Урок литературного чтения "В.Ю. Драгунский. «…Бы»"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Познакомить с юмористическим и сатирическим направлением в литературе на примере рассказа В.Ю. Драгунского “…Бы”.
  2. Продолжить работу по формированию навыка чтения, умению пользоваться выразительными средствами языка.
  3. Формировать умение выделять главное, доказывать, делать выводы.
  4. Развивать умение выражать своё отношение к герою, оценивать его поступки и определять отношение к нему окружающих и автора.
  5. Развивать фантазию, составлять небольшие творческие рассказы.
  6. Воспитывать почтение, уважение к родителям.

Оборудование: Выставка книг, запись текста на аудио кассете, карточки со словами, записи на доске.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

- Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Посмотрите на меня. Я желаю вам хорошего настроения и интересной работы на уроке. А чтобы всё у нас получилось, давайте будем вместе размышлять, фантазировать и читать.

2. Беседа. Знакомство с терминами – юмор, сатира.

Я не зря попросила вас улыбнуться друг другу в начале урока.

- Когда люди улыбаются? - Подберите синонимы к слову юмор. (Смех)

- Какой бывает смех? (Добрый, высмеивающий, злой). – А улыбка? (Добрая злорадная). - Так и многие произведения, Некоторые вызывают добрую улыбку – это юмористические произведения, а некоторые – злой смех – это сатирические произведения.

- Подберите однокоренные слова к словам юмористические и сатирические, чтобы они обозначали предмет. (Юмор, сатира)

Смех

добрый

злой, высмеивающий.

Юмористические произведения

Сатирические произведения

юмор

сатира

Вывод: Значит, юмор – это добрый смех, а сатира – злой, высмеивающий смех.

- Например, вы упали, а все засмеялись, вам больно, а всем смешно. На уроке вы не можете решить задачу, а все смеются. Какой это смех? (Злой)

- На какое произведение похожи эти истории? (Сатирические)

- Я.Н.Юрьевна заплетём косички и будем бегать по коридору, прыгать, скакать, чтобы вас развеселить.

- Смешно вам будет над нами?

- Какой это смех? (И добрый и злой т.к. кто – то осуждает)

- На какое произведение похож этот рассказ? (Юмористическое и сатирическое)

- Многие писатели в своих рассказах описывают смешные случаи из жизни.

Назовите писателей, которые пишут такие рассказы? (Н. Носов, В. Драгунский?)

3. Сообщение темы урока.

- Сегодня на уроке мы с вами продолжим изучение темы “Кто родителей почитает, тот вовек не погибает”, познакомимся с новым рассказом В. Драгунского. (На доске написана общая тема, фамилия автора без названия рассказа)

А) Беседа.

- Виктор Юзефович Драгунский родился в 1913 году в Нью-Йорке, он писал не только юмористические рассказы, но и фельетоны. Кто слышал такое слово и сможет объяснить? Фельетон – это смешной рассказ с юмором или сатирой.

- Скажите мне, пожалуйста, а вы любите читать смешные рассказы?

- А любите фантазировать, придумывать рассказы, мечтать?

Составление мини-рассказов.

Я вам предлагаю помечтать о взрослой жизни. Начните свой рассказ со слов: если бы я был взрослый, то …

4. Изучение нового материала.

- А теперь давайте прочитаем, о чём мечтал мальчик из рассказа В.Ю. Драгунского “… Бы”. (Пишу название на доске)

А) Словарная работа и упражнения для развития правильного беглого чтения.

1) Вдох – выдох со звуком “фу”.

2) Сделаем глубокий вдох, а на выдохе читаем правильно, целыми словами.

Нрав - нравилось - понравилось,

Помни - помнил – припомнил,

Дума - думала - задумала - задумалась,

Щур - щурился – прищурился,

Плеск - плеснул - всплеснул,

Молила – молилась - взмолилась.

Фунт – мера веса

Лихо - зло,

Я бы показал бы, почём фунт лиха. (Узнать, понять сполна горе, трудности)

Сидели б у меня как шёлковые. (Хорошо, смирно, тихо)

Читать, как скороговорку.

