Особенности использования подвижных игр и игровых заданий в условиях отсутствия спортивного зала

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Изучив множество материалов по подвижным играм и используя эти знания в своей работе можно сказать, что подвижными играми можно заниматься не только на больших спортивных площадках, но и во дворике, на любой ровной площадке, в небольшом помещении. Они не требуют много места, дорогого инвентаря, специальной технической подготовки и имеют несложные правила.

Значение игр усиливается возможностью их широкого использования в природных условиях. Игры на лыжах, в лесу, в воде и т.д. - ни с чем не сравнимое средство закаливания и укрепления здоровья.

Урок должен быть похож на игру, даже если он проводится с различным инвентарем. Какими бы интересными и разнообразными уроки ни были, в каждом итоге они надоедают и утомляют. А поэтому лучше игры нет ничего.

Игра с давних пор составляет неотъемлемую часть жизни человека, она занимает досуг, воспитывает, удовлетворяет потребности в общении, получении внешней информации, дает приятную Физическую нагрузку. Игра оказывает благотворное влияние на формирование детской души, развитие физических сил и способностей. В игре растущий человек познает жизнь.

В условиях отсутствия спортивного зала игра является основной формой деятельности, она позволяет осознавать окружающий мир и открывает простор для самовыражения.

Подвижные игры - важное средство воспитания, одно из самых любимых и полезных занятий детей. В их основе лежат физические упражнения, движения в ходе выполнения которых участники преодолевают ряд препятствий, стремятся достигнуть определенной, заранее поставленное цели. Благодаря большому разнообразию содержания игровой деятельности, они всесторонне влияют на организм и личность, способствуя решению важных специальных задач физического воспитания.

Подвижные игры являются лучшим средством активного отдыха после напряженной умственной работы. Игровая деятельность развивает и укрепляет основные группы мышц и тем самым способствует улучшению здоровья. Движения, входящие в подвижные игры, по своему содержанию и форме очень просты, естественны, понятны и доступны восприятию и выполнению.

Ценность подвижных игр в том, что приобретенные умения, качества, навыки повторяются и совершенствуются в быстро изменяющихся условиях.

В основном занятия по физической культуре проводятся на открытом воздухе, где нет специальных приспособлений для решения определенных задач урока, но с помощью игры это нетрудно реализовать.

В играх занимающиеся упражняются в ходьбе, беге, прыжках, метании и незаметно для самих себя овладевают навыком основных движений. Улучшается общая координация движений, развивается способность целенаправленно владеть своим телом в соответствии с задачей и правилами игры.

Приобретенный двигательный опыт и хорошая физическая подготовка создают необходимые предпосылки для последующей спортивной деятельности. Особенно ценным в оздоровительном отношении является проведение подвижных игр на открытом воздухе круглый год, так как при движении на открытом воздухе значительно усиливается обмен веществ с увеличением притока кислорода, что благотворительно отражается на всем организме.

Подвижные игры повышают функциональную деятельность, вовлекают в разнообразную динамическую работу различные крупные и мелкие мышцы тела, увеличивают подвижность в суставах.

Под влиянием физических упражнении, применяемых в играх, активизируются все стороны обмена веществ (углеводный, белковый, жировой и минеральный). Мышечная работа стимулирует функции желез внутренней секреции.

Количество учащихся имеющих, какие либо хронические заболевания и относящихся к подготовительной или специальной медицинской группе с каждым годом возрастает. Это тоже необходимо учитывать, ведь дети с ослабленным здоровьем не могут выполнить полную нагрузку и выдержать темп урока, который требует учитель, или совсем освобождены и в этом тоже помогает игра.

При отставании в физическом развитии у детей использование подвижной игры способствует оздоровлению организма, повышает общий уровень физического развития.

Восстановление здоровья больных детей способствует функциональный и эмоциональный подъем, возникающий у детей в процессе игр. Такое благоприятное значение могут иметь подвижные игры только при правильной постановке занятий с учетом возрастных особенностей и физической подготовленности учащихся.

Игра и возрастные особенности детей.

Анатомо-физиологические особенности организма детей младшего подросткового возраста.

Роль движений, мышечных усилий для роста и развития ребенка выражена в "энергетическом правиле двигательной активности" (Армавский 1971 г.) Его суть о следующем. От работы скелетных мышц зависит физиологическая зрелость всех внутренних органов, а следовательно, и всего организма. Чем интенсивнее работают мышцы (естественно, без превышения возможностей организма), тем раньше достигают физиологической зрелости внутренние органы и организм в целом.

