Цели:
Оборудование: Выставка книг, запись текста на аудио кассете, карточки со словами, записи на доске.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
- Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Посмотрите на меня. Я желаю вам хорошего настроения и интересной работы на уроке. А чтобы всё у нас получилось, давайте будем вместе размышлять, фантазировать и читать.
2. Беседа. Знакомство с терминами – юмор, сатира.
Я не зря попросила вас улыбнуться друг другу в начале урока.
- Когда люди улыбаются? - Подберите синонимы к слову юмор. (Смех)
- Какой бывает смех? (Добрый, высмеивающий, злой). – А улыбка? (Добрая злорадная). - Так и многие произведения, Некоторые вызывают добрую улыбку – это юмористические произведения, а некоторые – злой смех – это сатирические произведения.
- Подберите однокоренные слова к словам юмористические и сатирические, чтобы они обозначали предмет. (Юмор, сатира)
Смех |
|
добрый |
злой, высмеивающий. |
Юмористические произведения |
Сатирические произведения |
юмор |
сатира |
Вывод: Значит, юмор – это добрый смех, а сатира – злой, высмеивающий смех.
- Например, вы упали, а все засмеялись, вам больно, а всем смешно. На уроке вы не можете решить задачу, а все смеются. Какой это смех? (Злой)
- На какое произведение похожи эти истории? (Сатирические)
- Я.Н.Юрьевна заплетём косички и будем бегать по коридору, прыгать, скакать, чтобы вас развеселить.
- Смешно вам будет над нами?
- Какой это смех? (И добрый и злой т.к. кто – то осуждает)
- На какое произведение похож этот рассказ? (Юмористическое и сатирическое)
- Многие писатели в своих рассказах описывают смешные случаи из жизни.
Назовите писателей, которые пишут такие рассказы? (Н. Носов, В. Драгунский?)
3. Сообщение темы урока.
- Сегодня на уроке мы с вами продолжим изучение темы “Кто родителей почитает, тот вовек не погибает”, познакомимся с новым рассказом В. Драгунского. (На доске написана общая тема, фамилия автора без названия рассказа)
А) Беседа.
- Виктор Юзефович Драгунский родился в 1913 году в Нью-Йорке, он писал не только юмористические рассказы, но и фельетоны. Кто слышал такое слово и сможет объяснить? Фельетон – это смешной рассказ с юмором или сатирой.
- Скажите мне, пожалуйста, а вы любите читать смешные рассказы?
- А любите фантазировать, придумывать рассказы, мечтать?
Составление мини-рассказов.
Я вам предлагаю помечтать о взрослой жизни. Начните свой рассказ со слов: если бы я был взрослый, то …
4. Изучение нового материала.
- А теперь давайте прочитаем, о чём мечтал мальчик из рассказа В.Ю. Драгунского “… Бы”. (Пишу название на доске)
А) Словарная работа и упражнения для развития правильного беглого чтения.
1) Вдох – выдох со звуком “фу”. 2) Сделаем глубокий вдох, а на выдохе читаем правильно, целыми словами. Нрав - нравилось - понравилось, Помни - помнил – припомнил, Дума - думала - задумала - задумалась, Щур - щурился – прищурился, Плеск - плеснул - всплеснул, Молила – молилась - взмолилась. |
Фунт – мера веса Лихо - зло, Я бы показал бы, почём фунт лиха. (Узнать, понять сполна горе, трудности) Сидели б у меня как шёлковые. (Хорошо, смирно, тихо) Читать, как скороговорку. |
Б) Первичное восприятие текста. Чтение со звуковым ориентиром.
- Почему автор дал такое необычное название своему рассказу? (Мальчик часто повторял эту частицу, мечтал о том, чего не бывает на самом деле)
- Этот рассказ смешной? Когда было смешно? А грустный или весёлый?
- Кому грустно, кому весело, почему?
- Значит, сочетание юмора и сатиры существует в произведениях и в реальной жизни.
Физкультминутка для глаз
В) Анализ и разбор текста.
1. Выборочное чтение.
- О чём мечтал мальчик?
- Зачитайте. (Всё вокруг на свете было бы устроено наоборот. Дети были бы во всех делах главными и взрослые должны были их во всём слушаться)
- У вас бывают такие мечты? (Все дети мечтают быть взрослыми, потому что считают, что взрослые главные)
- Зачем он хотел быть взрослым? (Главным, командовать, не нравилось, что взрослые им командуют, отомстить им)
- Докажите словами текста и зачитайте слова на стр. 48 вверху. Я бы показал бы, почём фунт лиха.
Найдите отрывки, в которых говорится, как бы разговаривал мальчик с мамой, папой и бабушкой, попробуйте передать голосом интонацию.
- Зачитайте. (Дети зачитывают только слова мальчика)
- Смешно разговаривает мальчик с родителями? Какой смех добрый или злой? (И добрый, т.к. такая нелепая интересная мечта и злой)
- Кого высмеивает автор? (Родителей и мальчика)
- Почему мальчик обращается к взрослым именно с такими словами, он сам их придумал? (Взрослые с ним так разговаривают в его семье, он научился у них)
- Каким голосом, с какой интонацией он с ними разговаривает, почему? (Недовольно, требовательно)
2. Чтение по ролям. Инсценирование.
- Найдите отрывок, в котором описывается разговор мальчика с мамой. Давайте попробуем себя в роли артистов и инсценируем эпизод.
- Сколько героев нам надо?
- Вы должны изобразить мимику, интонацию, силу голоса, действия.
- Остальные готовят рецензию.
3. Беседа.
- Умеют ли родители вести себя, как дети? Почему? (Значит, они устали и о них надо заботиться, им нужна и ваша помощь, у них много забот, несут ответственность за вас, хотят, чтобы вы вели себя правильно, беспокоятся о вас, переживают)
- Какие слова из текста, ставшие пословицей, доказывают, что родители хотят, чтобы вы вели себя правильно? (Когда я ем, то глух и нем)
- Прочитайте в конце текста, какие слова говорит мальчик о маме. (Вошла мама самая настоящая, живая)
- Как мальчик относится к своей маме? (Он любит её, радуется, когда она рядом, а то, что он придумал, то всё было не настоящее)
- Имеем мы право обижаться на своих родителей? (Нет, ведь чтобы они не говорили, они любят нас и желают только добра)
5. Итог.
2008 год объявлен годом семьи. Наше государство хочет помочь семьям, чтобы они жили ещё лучше, чтобы в семье все помогали друг другу, заботились друг о друге.
- Как мы должны относиться к родителям? (Чтить, прощать, уважать).
Берегите друг друга,
Добротой согревайте,
Берегите друг друга,
Обижать не давайте.
Берегите друг друга,
Суету позабудьте
И в минуту досуга
Рядом с другом побудьте.
Берегите друг друга
Без притворства и лести,
Берегите друг друга:
Ненадолго мы вместе
- Что значит быть хорошим сыном, дочерью? (Правильно вести себя)
- Зачем написал автор рассказ? (Чтобы дети научились почитать, любить родителей, прощать)
- Как автор относится к мальчику? (Сочувствует, насмехается)
- Как вы относитесь к мальчику?
Оценивание.
6. Рефлексия.
- Что вы поняли, прочитав рассказ?
- Изменится ваше отношение к родителям?
7. Домашнее задание.
- Поднимите руки, кто умеет красиво рисовать?
- Вы дома готовите рисунок к тексту и небольшой рассказ о том, что изобразили. А остальные составляют рассказ на выбор о маме, мальчике или папе.