Идея создания данного урока возникла после публикации в Вашем издании урока по деепричастию (к своему глубокому сожалению и стыду, не запомнила имя автора). Материал показался интересным, доступным, но использовать полностью урок, созданный кем-то, не в моих правилах. Поэтому решила наполнить его “своим”, а именно, как уже делала неоднократно, сочинила рассказ, который положила в основу работы на уроке. Получился урок, который мои дети (а они уже в 10-м классе) помнят до сих пор. Для них деепричастие теперь всегда ассоциируется с рассказом о Танечке. Удивительно, но ребята утверждают, что именно эту тему они поняли очень хорошо. Я связываю это с тем воспитательным воздействием, которое испытали ребята от знакомства с историей больной девочки.
Еще хотелось бы обратить внимание на то, наша школа уже не первый год работает в режиме здоровьесбережения. А ведь нагрузка на зрение и позвоночник на уроках русского языка достаточно большая. Поэтому мы постоянно находимся в поиске новых форм, эффективных методов обучения, способствующих сохранению здоровья учеников. Если в младших классах ребята с восторгом воспринимают физкультминутки, подвижные формы работы на уроках, то в подростковом возрасте к зарядке на уроках они относятся весьма скептически. На мой взгляд, сохранению здоровья детей на уроках русского языка способствует работа в группах сменного состава, дифференцированная работа, работа творческого характера, гимнастика для глаз (Например, сравнить записи на доске с записями в тетради, найти словарное слово, спрятанное на одной из стен кабинета, проследить глазами “полет бабочки по кабинету”, закрыть глаза и т.д.).
Одним из главных условий сохранения здоровья ребенка является его психологическое состояние. Поэтому на уроке необходимо создавать особый климат сотворчества и содружества, в котором каждым ребенок чувствует себя комфортно и защищено. Я пытаюсь создать подобную атмосферу на своих уроках, как это получилось в данном уроке – судить вам.
Тема: ДеепричастиеУрок №1: Деепричастие как особая форма глагола
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цель: познакомить с лексическим и грамматическим значением деепричастия как особой формой глагола.
Задачи:
ХОД УРОКА
1. Организационно-психологический момент.
2. Чтение эпиграфа и рассказа “Танечка” (автор Лунина С.И.).
Эпиграф:
Каждое слово нам чем-то знакомо,
Нужно только подумать, вглядевшись в него…
Каждое слово очень весомо…
Будь же внимателен,
Будь осторожен,
Если используешь в речи его.
Танечке очень хотелось в школу. Танечка много занималась самостоятельно, часами просиживая перед компьютером. Мама, волнуясь за ее зрение, даже приобрела ей специальные защитные очки. Танечка с удовольствием занималась и с учителями, которые приходили к ней домой, но все же ей страстно хотелось пойти в школу, оказаться в этом удивительном дворце познания. Казалось, стоит ей войти туда, как мир неопознанного тут же распахнется перед нею, открыв множество новых звуков, красок, слов…Порой Танечка ночью долго лежала с открытыми глазами, представляя, как ее познакомят с ребятами в классе, как у нее появятся первые друзья (а они у нее обязательно будут, ведь мама, бабушка и все учителя утверждают, что она - очень интересный человек), как она будет отвечать у доски, стоя в своем новом костюме, как учительница, любуясь новой ученицей, непременно похвалит ее, как на перемене ребята будут рассказывать ей о своем классе, нетерпеливо перебивая друг друга, стремясь поведать ей все самое-самое интересное…
Танечка засыпает и счастливо улыбается своим мечтам во сне.
И вот долгожданный день наступил. С утра дома ощущалось напряжение, все заметно нервничали. Танечке казалось, что они обязательно опоздают, необходимо поторопиться… Мама, тяжело вздыхая, говорила: “Ой, что-то мне тяжело дышать. Мне кажется, у нас душно!” - и она бежала открывать форточку. Бабушка тут же бежала закрывать ее, с укоризной выговаривая маме: “Люда, ты простудишь Танечку!..” Танечка не особенно помнила дорогу в школу, все мысли ее уже были там.
