Программа элективного курса по обществознанию "Основы научно–исследовательской деятельности"

Разделы: Общепедагогические технологии


Пояснительная записка.

Одна из целей обществоведческого образования - формирование целостного мировоззрения учащихся на основе представления о мире как многогранном процессе, протекающем во времени и пространстве. Однако молодые люди, окончив школу, часто не умеют видеть действие тех законов, которые изучали в школе, не всегда умеют применить знания. Одной из причин данной проблемы является пассивная позиция ученика в процессе обучения.

Организация научно-исследовательской деятельности учащихся не только помогает решить данную проблему, но и способствует формированию наиболее высокого уровня образованности, достижимого в средней школе, - методологической компетентности. Методологическая компетентность характеризуется способностью на базе теоретических знаний решать задачи в различных сферах деятельности на основе самостоятельного исследовательского подхода. Научно-исследовательская деятельность как таковая нацелена на выявление сущности изучаемых явлений и процессов. Научность тому или иному исследованию придает использование в работе проверенных опытом теоретико-методологических оснований, подходов, методов, процедур, методик, что помогает получить объективные результаты, обладающие научной новизной и значимостью. Поэтому основной критерий эффективности исследования - это получение нового научного результата, приращение теоретического знания. Ученик, овладевающий навыками научно-исследовательской деятельности, должен знать методологию исследовательской деятельности, ее этапы, технологию; уметь использовать различные методы исследования и приемы творческой деятельности на практике; быть готовым к исследовательскому взаимодействию с действительностью.

Исследовательская работа формирует умения и навыки, необходимые выпускнику для успешной учёбы в ВУЗе и научной карьеры. Опыт такой работы пригодится всем, чья деятельность будет связана с написанием текстов аналитического характера (резюме, отчётов, обзоров и т.п.), что сегодня востребовано на любом интеллектуальном поприще. Кроме того, это как раз та сфера деятельности, где ученик не только получает и осваивает новую информацию, но и имеет возможность применить свои знания и способности за рамками учебного процесса. Таким образом, ещё будучи учениками, ребята имеют возможность убедиться, что знания, полученные в школе, имеют реальную ценность. Сформированные навыки помогут учащимся при подготовке к урокам обществоведческого цикла, при работе над рефератами и докладами по другим предметам.

Плодотворная научно - исследовательская деятельность возможна тогда, когда учащиеся владеют навыками свободного общения и квалифицированного информационного поиска. Поэтому, для достижения наилучшего результата занятия целесообразнее построить следующим образом, объединив темы в три смысловых блока.

  1. Занятия, направленные на формирование интеллектуальных и коммуникативных навыков.
  2. Занятия, направленные на формирование основ информационной грамотности.
  3. Занятия, направленные на освоение основ методики и техники социологического исследования.

На первом этапе достигается формирование устойчивой исследовательской мотивации, т.е. желание понимать информацию и сообщать её другим, происходит расширение интеллектуального и коммуникативного репертуара учащихся. Наиболее подходящей формой для формирования коммуникативной культуры, развития речевых способностей и осознания значения коммуникативного сотрудничества являются тренинги общения. Другими формами занятий могут стать дебатные игры, ораторские марафоны, интеллектуальные бои и т.д. Игровые формы занятий не только делают их более интересными, но и позволяют снять психологические блоки, развить креативные способности учащихся и вовлечь их в реальную деятельность.

Одной из форм исследовательской работы является написание реферата. Обучение реферированию как достаточно сложной интеллектуальной и коммуникативной деятельности должно сочетаться с обучением основам информационной грамотности и научно-исследовательской деятельности. Важно научить работать с документом, как источником необходимой информации, развить навыки работы с вторичной информацией и умение ее создавать (библиографическое описание, аннотация, библиографическое пособие), развить навыки поиска информации в различных поисковых системах. Помимо умения вести поиск важно развить навыки критического мышления, обобщения, умения пользоваться индуктивными, дедуктивными и аналогическими рассуждениями, научить строить свою концепцию, контролировать мыслительные процессы. Эти задачи решаются на втором этапе работы.

Наконец, на этапе работы над третьим тематическим блоком, учащиеся знакомятся с теорией и практикой социологического исследования. Практическая часть позволяет учащимся уяснить сущность основных методов сбора социологической информации, сформировать навыки самостоятельного сбора и интерпретации социологических данных (разработка анкет и социометрических тестов, проведение интервьюирования, заполнение таблиц, графическое изображение полученных результатов, подведение итогов социологического исследования). Господство на данном этапе групповой формы организации деятельности позволяет решить задачу формирования у старшеклассников таких качеств, как толерантность, объективность, взаимная ответственность.

