В последнее время возрастает роль краеведения в учебной и внеурочной работе. Положительная тенденция роста связана с введением, в соответствии с Законом РФ “Об образовании”, национально – регионального компонента школьного образования. Благодаря краевдению ученик имеет возможность глубже уяснить положения: история – это история людей, корни человека – в истории и в традициях своей семьи, своего народа, в истории родного города, республики, страны.
Главная задача сегодня – возрождение высоких гражданских чувств, таких как: духовность, нравственность, патриотизм. Невозможно их воспитать у учащихся без творческого погружения в историю своей малой Родины, родной культуры, без изучения быта традиций народов, населяющих наш край.
С целью расширения и углубления знаний учащихся по истории родного города и района, приобщения их к краеведческой и поисково-исследовательской деятельности разработана программа для краеведческой работы с учащимися.
Пояснительная записка
Настоящая программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации, Законом Республики Башкортостан “ Об образовании ” и другими нормативными документами, регламентирующими деятельность учреждений дополнительного образования детей.
За основу взята Республиканская программа “ Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения”, методические рекомендации авторов пособия “Школьные музеи Башкортостана, их задачи, роль и значение в совершенствовании образовательной системы Республики” /Уфа: БИРО, 2006г/.
Воспитание детей и молодёжи в современном обществе осуществляется в условиях экономического и политического реформирования, в ходе которого существенно изменились положение подрастающего поколения, принципы функционирования образовательных учреждений, молодежных объединений и организаций. Социально-экономические инновации периода становления российской государственности вызвали определенное социальное расслоение общества, переорентацию жизненных ценностей в молодёжной среде. Это предполагает необходимость формирования у граждан, прежде всего у подрастающего поколения, высоких нравственных, морально-психологических и этических качеств, среди которых – патриотизм, гражданственность, ответственность.
Цель: Воспитание нравственно-духовной, граждански активной личности.
Задачи:
Формирование социально-психологических качеств, необходимых человеку и определяемых понятием “патриот”. Патриот – это человек, который горячо любит свою Родину, учится и трудится на ее благо, приумножая ее богатства, а если понадобится, должен быть готов встать на ее защиту.
Воспитание гордости за подвиги наших земляков.
Формирование эмоционально-личностного отношения воспитанников к ценностям исторического и культурного наследия народов России, Башкортостана.
Повышение активности, самостоятельности.
Развитие поисково-исследовательских навыков и умений.
Приобретение опыта практической деятельности.
Развитие интеллектуального и творческого потенциала.
Программный материал предлагается в виде комбинирования теоретических и практических форм обучения.
Учебно-тематический план
I раздел “Краеведение”
Кто такие краеведы? История краеведческого дела в гимназии.
Пионеры краеведческого движения
нашего города ( Духанин М.В., Писяев К.Т., Бабиков
И.А., Танатаров В.С., Чуриков И.И., Устинов П.Е.)
Понятие “Патриот”
II раздел “Музейное дело”
Основные понятия музейного дела.
Экспонаты, экспозиции, фонд.
Музейная документация.
Хранение, учёт и систематизация материала.
Совет музея.
Музеи.
Музеи города и района. Профили музеев.
Историко – краеведческий музей в г. Мелеуз.
Музей образования.
III раздел “Моя малая Родина”
Наш район на карте Башкортостана.
Край родимый, край богатый.
Жемчужина района.
Уголок чудес природы – национальный парк
“Башкирия”.
Листая страницы исторической летописи.
Моя Республика Башкортостан. Народы,
населяющие Республику Башкортостан. В единстве,
братстве, дружбе.
Государственная символика. Гимн. Герб. Флаг.
Символы нашего города.
Былое и настоящее. Историческая справка о
Мелеузовском районе, о городе Мелеузе.
Памятники города и района. История памятников и
событий, связанных с ними.
Улицы нашего города. Главная улица нашего города.
IV раздел “События и личности”
Главный полковник Пугачёва – Кинзя Арсланов.
Носитель русской воинской славы – Александр
Михайлович Семавин.
Выдающийся композитор и певец – Газиз
Альмухаметов в Мелеузе.
Установление советской власти в Мелеузе.
Председатель Ревкома – Михаил Аллександрович
Спиридонов
Смоленский полк.
Достойный вечной славы. Ефим Фёдорович Трясин.
Годы славных преобразований.
Мухаметша Бурангулов – великий фольклорист.
О первых механизаторах.
Пионеры профессии киномеханника в Мелеузе.
Шла война народная.
Мелеуз – фронту.
Наши Герои Советского Союза.
О девушках, не вернувшихся с войны.
Солдат – поэт. Фаткулла Абдуллович Комиссаров.
Ночь в немецком блиндаже.
V раздел “В XXI век, в третье тысячелетие”
Промышленность.
Ветеран индустрии Мелеуза.
Мелеузовский завод строительных материалов.
ОАО “Мелеузхимстрой”.
Сельское хозяйство.
ОАО “Зирганская МТС”.
Колхоз имени Салавата.
СПК “Трудовик”.
СПК “Ашкадарский”.
В союзе с передовым опытом.
Здравохранение.
Больница с. Воскресенское.
Династии врачей.
Развитие культуры.
Библиотеки.
Кинотеатры.
Клубы. Дома Культуры.
Кинолетописцы.
Мелеуз спортивный.
Спортивные сооружения.
Победы наших спортсменов.
VI раздел “Народное образование”
Музей образования
Прошлое, настоящее народного образования.
Первые просветители.
Педагогические династии.
Система образования сегодня.
Музей образования.
История создания музея.
Экспозиции музея.
Историческая летопись образовательного
учреждения.
Юные краеведы и Музей.
Совет музея и объединение учащихся школ города
“Патриот”.
Научно-исследовательские работы учашихся.
Тематические эскурсии:
“Учитель! Мой школьный учитель!”
“О тебе, моя школа, в музее образовния!”
“Наша гордость – выпускники!”
Практическая деятельность
Участие в образовательном проекте “Моя малая
Родина”.
Организация поисковых групп и их деятельность.
Работа с архивным материалом.
Создание проектов творческих отчётов по итогам
выполненой краеведческой работы.
Создание проекта программы, сценария
мероприятия (праздник, конкурс, встреча и т.д.).
Защита проекта.
Оформление тематических экспозиций, выставок.
Составление и проведение викторин
краеведческого содержания.
Сбор материала для книги “ О тебе, моя гимназия
”, Гимназическое движение “Память”
Подготовка материала к изданию книги “Его
именем названа улица” (о выпускнике школы №2
-гимназия №1,Викторе Шлычкове).
Разработка и проведение краеведами бесед на темы
“История школы №2 – гимназии№1 в судьбах
выпускников”, “Мсй город. Прошлое, настоящее,
будущее”.
Занятие краеведением помогает учащимся глубже
уяснитьсмысл, сущность важых норм, включённых в
Конституцию страны: “Каждый обязан заботиться о
сохранении исторического и культурного
наследия, беречь памятники истории и культуры”
(статья 44, часть 3).