ТИП УРОКА: Закрепление пройденного.
ЦЕЛИ УРОКА:
- Повышение интереса к русскому языку через использование нового типа лексико – орфографических упражнений.
- Стимулирование интеллектуального и лингвистического развития учащихся.
- Воспитывать упорство в достижении цели. Умение работать в коллективе. Прививать интерес к родному языку.
ЗАДАЧИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
- Совершенствовать умение правильно писать слова с разделительными ъ и ь.
- Формировать основные виды речевой деятельности: говорение, слушание, чтение.
ЗАДАЧИ РАЗВИВАЮЩИЕ:
- Развивать приёмы анализа, синтеза, группировки, логическое мышление, орфографическую зоркость.
- Развивать различные виды речи: внутреннюю и внешнюю, устную и письменную, монологическую и диалогическую.
- Развивать важнейшие интеллектуальные качества: внимание, память, мышление, наблюдательность.
МЕТОДЫ: проблемно – иллюстративный, проблемно – поисковый.
ФОРМЫ: индивидуальные, фронтальные, групповые.
Процесс овладения русским языком может быть интересным, увлекательным и эффективным. Этому способствует методика обучения русскому языку средствами субъективизации. Автором методики является доктор педагогических наук, профессор кафедры русского языка и методики его преподавания в начальных классах Вятского государственного педагогического университета Галина Александровна Бакулина.
Наиболее важными в содержании является два момента. Во – первых, школьники работают с лингвистической теорией и словарными словами как с понятиями. Это даёт возможность во время изучения русского языка интенсивно формировать словесно – логическое мышление у учащихся.
Во – вторых, лингвистические знания, умения, навыки приобретаются детьми в процессе выполнения нового типа упражнений. На их основе развивается и совершенствуется одновременно ряд важнейших интеллектуальных качеств ребёнка. Прежде всего его речь, внимание, память, мышление, наблюдательность, сообразительность. Работа с такими упражнениями – всегда увлекательный, глубоко эмоциональный и бесконечно интересный поиск ответа на поставленную учителем лингвистическую задачу.
I. Мобилизующий этап.
Давайте настроимся на работу. Улыбнитесь друг другу. Сядьте удобно, закройте глаза и повторяйте за мной:
Я в школе на уроке.
Сейчас я начну учиться.
Я радуюсь этому.
Внимание моё растёт.
Я, как разведчик, всё замечу.
Память моя крепка.
Голова мыслит ясно.
Я хочу учиться. Я очень хочу учиться.
Я готов к работе.
II. Составление плана работы.
На доске карточки с этапами работы. Необходимо установить их последовательность.
Рис. 1
Дети предлагают последовательность работы на уроке.
III. Формулирование учащимися темы и цели урока.
– Узнайте, какие буквы пропущены?
– Что вы знаете об этих буквах?
Сформулируйте тему сегодняшнего урока.
СЕЛ С…ЕЛ
МЕЛ МЕЛ…
ПОЛЁТ ПОЛ…ЁТ
(мягкий знак и твёрдый знак)
Правильно. Тема нашего урока “Правописание слов с разделительным ь и ъ знаком.”
Отталкиваясь от темы урока, сформулируйте его цель используйте для этого запись на доске.
ЦЕЛЬ:
* повторить правило правописания слов с …
* учиться грамотно писать слова с…
– Цель нашего урока: повторить правило правописания слов с разделительным ь и ъ ; учиться грамотно писать слова с ь ъ, использовать их в устной и письменной речи; познакомиться с новым словарным словом.
IV. Минутка чистописания.
Используя данный шифр, определите в какой последовательности надо записать эти буквы.
Рис. 2
Проверьте
Рис. 3
V. Словарно– орфографическая работа.
1. “Мягкая посадка”. Повторение пройденных слов. Дети стоят возле парт. Учитель демонстрирует словарное слово, а дети друг за другом по “цепочке” объясняют правописание. Объяснив слово правильно, ребёнок занимает место за партой.
2. Одновременно с классом, индивидуально у доски, один ученик выполняет задания.
- Вставить пропущенные буквы.
- Разделить слова на группы. Слова каждой группы обозначить одним цветом.
(Рядом со словом прикрепить геометрическую фигуру определённого цвета)
Б…РЁЗА, В…РОНА, ЗА…Ц, Р…БИНА, К…РОВА, Щ….НОК, ….РЕХ, ЛАСТ…ЧКА, С…БАКА
3. Проверка индивидуальной работы.
– Какие изученные словарные слова вы могли бы добавить в каждую группу?
4. Сегодня мы познакомимся с новым словом. Вы сможете его узнать, если успешно справитесь с кодом. Какое это слово?