Оказалось, что в школу они прибыли все-таки раньше. В коридорах была тишина, шел последний урок первой смены. Но вот одна из дверей распахнулась, и из нее вышла высокая, красивая женщина. “А, вот и вы! Здравствуйте! А мы волнуемся, придет ли наша Таня к нам сегодня? Ну, что ж, Танюша, меня зовут Лидия Викторовна, я твой классный руководитель. Давай-ка, мы отпустим маму с бабушкой, а после уроков они тебя встретят, договорились?”
Мама нежно Танечку поцеловала, бабушка тоже, предварительно трижды перекрестив ее. Лидия Викторовна проводила Танечку в кабинет, показала ее место, и, озабоченно взглянув на часы, сказала: “Танюша, ты посиди здесь, а я сейчас вернусь!”. Лидия Викторовна вышла, а Таня, счастливо вздохнув, начала осматривать кабинет. Все, все было замечательно! Цветы, плакаты, даже портреты великих писателей, смотревшие на Танечку со стены, улыбались ей. Скорее бы пришли ребята! Танечка с трудом поднялась и вышла из-за парты. Ее так и тянуло в коридор. Какой он большой, светлый и чистый! Сколько здесь всего интересного!.. Танечка шла все дальше и дальше. Вдруг тишину прорезал неожиданный, пронзительный звонок. Танечка испуганно вздрогнула. Она испугалась враз возникшего шума: гвалта, крика, топота ног, хлопанья дверей… она не успевала смотреть за лицами детей. Справа, слева, впереди, позади ее – везде была толпа. Попытавшись отойти к стене, она случайно наткнулась на группу несущихся по коридору мальчишек, один из которых, задев ее плечом, крикнул: “Ты что, дура, парализованная что ли?! Свали с дороги!”. Танечка, не удержав равновесия, упала, больно ударившись о стену головой и локтем. А мимо: справа, слева - все шли и шли мимо чьи-то ноги. Танечка услышала, как кто-то, тыча в нее пальцем, крикнул:
“Смотри, Костя, развалилась, как корова!” - и ребята, громко засмеявшись, поспешно удалились. А Танечка вдруг ощутила невыразимую усталость. Все то, о чем она так долго мечтала, что так ярко представляла, вдруг потеряло для нее всю прелесть и весь смысл. Ей показалось, что коридор очень узкий, а краски исчезли. Неожиданно, очень сильно, захотелось домой, в свою постель, в свое кресло, которое выручало ее столько лет, ей захотелось туда, где все было простым, понятным, родным, хотя и напоминало о страшной боли и нескольких годах недвижимости, недееспособности. Танечка, тихо застонав от боли, попыталась подняться и не смогла…
3. Беседа по рассказу.
Учитель |
Ученик |
- Ребята, какое впечатление
оставил в вашей душе этот рассказ? - О чем он? - Как бы вы его озаглавили? - Что “разбило” все мечты Танечки? |
Учащиеся делятся впечатлениями - Ее мечты разбило то, что она услышала от мальчишек. |
Да, действительно, ее
представления о школе, о прекрасном разрушили
всего два слова. - Как вы думаете, Танечка снова вернется в школу? - А если вернется, то с каким настроением? |
|
- Мальчишки, куда-то торопившиеся, специально оскорбили Таню? | Они прошли, пробежали, сказав первое, что пришло в голову - “парализованная”. |
- Могли они знать, что Таня ,действительно, несколько лет пролежала, так как не могла двигаться? | Нет, она для них была обычной школьницей. Они привыкли так общаться. |
Действительно, они не задумывались. Они не знали, а может, забыли, что нет на земле пустых слов. Каждое слово значимо, каждое слово несет определенную информацию. И мы, люди, должны помнить об этом. Умение видеть информацию в слове пригодится и нам с вами на сегодняшнем уроке, тема которого “Деепричастие” - запишите. (Раздать тексты с рассказом)
Учитель |
Ученик |
- Как вы думаете, этимологически из скольких частей состоит это слово? | Из двух: дее- и причастие |
- Подберите однокоренные слова к ним | Дееспособный, причастный |
- Что значит “дееспособный”? | Способный к действию |
- Какое словосочетание можно составить из слов “действие”, “причастный”? | Причастный к действию (на доску) |
- Значит, деепричастие – это что-то причастное к действию. Это новое для нас слово, новое понятие. Какие вопросы возникают у вас? | - Что такое деепричастие? - Как образуется деепричастие? - На какие вопросы отвечает деепричастие? - Может ли изменяться деепричастие? - Чем является деепричастие в предложении? |
- Я предвидела ваши вопросы, поэтому записала их на доске. В конце урока, ответив на них, вы сможете определить, насколько хорошо усвоили эту тему. (Учитель открывает вопросы, записанные на доске) | |
- Из рассказа вы узнали о девочке,