Исходя из вышесказанного, можно сформулировать цели и задачи, решаемые в ходе реализации программы.

Цель: обучение приемам и методам научно-исследовательской деятельности учащихся для усовершенствования процесса обучения и профориентации.

Задачи:

  • выявить наиболее одаренных учащихся и развить их творческих способностей;
  • способствовать развитию интереса к поисково-исследовательской деятельности;
  • создать условия для совершенствования умений и навыков самостоятельной работы учащихся, повышения уровня знаний и эрудиции в области обществоведческих наук;
  • создать условия для овладения учащимися знаниями, выходящими за пределы учебной программы;
  • способствовать формированию и развитию навыков информационной грамотности;
  • способствовать овладению учащимися навыками работы с источниками информации;
  • содействовать овладению методами и приемами научного исследования;
  • формировать активную жизненную позицию учащихся.

Программа рассчитана на учащихся 15-17 лет, имеющих склонность к исследовательской деятельности. Периодичность занятий - раз в неделю по два часа. Общее количество часов - 68.

Тематическое планирование.

Содержание программы.

Раздел 1. Формирование интеллектуальных и коммуникативных навыков.

Изучение и совершенствование коммуникативных качеств (умения воспринимать и контролировать свои способы вербального и невербального общения; способности к эмпатическому сопереживанию; умению слушать, убеждать, осознавать свои социальные роли и формировать желаемые модели поведения). Закрепление тренингового стиля общения.

Определение степени интеллектуальных возможностей учащихся.

Формирование исследовательской мотивации, развитие интеллектуальных умений (внимания, памяти, логического и ассоциативного мышления и т.д.).

Раздел 2. Формирование навыков информационной грамотности.

Информация, ее виды и способы существования в социуме. Теория информационного общества, варианты его развития. Документ, как способ существования информации, типы и виды документов, нетрадиционные носители информации. Поиск информации, виды поисковых систем, Интернет как глобальная поисковая система с неограниченными возможностями поиска. Справочно-библиографический аппарат библиотеки как поисковая система, его составляющие, варианты СБА для разного типа библиотек, знакомство с СБА детской библиотеки. Система каталогов и картотек - модель поисковой системы, знакомство с основными видами каталогов и картотек (алфавитный каталог, тематический (предметный) каталог, систематический каталог, систематическая картотека статей). Библиографические справки, разновидности и способы выполнения, библиографическая справка, как источник информации. Аналитико-синтетическая переработка документа, вторичная информация и ее создание, организации и специалисты ее создающие. Библиографическое описание, основные виды БО. Аннотирование и реферирование, как источник информации о документе, виды и способы составления. Библиографическая продукция, ее использование при поиске информации, виды и типы БП, целевое и читательское назначение. Составление оригинального библиографического продукта каждым участником, с целью использовать его в своей научной работе, презентация БП.

Раздел 3. Методы социологического исследования.

Общие понятия о способах получения социологической информации. Социологическое исследование и его этапы: выявление проблемы, постановка гипотез исследования, выбор показателей и критериев оценки, сбор данных, анализ результатов, прогнозы, выводы, рекомендации, отчёт и статьи, активные методы воздействия на социальную реальность.

Обзор наиболее часто используемых методов социологического исследования: наблюдение, включённое наблюдение, анкетирование, интервьюирование, контент-анализ текста, социометрия.

Практическая часть позволяет учащимся уяснить сущность основных методов сбора социологической информации, сформировать навыки самостоятельного сбора и интерпретации социологических данных (разработка анкет и социометрических тестов, проведение интервьюирования, заполнение таблиц, графическое изображение полученных результатов, подведение итогов социологического исследования).

Планируемые результаты.

Основным педагогическим результатом реализации данной программы является формирование не только методологической, но и других ключевых компетенций. Вот некоторые основные компетенции, реализуемые в ходе исследовательской деятельности учащихся, актуальные для гражданского образования (напомню, что компетенции выражаются и формулируются через соответствующие умения):

- умение извлекать пользу из опыта;

-умение опрашивать окружение;

-умение критически относиться к тому или иному аспекту общественного развития;

- умение занимать позицию в дискуссиях и высказывать своё собственное мнение;

- умение видеть важность политического и экономического окружения, в котором проходит обучение и работа;

-умение оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением, а так же с окружающей средой;

- умение сотрудничать и работать в группе;

- умение принимать решения - улаживать разногласия и конфликты;

- умение разрабатывать и выполнять контракты;

- умение принимать решение и прогнозировать его последствия; умение нести ответственность.