Необходимый подбор игр для уроков физической культуры определяется программой. Однако на уроке можно использовать самые разнообразные подвижные игры, составленные самостоятельно или взятые из методической литературы, если они отвечают решению поставленных задач. Чтобы удачно подобратъ игру и на хорошем педагогическом уровне ее провести, важно учитывать интерес детей, их физические возможности, особенности психического развития.

Средний школьный возраст характеризуется растущей устойчивостью организма по отношению к проявлению физических усилий. Резко попытаются функциональные возможности, исчезают неэкономные движения, требующие излишней затраты сил, что позволяет ребятам участвовать в играх с большей интенсивностью и относительной длительностью двигательных действий. Примером могут служить игры "Круговая лапта", "Прыжок за прыжком".

Учащиеся 4-6 классов играми более сложными, чем в предыдущих классах. Объясняется это до некоторой степени тем, что дети в этот период обладают большей устойчивостью а работе сердца, большей емкостью легких, хотя дыхательная система еще недостаточно развита (дыхание не глубокое). В этом возрасте крепнет костно-связочный аппарат, продолжает развиваться мышечная система. Дети, особенно мальчики, любят играть, где преимущественно развивается сила ("Бой петухов", "Перетягивание через черту", "Сильнее и ловчее" и др.). Мальчики имеют некоторое преимущество перед девочками в играх с бегом на скорость, с метанием на дальность и в цель. Поэтому в ряде игр девочки не могут вступать в единоборство с мальчиками. Их больше привлекают игры с различными движениями, элементами равновесия, хотя в большей части командных игр девочки и мальчики играют совместно. Нервная система совершенствуется. Нарастает функциональный потенциал воспринимающей системы мозга.

Тормозные функции у подростков значительно лучше развиты, чем в младшем школьном возрасте, сильнее развита волевая сфера. Игры более длительны по времени и более насыщены сложными движениями, что способствует развитию выносливости.

Младшие подростки (средний школьный возраст) мыслят более критично и отвлеченно, выходя за пределы образов, предпочитают опираться на чувственные представления и восприятия. Способность к отвлеченному мышлению, приобретенный запас знаний, и двигательный опыт позволяют им осваивать более сложные игра с многочисленными правилами и сложными взаимоотношениями ("Перестрелка", "Борьба за мяч", "Мяч капитану" и т.д.).

Младшие подростки любят игры, в которых каждый может наилучшим способом показать свои личные возможности и использовать их в интересах своего коллектива ("Вызов", "Часовые и разведчики", "Веревочка под ногами" и др.).

Дети начинают понимать, что все в играх условно. Сюжетность сохраняется только в играх на местности ("Ориентирование на местности").

В связи с акселерацией наступает более раннее половое созревание. У девочек оно начинается именно в этот период (10-12 лет).

Ученые считают, что физическая акселерация идет параллельно с психической. Современные дети более развиты, чем 20 лет назад.

В связи с ускорением полового созревания наблюдается дисгармония физиологических функций нервной системы и сердечнососудистой систем. Отмечается нарушение функций вегетативной нервной системы (головокружения, сердцебиение, повышенная чувствительность к звукам, запахам и др.). Все это отражается на играх детей. Дети не уравновешены психологически, бурно проявляют свои эмоции в процессе игры. В связи с этим необходимо повышать требования к соблюдению правил игры ,пои чрезмерной возбудимости делать перерывы в игре.

Подвижные игры младших подростков способствуют их дальнейшему всестороннему гармоническому развитию и физическому образованию.

Влияние игры на развитие физических качеств учащихся младшего подросткового возраста.

За учебный год мы с учениками проходим программный материал по легкой атлетике и по лыжной подготовке, с помощью этих видов спорта мы можем развить такие качества как быстроту, выносливость. Но как уже говорилось выше отсутствие спортивного зала и не выполнение программы в полном объеме не дают возможность развивать такие качества у детей, как сила (частично развивается за счет лыжной подготовки сила рук и прыжков в легкой атлетике) и гибкость. В моей работе снова помогают подвижные игры. Но при этом нужно учесть, что все физические качества ребенка развиваются в разные периоды в зависимости от пола и возраста (см. приложение № 1).

Велико значение подвижных игр в воспитании физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости. Причем в подвижных играх физические качества развиваются в комплексе.

Развитие быстроты.