которая очень хотела ходить в школу. Эти мысли не
оставляли ее и ночью. Найдите в тексте
предложение, в котором говорится об этом,
запишите его. - Произведем его синтаксический разбор |
Танечка засыпает и счастливо улыбается своим мечтам |
- Докажите, что сказуемые – глаголы являются однородными. | Глаголы относятся к одному и тому же слову, отвечают на один и тот же вопрос и связаны сочинительной связью. |
- Определите грамматические признаки этих глаголов | Это глаголы несовершенного вида, множественного числа, настоящего времени |
- А сейчас нам необходимо
максимально сосредоточиться. Что мы для этого
делаем? - А внимание нам необходимо для того, чтобы образовать новую глагольную форму. Для этого мне потребуется помощник |
(Учащиеся массируют мочки ушей) (К доске вызывается “слабый” ученик) |
-Убери, пожалуйста, у глагола “улыбается” окончание, а теперь припиши к основе суффикс -Я. Что получилось? | Улыбаясь |
- Это слово имеет отношение к глаголу? | Это слово образовалось от глагола. Оно причастно к нему |
- Так что это у нас получилось? | Деепричастие |
- Как образуется деепричастие? | Путем присоединения к основе глагола суффикса -Я |
В образовании деепричастия используются и такие суффиксы, как -В-, -ВШИ-, -А- (на доске крепятся суффиксы: -Я-, -ВШИ-, -А-, -В-) | |
- Посмотрите еще раз на наше предложение. Слова “засыпает”, “улыбаясь” сейчас являются однородными? | Нет, они отвечают на разные вопросы, не относятся к одному и тому же слову |
- На какой вопрос отвечает деепричастие “улыбаясь”? | Что делая? Как? (Вопросы крепятся к доске) |
- От какого слова мы задаем вопрос к слову “наблюдая”? | От глагола-сказуемого “засыпает” |
- Попробуйте изменить слово “улыбаясь” | Слово не изменяется |
- Какая еще часть речи так же, как деепричастие, не имеет окончания, не изменяется, но принимает вопрос от сказуемого? | Наречие |
- Таким образом, особенности каких частей речи проявляются в деепричастии? | В деепричастии проявляются признаки наречия и глагола |
- Чем, по-вашему, является деепричастие в предложении? | Обстоятельством, так же, как и наречие |
- А чтобы выяснить еще несколько особенностей деепричастия, запишем полученное предложение | Танечка засыпает, счастливо улыбаясь своим мечтам |
- Сколько действий выполняет девочка? | Два: засыпает и улыбается |
- Подумайте, какое из этих действий является основным, а какое добавочным, как бы дополняющим основное? | “Засыпает” - основное “Улыбаясь” - добавочное |
- Так что обозначает деепричастие? | Добавочное действие при основном |
- Мы говорили о том, к деепричастию вопрос идет от сказуемого – глагола. А от деепричастия может исходить вопрос к другим словам? | Учащиеся проводят наблюдения по тексту, обнаруживают зависимые слова |
- Значит, при деепричастии есть зависимые слова. Вам это ни о чем не напоминает? | Зависимые слова могли иметь при себе причастия |
- Проведите аналогию с причастиями. Кто способен сделать открытие? | Если при причастии есть зависимое слово, значит, мы имеем дело с причастным оборотом. Следовательно, если при деепричастии есть зависимое слово, значит, можно говорить о деепричастном обороте |
- Такой ответ заслуживает аплодисментов | Учащиеся аплодируют ответившему правильно |
- Найдите деепричастный оборот в предложении | Счастливо улыбаясь своим мечтам |
- Попробуйте определить, на какой вопрос отвечает деепричастный оборот? | Что делая? Как? |
- Какой член предложения отвечает на такой же вопрос? | Обстоятельство. Следовательно, деепричастный оборот в предложении будет являться обстоятельством |
- Посмотрите, как много мы с вами сегодня узнали. А чтобы закрепить все это в памяти, поработаем с текстами, что лежат у вас на столах | Учащиеся работают с текстом “Танечка” |
- Найдите в тексте предложение, в котором говорится об огромном упорстве Танечки | Она много занималась самостоятельно, часами просиживая за компьютером |
- Задание: найти деепричастие, деепричастный оборот, определить, к какому слову относится | Просиживая - деепричастие Часами просиживая перед компьютером - деепричастный оборот |
- Найдите предложение, в котором передается волнение мамы и бабушки | Мама нежно поцеловала Танечку, бабушка тоже, предварительно трижды перекрестив ее |
- В последнем предложении найдите деепричастный оборот | Танечка, тихо застонав от боли, попыталась подняться и не смогла |
4. Работа в группах. Формулирование определения деепричастия.