Б) Первичное восприятие текста. Чтение со звуковым ориентиром.

- Почему автор дал такое необычное название своему рассказу? (Мальчик часто повторял эту частицу, мечтал о том, чего не бывает на самом деле)

- Этот рассказ смешной? Когда было смешно? А грустный или весёлый?

- Кому грустно, кому весело, почему?

- Значит, сочетание юмора и сатиры существует в произведениях и в реальной жизни.

Физкультминутка для глаз

В) Анализ и разбор текста.

1. Выборочное чтение.

- О чём мечтал мальчик?

- Зачитайте. (Всё вокруг на свете было бы устроено наоборот. Дети были бы во всех делах главными и взрослые должны были их во всём слушаться)

- У вас бывают такие мечты? (Все дети мечтают быть взрослыми, потому что считают, что взрослые главные)

- Зачем он хотел быть взрослым? (Главным, командовать, не нравилось, что взрослые им командуют, отомстить им)

- Докажите словами текста и зачитайте слова на стр. 48 вверху. Я бы показал бы, почём фунт лиха.

Найдите отрывки, в которых говорится, как бы разговаривал мальчик с мамой, папой и бабушкой, попробуйте передать голосом интонацию.

- Зачитайте. (Дети зачитывают только слова мальчика)

- Смешно разговаривает мальчик с родителями? Какой смех добрый или злой? (И добрый, т.к. такая нелепая интересная мечта и злой)

- Кого высмеивает автор? (Родителей и мальчика)

- Почему мальчик обращается к взрослым именно с такими словами, он сам их придумал? (Взрослые с ним так разговаривают в его семье, он научился у них)

- Каким голосом, с какой интонацией он с ними разговаривает, почему? (Недовольно, требовательно)

2. Чтение по ролям. Инсценирование.

- Найдите отрывок, в котором описывается разговор мальчика с мамой. Давайте попробуем себя в роли артистов и инсценируем эпизод.

- Сколько героев нам надо?

- Вы должны изобразить мимику, интонацию, силу голоса, действия.

- Остальные готовят рецензию.

3. Беседа.

- Умеют ли родители вести себя, как дети? Почему? (Значит, они устали и о них надо заботиться, им нужна и ваша помощь, у них много забот, несут ответственность за вас, хотят, чтобы вы вели себя правильно, беспокоятся о вас, переживают)

- Какие слова из текста, ставшие пословицей, доказывают, что родители хотят, чтобы вы вели себя правильно? (Когда я ем, то глух и нем)

- Прочитайте в конце текста, какие слова говорит мальчик о маме. (Вошла мама самая настоящая, живая)

- Как мальчик относится к своей маме? (Он любит её, радуется, когда она рядом, а то, что он придумал, то всё было не настоящее)

- Имеем мы право обижаться на своих родителей? (Нет, ведь чтобы они не говорили, они любят нас и желают только добра)

5. Итог.

2008 год объявлен годом семьи. Наше государство хочет помочь семьям, чтобы они жили ещё лучше, чтобы в семье все помогали друг другу, заботились друг о друге.

- Как мы должны относиться к родителям? (Чтить, прощать, уважать).

Берегите друг друга,
Добротой согревайте,
Берегите друг друга,
Обижать не давайте.
Берегите друг друга,
Суету позабудьте
И в минуту досуга
Рядом с другом побудьте.
Берегите друг друга
Без притворства и лести,
Берегите друг друга:
Ненадолго мы вместе

- Что значит быть хорошим сыном, дочерью? (Правильно вести себя)

- Зачем написал автор рассказ? (Чтобы дети научились почитать, любить родителей, прощать)

- Как автор относится к мальчику? (Сочувствует, насмехается)

- Как вы относитесь к мальчику?

Оценивание.

6. Рефлексия.

- Что вы поняли, прочитав рассказ?

- Изменится ваше отношение к родителям?

7. Домашнее задание.

- Поднимите руки, кто умеет красиво рисовать?

- Вы дома готовите рисунок к тексту и небольшой рассказ о том, что изобразили. А остальные составляют рассказ на выбор о маме, мальчике или папе.

Приложение 1