Большинство подвижных игр требует от участников быстроты (быстрее убежать, догнать, мгновенно реагировать на звуковые, зрительные, тактильные сигналы).

Многие подвижные игры включают упражнения подобного характера, поэтому игры эффективно используются для развития скорости реакций и других проявлений быстроты: скорости одиночного движения и частоты движения. Например, в игре "Наступление" игроки обоих команд должны быстро среагировать на свисток руководителя, при этом одни должны убежать, а другие их осалить.

Для развития быстроты можно использовать любые подвижные игры, включающие быстрые кратковременные перемещения выполняемые с максимальной скоростью, а также такие упражнения, как прыжки, многоскоки, выпрыгивания и др.

Развитие ловкости.

Ловким называют человека, способного быстро осваивать новые сложные движения и осуществлять адекватные точные действия, несмотря на меняющиеся условия. Это сложное физическое качество, а значительной степени обусловливающее успешность любых двигательных действий человека.

Постоянно изменяющаяся обстановка в игре, требующая от участников быстрого перехода от одних действий к другим, способствует развитию ловкости.

Так, в игре создаются бесконечные вариации двигательных игровых ситуаций, возникают многообразные возможности решения встающих перед участниками задач, благоприятный эмоциональный фон, снимающий состояние скованности и излишнего мышечного напряжения, моделируются сложные межличностные взаимоотношения.

Для развития ловкости можно использовать любые подвижные игры, содержащие элементы новизны, физические упражнения большей координационной трудности, упражнения на равновесие и точность движений, а так же игры, связанные с необходимостью принимать нестандартные быстрые двигательные решения в дефиците времени и с использованием различных предметов ("Веревочка", "Часовые и разведчики").

Развитие силы.

Молодецкая сила и удаль у всех народов всегда были в почете. Уже в древнегреческих мифах прославлялись герои, одаренные величайшей силой. Немало богатырей-силачей воспето в русских былинах и сказках. Состязания в силе на игрищах, гуляньях, ярмарках были популярны на Руси.

Для развития силы у детей и подростков с большей эффективностью используются подвижные игры, включающие упражнения с внешним сопротивлением (вес предметов, противодействие партнера, бег по песку и т.д.) или упражнения с преодолением тяжести собственного тела (отжимание в упоре лежа, лазание по рукоходу и т.д.). Подвижные игры, направленные на развитие силы, целесообразно применять после игр на быстроту и ловкость, подготавливающих дыхательную и сердечно-сосудистую систему детей к силовым нагрузкам. Игры со скоростно-силовой направленностью также воспитывают силу.

В качестве примера можно назвать такие игры, как "Перетягивание каната", "Перетягивание в парах" и т.п. Упражнения с преодолением тяжести собственного тела могут быть включены в различные эстафеты в виде отдельных элементов или их серий.

Развитие выносливости.

Развитие выносливости в физическом воспитании школьников занимает одно из центральных мест. В широком смысле слова выносливость характеризуется способностью человека противостоять утомлению за счет общей и специальной тренированности и волевых усилий.

Для развития выносливости у школьников используются различные физические упражнения, отвечающие следующим условиям:

Участие большинства мышечных групп.

Применение освоенных и нетрудных по технике движений.

Регулируемость интенсивности упражнения.

Наличие интервалов отдыха и моментов напряжения и расслабления мышц.

Повторяемость упражнения.

Легко обнаружить, что многие подвижные игры отвечают отмеченным условиям и, следовательно, могут особенно эффективно использоваться для развития выносливости.

Подвижные игры обладают еще одним достоинством: играющие в зависимости от индивидуальных особенностей тренированности регулируют интенсивность нагрузок, самостоятельно выбирая момент" отдыха.

Игры, связанные с частым изменением направления движения способствуют развитию гибкости.

Существует я отрицательная сторона подвижных игр, ее нужно обязательно учитывать руководителю при проведении тон или иной игры.

Соревновательный характер игры приводит к значительному эмоциональному накалу, мобилизации всех сил и повышению работоспособности, играющие увлекаются и забывают об усталости. Хотя особенно развитие выносливости и предполагает наступление утомления, но руководитель должен по внешним его признакам (см. приложение № 2) не допускать проявления крайних форм и вовремя снизить интенсивность и объем нагрузок.

Использование подвижных игр, в структуре урока.

Подвижные игры в соответствии с программой по физической культуре проводятся на уроках с 1-11 класс. Они применяются с определенными педагогическими целями, направленными на формирование к развитие двигательных умений, навыков и качеств, с задачами обеспечения физической нагрузки и разностороннего воздействия на организм занимающихся.