Рис.4
1 | ? | 3 | ? | 5 | ? | 13 | 14 | 15 | 16 |
7 | 8 | ? | 10 | ? | 12 | 17 | ? | 19 | ? |
Рис.5
ф | я | с | у | щ | е | м | р | и | х | ц | а | в |
14 | 2 | 16 | 1 | 4 | 6 | 19 | 9 | 11 | 3 | 18 | 20 | 10 |
ЯЩЕРИЦА
– Что вы знаете об этом животном?
– Объясните правописание этого слова.
– Проговорите вслух.
– Повторите с закрытыми глазами.
– Запишите это слово в тетрадь.
– Какие варианты переноса есть у этого слова?
VI. Тренировочные упражнения.
Упражнение
1.Прочитайте. Какая связь между данными словами? Составьте подобную пару, выбрав одно слово из слов в скобках.
Учитель – ученик | врач (больница, градусник, температура, больной) |
Снег – лыжи | лёд (каток, зима, коньки, скользить) |
Ступеньки – лестница | листья (опали, деревья, зелёные, появились) |
Запишите, разделяя выбранные слова для переноса.
Упражнение 2.
Одновременно с классом, индивидуально у доски.
Составь словосочетания, соединяя слова из левой и правой частей.
Раздели слова для переноса.
СТАЛЬНЫЕ | СЕМЬЯ |
СИЛЬНАЯ | ПОРТФЕЛЬ |
СТАРЕНЬКИЙ | РЕЛЬСЫ |
БОЛЬШАЯ | ВЬЮГА |
– Какое словосочетание лишнее? (стальные рельсы – множественное число)
– Что объединяет эти слова? (ь и разделительный ь)
VII. Обобщение.
Рис. 6
- Как вы думаете, какая буква скрывается в этой табличке? (ъ)
VIII. Физкультминутка.
Раз – подняться, потянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка.
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять– руками помахать.
Шесть – за парты тихо сесть
IX. Закрепление пройденного.
Упражнение 3.
Одновременно с классом, индивидуально у доски.
Выпишите номера приставок, после которых в словах надо писать Ъ
(2, 4, 5, 8, 10)
Рис. 7
по | с | про | об | под | за | на | от | до | раз | |
Ехал | 1 | 2 | 4 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Ели | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
Упражнение 4.
В цепочке слов найди лишние слова:
а) ПОДЪЕЗД, НАЕЗД, ОБЪЕДКИ, ОТЪЕЗД, ОБЪЯТИЯ
б) Пользуясь таблицей образуй и запиши однокоренные слова с Ъ.
– Проверка индивидуальной работы.
– Представьте, что кто-то из одноклассников не был на предыдущих уроках. Что вы можете рассказать о правописании слов с ъ? Прочитайте вопросы и постарайтесь ответить одним предложением.
ПЛАН:
- После какой части слова пишется разделительный ъ ?
- После каких приставок пишется разделительный ъ ?
- Перед какими буквами пишется разделительный ъ ?
- Сформулируйте правило о правописании ъ, пользуясь планом.
Рис. 8
Упражнение 5.
На доске 3 таблички со словами.
Рис. 9
Надо раскрасить таблички по плану:
*У зелёного и голубого слова одинаковые четвёртые буквы.
*У зелёного и оранжевого – первые буквы
Проверьте
(пень – зелёным, семья – голубым, подъём – оранжевым)
– Что объединяет эти слова? (буквы не имеющие звуков – ъ и ь.)
– Какое слово лишнее? (пень – мягкий знак показатель мягкости; один слог; подъём – слово с приставкой, есть твердый согласный звук)
Упражнение 6.
Запишите в три столбика слова, которые я буду диктовать:
Деньки, ручьи, съезд, польёт, мальчик, съёжился, осенью.
Упражнение 7.
Одновременно с классом, индивидуально у доски.
Переставь слова так, чтобы получились пословицы.
Дело, лучше, маленькое, большого, безделья.
Нет, терпенья, ученья, без.
Упражнение 8.
Прочитай словосочетания. Постарайся их запомнить (через одну минуту стираю первые слова словосочетаний)
Ориентируясь на второе слово, напишите словосочетания полностью. Подчеркните орфограммы.
С…едобный | гри… |
Об…ъянил | задач… |
Под..ёмный | кран |
С…ёмка | фильма |
-Проверка индивидуальной работы. Работа над смысловым значением пословиц.
X. Итог урока.
– Смогли мы достичь поставленной цели? Какую цель мы достигли?
(Повторяется правило о правописании слов с разделительным ь и ъ)
– Что общего между ь ъ?
– Какие отличия?