Мы с вами хорошо поработали. Посмотрите, сколько вопросов нам удалось рассмотреть на уроке (обратить внимание на вопросы, записанные на доске, можно на каждый из них дать ответ).
Однако у нас до сих пор нет научного определения этой особой формы глагола.
Сейчас каждый из вас должен в течение одной минуты сформулировать определение деепричастия. Через минуту вы должны поделиться своими соображениями с соседом по парте, добавив все самое существенное, затем “поделиться знаниями” с сидящими позади вас. Таким образом вы получите самое полное, самое совершенное определение, ведь как говорится “одна голова хорошо, а две – лучше”. Каждый ряд должен предложить свой вариант определения деепричастия, кто-то представит это определение на суд товарищей, остальные должны проанализировать. Будьте внимательны, закройте глаза, сосредоточьтесь, вспомните о деепричастии все, что прозвучало на уроке (пауза). А сейчас за работу! (Заслушиваются определения, составленные учащимися)
Молодцы! Мы прослушали несколько определений, Я вижу, что вы владеете научным стилем. А теперь сравним наше определение с тем, что дает учебник (работа с учебником).
Чье определение более полно, более подробно рассказывает о деепричастии? Вот видите, в результате тщательных наблюдений, совместной работы, при внимательном отношении к слову мы сами составили правильное определение. Поаплодируем себе, ведь это так полезно!
5. Отработка умения видеть и использовать деепричастия в речи.
Ну что ж, с теорией справились, а следующее задание поможет выяснить, как вы умеете применять свои знания на практике.
Ребята, у кого на партах КРУЖКИ, вам нужно за 5 минут написать мини-сочинение на тему “Боль от слова” в стиле рассуждения. Смотрите на эпиграф. Используйте деепричастия, которые даны вам в качестве опорных слов.
Ребята, на чьих столах лежат квадраты, найдите и выделите в тексте деепричастные обороты, выделите суффиксы в деепричастиях.
Ребята, у кого треугольники, вам предстоит выписать из текста деепричастия.
6. Сдача работ. Зачитывается одно из сочинений.
- Наш урок подходит к концу. Скажите, что нового вы узнали сегодня?
- Испытывали ли вы трудности? Что показалось особенно сложным?
- О чем нужно помнить?
А я напоминаю вам и пусть это будет заданием на всю жизнь, что
Слова бывают разные – то дельные, то праздные,
То честные, правдивые, то льстивые, фальшивые,
Есть слово – утешение, и слово – удушение,
Есть трезвые и пьяные, лукавые, туманные.
Есть чистые, алмазные, а есть бесстыдно –
грязные.
Одни помогут выпрямить, другие душу вытравить.
Есть речь огнем горящая, есть тлением смердящая.
Слова высокой доблести, и самой низкой подлости.
Помните, что словом можно убить,
Словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Главное – помнить о его значимости, о его
весомости.
КРУГ. Ключевые слова: невзначай сказанное; дарить радость; причинять боль; ранить словом; сокровенное в душе; общаемся, не задумываясь; говорить, думая; залечить боль, нанесенную словом; “слово не воробей, вылетит – не поймаешь”.
КВАДРАТ. Найти в тексте и выписать предложения с деепричастиями, деепричастными оборотами и выделить их.
ТРЕУГОЛЬНИК. В указанных учителем предложениях из текста найти деепричастие.