Чтение учащимися наизусть стихотворений)
- Как называют весну поэты? (Под картинкой появляются слова: красавица, нежная, молодая, веселая, яркая)
V. Групповая работа. (Наблюдение из окна)
- Давайте посмотрим на “Девушку-Весну” и прочитаем, какая она.
- А сейчас подойдите к окну и найдите эти признаки в природе.
(Дети делятся на две группы. Первая группа ищет признаки к словам: красивая, нежная; вторая группа: молодая, веселая, яркая)
Коллективные наблюдения.
Учитель: Посмотрите на небо. Какое оно весной?
- Что можно сказать о солнце?
- Бывают ли осадки весной ? Какие?
- Стало теплее или холоднее?
- Все, что мы сказали , это изменения в какой природе?
- А произошло ли изменения в живой природе? Назовите.
VI. Беседа о птицах и насекомых.
Учитель: Весна волшебница. У неё в руках волшебный платочек. Взмахнула она платочком, и мы оказались. (На доске появляется картина парка) … в парке.
- Кто же это поет и щебечет?
- Как они поют? Почему?
- У нас в гостях тоже гость. Узнали? (Чучело голубя)
- Где в основном живут голуби? Что вы можете о них сказать?
Молодцы! А теперь отправимся в поле. (Слайды трактора) Обратите внимание на картинку. Что это?
Послушайте загадку. (Ученик загадывает загадку). “Летом за пахарем ходит, а под зиму с криком уходит.” (Отгадка - скворец). Каких птиц чаще всего можно увидеть здесь? Почему?
- Что он делают на полях?
Обратите внимание на этот рисунок.
- Кто может назвать эту птицу?
- Где живет скворушка? Какой у него домик? (Появляется скворечник, приготовленный родителями)
- Приходилось ли вам делать скворечники?
- У кого уже висит скворечник и ждет гостей?
- А есть птицы, которые сами себе строят домики? Как называются они? (Гнезда)
- Где строят птицы свои гнезда? (Слайды картинок с разными видами перелетных птиц). Посмотрите на картинку и скажите.
- Чем в природе кормят птицы своих птенцов?
- Где они находят еду?
- Каких насекомых и где вы уже видели?
- Приносят ли пользу насекомые? Какую?
(На доске появляются различные картинки насекомых)
VII. Охрана и бережное отношение к птицам.
- И так, мы узнали, как разнообразна жизнь птиц, какую пользу приносят птицы.
- Как человек должен, относится к птицам?
- Что вы можете сделать для них?
- Можно ли разорять птичьи гнёзда?
VIII. Подготовка к сочинению.
Учитель: А сейчас посмотрите внимательно на доску, где даны динамические картинки. Попробуйте составить рассказ. (На интерактивной доске появляются картинки в определенном порядке: солнце, деревья, поляна с цветами, бабочки, гнезда птиц.) Дети составляют предложения на тему “Весенний лес”. Учитель соединяя эти предложения составляет сочинение-миниатюру.
IX. Итог урока.
- Какое задание вам больше всего понравилось?
- С каким настроением уходите с урока?
Такие уроки способствуют снятию напряжения, перегрузки, утомляемости учащихся за счет переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе урока. Это ведет к появлению качественно нового типа знаний.