Подвижные игры включаются почти во все уроки кроме контрольных.

В 5-7 классах используются многие игры, пройденные раньше. В них включаются более разнообразные движения, вводятся и усложненные препятствия. По времени игры длительнее, нежели в начальной школе.

В 5-7 классах рекомендуются игры с быстрыми движениями, с прыжками, с подлезанием и перелазанием. В связи с ростом физических возможностей при проведении подвижных игр решаются следующие задачи: закрепление и совершенствование в игровой обстановке гимнастических, легкоатлетических движений, элементов ходьбы на лыжах, развитие быстроты, дальнейшее совершенствование навыков метания и ловли малого и большого мяча; развитие силы в сочетании с ловкостью и быстротой, а также согласованности действий; воспитание товарищеской взаимопомощи, творческой активности, умения правильно ориентироваться в пространстве и времени.

Методика проведения подвижных игр на уроках физической культуры подчиняется общим требованиям, но имеет свою специфику, которая связана с необходимостью сохранить определенную плотность урока. Это диктует оперативность, четкую продуманность методических приемов, необходимость добиваться, чтобы все дети, участвуя в играх, получали примерно равную нагрузку

Игровое занятие строится по следующей схеме:

Разминка длительностью 5-7 минут или подвижная игра небольшой интенсивности;

3- 4 подвижных игры (1.-2 высокой и 2-3 средней интенсивности) в заключительной части занятия используется игра низкой интенсивности;

Интервалы отдыха между играми - 2-3 минуты. Это время используется на подведение итогов и подготовку к следующей игре.

Игра в подготовительной части урока.

Подвижные игры проводятся в любой части урока. В подготовительной части главная их задача - организация внимания, разогревание организма, совершенствование в различных построениях.

В подготовительной части урока скучно просто выполнять общеразвивающие упражнения, и поэтому на каждом уроке провожу разминку игровым способом: с помощью таких игр, как "Вызов номера", "Воробьи - вороны" или "День и ночь", "Огонь, вода, воздух" и т.д. Особенно гимназистам нравится игра "Кто быстрее" во время разминки. Весь класс делится на две команды, выстраивается в две шеренги лицом друг к другу на расстоянии 3-4 метра. Условие игры: выполняя ОРУ, по сигналу учителя быстро поменяться местами, чья команда выполнит быстрее, та выигрывает. Ведется подсчет баллов. Эта игра очень дисциплинирует детей, т.к. при обычной разминке бывает шум, а здесь нужно быть внимательным, чтобы не прослушать сигнал или команд преподавателя. Во время перемены мест между командами можно давать различные задания - поменяться местами - бегом, в полуприседе, прыжками и т.д.., которые могут быть подводящими упражнениями к какому ни будь двигательному действию а зависимости от задач урока.

Игра в основной части урока.

В основной части с помощью игр могут решаться самые различные педагогические задачи, связанные с совершенствованием двигательных умений. Эти игры с активной деятельностью, значительной физической и эмоциональной нагрузкой (перебежки, салки, эстафеты, такие игры, как "Белые медведи", "Ловля, парами", "Охотники и утки", "Беребежка с выручкой", "Борьба за флажки", "Защита укреплений" и т.д.).

В этой части урока у гимназистов самая любимая игра "Квадратас" (или "Снайпер" или "Перестрелка" - правила и содержание игры одни и те же, а названия такие из-за регионов нашей страны, где эта игра проводится.

Игра в заключительной части урока.

Задача заключительной части урока - приведение организма в относительно спокойное состояние, организованное окончание урока. Поэтому здесь проводятся игры, не требующие большого напряжения и возбуждения. Могут применяться все игры на внимание ("Запрещенное движение", "Слушай сигнал", "Отгадан, чей голосок" и др.), а также игры с небольшой двигательной активностью ("Пустое место", "К своим флажкам").

Учащиеся, включенные по состоянию здоровья в основную и подготовительную медицинские группы, допускаются к занятиям всеми видами игр без ограничения.

Для ослабленных детей важен подбор индивидуальных нагрузок (з зависимости от уровня их подготовленности и работоспособности) даются разные по конкретности задания:

  • играть только в защите или только в нападении;
  • перепрыгивать условное препятствие в самой его узкой или широкой части;
  • метать мячи с дальней или близкой отметки;
  • увеличить или уменьшить длину пробегаемой дистанции, число повторений упражнении в игре. При проведении совместных игр для более слабой команды следует упростить условия игры.