Аппарат контроля.

Оценивание результатов целесообразно проводить по следующим показателям:

- умение правильно использовать основные социологические понятия, методологически грамотно выстраивать интерпретацию различных социальных явлений;

- уровень овладения методами сбора социологической информации

- осознание сложных, разноуровневых связей в мире социальных явлений, их противоречивости и закономерностей их развития;

- творческая, конструктивная, гуманная позиция учащихся в решении социальных проблем.

- овладение навыками работы с информационными источниками, с информационно-поисковыми системами.

- овладение навыками составления библиографического описания, поиска фактической информации, умение создавать источники вторичной информации.

Образовательные результаты изучения данного курса могут быть выявлены в рамках следующих форм контроля:

- текущий контроль (беседы с учащимися по изучаемым темам, деловые игры -"Библиопутешествие", "Что? Где? Когда?", "Библиополе", дискуссии, круглые столы, презентации и т.д. );

- тематический контроль (создание библиографического пособия, проектной работы, исследовательской статьи и т.д.);

- обобщающий контроль в форме презентации (в том числе и мультимедийной) личных достижений.

Методическое обеспечение учебного процесса.

В ходе реализации программы целесообразным представляется использование проектной технологии и методики КТД.

Следует отметить, что проектная деятельность соединяет индивидуальную школьную и внешкольную активность, основанную на получении непосредственного опыта, с культурными традициями, личностной ориентацией. Все это связывает вместе и социальный опыт, и обучение, и осмысление учащимися происходящих процессов. Большое внимание уделяется самостоятельной учебе в группах (командах), а также развитию социального сознания. Благодаря участию в общественно нужном деле предполагается преодоление отрицательной установки к учению. Данная технология позволяет:

- развить коммуникативные навыки;

- получить опыт собственного осмысления событий происходящих в современном мире;

- развить умения фиксировать свои мысли в виде знаков, схем проектное мышление в области социологии;

- освоить способы понимания текстов, и техники критики.

Организация учебного процесса.

Занятия проводятся на базе читального зала для среднего и старшего возраста Новоаганской детской библиотеки. В качестве материала для практических работ используется фонд и СБА детской библиотеки. Для создания необходимого рабочего настроя используются различные игры со словами, составленные по методике Джани Родари, они позволяют максимально отойти от стереотипов восприятия и настроится на работу с информацией и ее источниками. Для подачи теоретического материала используются лекции преподавателей ЧГАКИ (Моргенштерна И.Г., Федосенко Г.И., Рубанова Т.Д., Русак З.В., Боруля Г.А., и др.) и материалы учебника по библиографии.

Список литературы.

  1. Асмолов А.Г. Деятельность и установка / М., 1979.

  2. Диомидова, М.Г. Библиография [Текст]: учебник для ВУЗов / М.Г. Диомидова. - М.:

  3. Просвещение, 1989. - 221с.
  4. Ерофеева Н.А. Социология. Практический курс. Учебное пособие. / М., 1995.
  5. Игры - обучение, тренинг, досуг... под ред. Петрусинского./М.: "Новая школа",1994.

  6. Кравченко А.И. Введение в социологию: учебное пособие / М., 2000.
  7. Моргенштерн, И.Г. Информационное общество [Текст]: учебное пособие для ВУЗов / И.Г. Моргенштерн. - Челябинск, 2000. - 78с.
  8. Практическая психология для преподавателей / М.: Информационно-издательский дом "Филинъ", 1997Лекционный материал ЧГАКИ ФДК.
  9. Родари, Дж. Грамматика фантазии [Текст] / Дж. Родари. - М.: Дет. лит., 1979. - 245с.

Понятийный аппарат.

БО - библиографическое описание

БП - библиографическое пособие

БПр - библиографический продукт

СБА - справочно-библиографический аппарат

СКК - система каталогов и картотек

ТРИЗ - теория решения изобретательских задач

Я-концепция - согласованное и зафиксированное в словесных определениях представление человека о самом себе, итог познания и оценки самого себя через отдельные образы себя в условиях различных ситуаций, а также через мнение других людей и сопоставление себя с ними.