От игры к спорту.

Подвижные игры сочетаются с гимнастикой, легкой атлетикой, спортивными играми, лыжной подготовкой и плаванием.

В МОУ "Гимназия № 2" на протяжении 3 лет не было спортивного зала, в следствие чего и отсутствовало различное гимнастическое оборудование. По разделу программы гимнастика мы могли заниматься только акробатикой.

Игровой метод используется для закрепления навыков, необходимых гимнасту, помогает придать занятиям эмоциональную окраску, соревновательный характер, что положительно сказывается на процессе обучения.

Существует много подвижных игр, помогающих развивать качества и навыки, необходимые легкоатлетам. На занятиях применяются игры, направленные на решение задач, специфичных для данного вида.Одни игры содействуют воспитанию быстроты реакций, помогают совершенствовать технику спорта или финишный рывок ("Команда быстроногих", "Вызов номеров", "Перебежки с выручкой"), другие направлены в основном на освоение бега по повороту, передачу эстафеты ("Пустое место", "Круговая эстафета", "Встречная эстафета"). Важно уметь приспосабливать игры к виду спорта.

Так в игре "День и ночь" можно бег начинать из стартовых положении. В игре "Круговая эстафета" можно сделать коридоры для передачи эстафетной палочки и т.д. Игры на пересеченной местности помогают лучше освоить технику бега с преодолением препятствий.

Существует множество игр и эстафет, которые можно использовать на уроках по легкой атлетике: игры для бегунов, игры с прыжками, с метаниями. Многие ученики начинают ворчать из-за лыжной подготовки. (Чтобы им привлечь любовь к лыжам). Потому что из-за существующих в настоящее время условий жизни не многие могут позволить приобрести ребенку лыжный инвентарь. Мы выходим из этого положения приобретением лыж в прокат на лыжной базе "Снежинка". Чтобы привить детям любовь к лыжам, приходится не мало потрудиться.

Подвижные игры на лыжах содействуют освоению и закреплению навыков передвижения на лыжах.

В соответствии с задачами подготовки игры условно распределяются на группы:

  • для изучения с начинающими поворотов переступанием на месте и при движении ступающим шагом по равнине;
  • для изучения и совершенствования лыжных ходов (на равнине, пересеченной местности);
  • для закрепления и совершенствования горнолыжной техники;
  • для развития двигательных качеств;
  • для воспитания умения ориентироваться на местности, умения распределить силы.

Проводимые игры на лыжах не только совершенствуют специальную подготовку, но и содействуют оздоровлению.

Когда неблагоприятные погодные условия для проведения уроков, приходится заниматься в актовом зале (размен который не приспособлен для игры в баскетбол и в наличии имеется 6 мячей. Детям предлагается игровая форма выполнения упражнений с мячом.

Постепенно усложняя подвижные игры, вводятся элементы противоборства, з некоторые игры вводятся элементы техники владения мячом, сходные с элементами баскетбола. Проводятся эстафеты с отработкой элементов баскетбола (ведения мяча, передачи мяча и т.д.).

И последний вид спорта, который практикуется в нашей гимназии - это занятия по плаванию в плавательном бассейне "Дельфин".

На занятиях по плаванию с детьми обязательно применяются игры и развлечения на воде. Игры делают уроки плавания более эмоциональными, повышают интерес детей к повторению знакомых упражнений, помогают воспитанию смелости, самостоятельности.

Игры на воде проводятся на каждом уроке плавания, как с новичками, так и с детьми, хорошо умеющими плавать. Последовательно от урока к уроку, по мере повышения спортивной подготовленности детей, игры становятся технически более сложными и трудными. Игры и развлечения на воде проводятся в конце основной и в заключительной частях урока в течение 15-20 мин., а иногда и больше, в зависимости от содержания игры. Выбор игры зависит от педагогических задач обучения, условие для проведения игры (глубины, температуры воды, наличие пологого берега; количества детей в группе, их возраста и подготовленности. Например, игры для закрепления навыков в плавании "Кто дальше", "Торпеды", "Кораблекрушение", "Эстафета" и т.д. (описание этих игр см. в приложении №3).

В заключении хочется сказать, что под влиянием игры можно оценивать и систематизировать по двум направлениям преимущественной направленностью на развитие физических качеств и совершенствованию двигательных навыков, необходимых для сдачи учебных нормативов и контрольных тестов (см. приложение № 4).